ФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ им. П.Ф. Лесгафта, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Программа вступительных испытаний
по специальности.
Направление подготовки «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
Программа – «Теория и методика профессионального образования»
ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В АСПИРАНТУРУ
1. Предмет педагогики, ее задачи на современном этапе развития общества. Основные категории педагогики.
2. Методы стимулирования и коррекции поведения, их функции, виды, применение. Отношение к использованию поощрений и наказаний выдающихся теоретиков и практиков педагогики.
3. Методы научно-педагогического исследования. Методы педагогической диагностики.
4. Отклоняющееся поведение и его коррекция. Опыт А.С. Макаренко и возможности его использования в современных условиях. Спорт как средство воспитания трудных подростков.
5. Сущность процесса обучения, двусторонний его характер.
6. Семейное воспитание, его особенности, задачи и значение на современном этапе. Классики педагогики о семейном воспитании.
7. Формирование мировоззрения.
8. Педагоги-новаторы и их вклад в современную теорию и практику образования и воспитания.
9. Взаимосвязь и взаимодействие наследственности, среды и воспитания. Роль деятельности в развитии личности.
10. Воспитательное и образовательное значение проверки и оценки знаний, умений и навыков. Виды педагогического контроля и требования к нему. Дискуссионные вопросы оценивания.
11. Сущность процесса воспитания и его специфика.
12. Программированное обучение, его сущность, достоинства и недостатки. Педагогические требования к использованию технических средств обучения.
13. Предмет дидактики и ее задачи, взаимосвязь общей и частной дидактики (частных методик).
14. Понятие коллектива. Отношение к теории коллектива в современной педагогике и практике. Структура коллектива, признаки коллектива, стадии его развития. Особенности спортивного коллектива.
15. Понятие о целостном педагогическом процессе. Комплексный подход в воспитании подрастающего поколения.
16. Учет возрастных особенностей в работе с подростками.
17. Многоуровневая структура образования.
18. Учение как средство воспитания. Принцип воспитывающего обучения и его реализация в педагогическом процессе.
19. Методы формирования сознания, их место и значение в процессе воспитания, краткая характеристика. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе использования данных методов.
20. Основные идеи гуманистической педагогики.
21. Закономерности воспитательного процесса.
22. Особенности познавательной деятельности учащихся.
23. Теория оптимизации педагогического процесса В.К. Бабанского.
24. Развитие теоретических способностей личности в процессе обучения и воспитания.
25. Взаимосвязь физического и экологического воспитания. Задачи, средства, методы.
26. Теория развивающего обучения.
27. Учебные заведения нового типа (лицеи, гимназии, колледжи и др.), их пробелы и перспективы.
28. Основные принципы воспитания и их использование в физкультурной и спортивной деятельности. Учет особенностей вида спорта в воспитании.
29. Социальная педагогика и ее задачи.
30. Игра как средство воспитания ребенка.
31. Дидактические принципы и условия их реализации в педагогическом процессе.
32. Понятие об авторской системе деятельности педагога.
33. Взаимосвязь трудового и умственного воспитания, проблемные вопросы их обеспечения. Методы воспитания.
34. Понятие об активных методах обучения в современной педагогике. Использование различных методов активного обучения в школе и в вузе.
35. Основные концепции педагогических способностей.
36. Понятие о методах обучения и методических приемах. Различные подходы к классификации методов обучения и их характеристика.
37. Работа педагогического коллектива школы по руководству физическим воспитанием учащихся.
38. Научные концепции педагогического мастерства.
39. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
40. Структура процесса обучения.
41. Концепции функциональной грамотности и профессиональной компетентности современного педагога.
42. Проблемное обучение, сущность, задачи, значение.
43. Понятие средств воспитания. Традиционные и нетрадиционные средства воспитания. Выбор средств воспитания в зависимости от ситуации педагогической действительности.
44. Сущность педагогической этики. Основные принципы педагогической морали.
51.Преемственность теории и истории педагогики. Использование в современной педагогике идей выдающихся педагогов.
45. Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании.
46. Дистанционное обучение, состояние, перспективы.
47. Понятие методов воспитания, их классификация и краткая характеристика. Условия эффективности выбора методов воспитания с учетом конкретной педагогической ситуации.
48. Характеристика различных систем обучения. Классно-урочная система и ее особенности. Роль зарубежных и русских педагогов в ее развитии.
49. Виды и типы экспериментов в педагогических исследованиях, сравнительный анализ репродуктивных и проблемных методов обучения.
50. Значение внеклассной и внешкольной воспитательной работы, формы ее организации и пути повышения эффективности.
51. Сенсорное воспитание детей в истории и теории педагогики.
52. Технология формирования положительного нравственного опыта. Создание воспитательной среды.
53. Движущие силы и закономерности педагогического процесса.
54. Проблема учета гендерных различий в педагогике.
Литература:
1. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: учеб. пособие / А.С. Агафонова. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с. – (Учеб. пособие).
2. Анисимов, В.В. Общие основы педагогика: учебник / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с.
3. Афонина, Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия: учеб. пособие / Г.М. Афонина; под ред. О.А. Абдуллиной. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 512 с.
4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – М.; Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. – 560 с.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. – (Учебник нового века).
6. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учебник / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с. – (Учебник для вузов).
7. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст] / В.И. Журавлев. – М.: Педагогика, 1990. – 168 с.
8. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий; РАН; Ин-т философии. – М.: Наука, 2002. – 454 с.
9. Зимняя, И.А. Воспитание – проблема современного образования в России: (состояние, пути решения) / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова; Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. – 3-е изд. – М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1999. – 81 с.
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 352 с.
11. Корнетов, Г.Б. Педагогика: учеб. пособие / Г.Б. Корнетов; УРАО. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 184 с.
12. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе: воспитание: от формирования к развитию: учеб-метод. пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М.; Ростов-на-Дону: Учитель, 2009. – 192 с. – (Педагогика нового времени).
13. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 1991. – 223 с.
14. Педагогика физической культуры: учебник: /Б.А. Карпушин. – М.: Советский спорт, 2013 г.- 300 с.
15. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
16. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник / под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2006. – 512 с. – (Высш. проф. образование).
17. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. пособие / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
18. Прокопьев, И.И. Педагогика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: Тетра Системс, 2002. – 544 с.
19. Пуйман, С.А. Педагогика: учеб. пособие / С.А. Пуйман. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 256 с.
20. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания учеб. пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 336 с.
21. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.–3-е изд – М.: Школа-Пресс, 2010. – 512 с.
22. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.–3-е изд – М.: Школа-Пресс, 2013.- 512 с.
23.. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В.И. Смирнов. –2-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Логос, 2002. – 304 с.
24. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство: учеб. пособие / Т.А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.
25. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: АСТ; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с. – (Учебники, учеб. пособия).
26. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.