Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург
Программа вступительных испытаний
по специальности
Направление подготовки «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
Программа – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Объемные требования для вступительного экзамена
- Теория физической культуры как наука и учебная дисциплина, ее значение для практики.
- Понятие «физическая культура», его соотношение с другими понятиями.
- Понятие «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физическое совершенство»; критерии физического совершенства.
- Понятие «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическое образование», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация».
- Структура физической культуры как вида культуры, ее основные функции (общие и специфические).
- Методы научных исследований в теории и методике физической культуры.
- Цель и основные задачи физического воспитания, их характеристика.
- Средства физического воспитания, их общая характеристика, состав и особенности.
- Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
- Техника физических упражнений: основа, ведущее звено, детали техники, фаза движений.
- Пространственные и пространственно-временные характеристики техники движений, их педагогическое значение.
- Временные и динамические характеристики техники движений, их педагогическое значение. Понятие о ритме движений.
- Обобщенные (качественные) характеристики техники физических упражнений и их педагогическое значение.
- Понятие «метод», «методический прием», методика». Классификация методов, применяемых в физическом воспитании. Требования к выбору методов.
- Характеристика методов слова, особенности использования в физическом воспитании.
- Характеристика методов наглядности, особенности их использования в физическом воспитании.
- Методы целостного и расчлененно-конструктивного упражнения, их связь с методами слова и демонстрации.
- Нагрузка и отдых в физическом воспитании. Компоненты дозирования нагрузки, приемы ее регулирования.
- Метод равномерного упражнения (назначение, методические особенности, содержание).
- Метод переменного упражнения (назначение, методические особенности, содержание).
- Метод повторного упражнения (назначение, методические особенности, содержание).
- Метод интервального упражнения (назначение, методические особенности, содержание).
- Игровой и соревновательный методы (назначение, методические особенности, содержание).
- Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий (назначение, методические особенности, содержание, варианты).
- Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию, их классификация и значение.
- Принцип сознательности и активности в физическом воспитании.
- Принцип наглядности в физическом воспитании.
- Принцип систематичности в физическом воспитании.
- Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании.
- Принцип постепенного повышения требований в физическом воспитании (динамичности).
- Понятие о двигательных умениях и навыках, их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков. Перенос двигательных навыков.
- Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов.
- Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения, пути предупреждения и устранения ошибок.
- Физические способности как вид способностей человека: понятие, классификация, закономерности развития.
- Силовые способности, формы их проявления и методика развития.
- Скоростные способности, формы их проявления и методика развития.
- Выносливость, формы ее проявления и методика развития.
- Координационные способности, формы их проявления и методика развития.
- Гибкость, формы ее проявления и методика развития.
- Перенос физических способностей: понятие о переносе, его виды и значение.
- Связь разных видов воспитания в процессе физического воспитания.
- Формы построения занятий в физическом воспитании (общая характеристика).
- Урочные формы построения занятий в физическом воспитании. Их отличительные черты, классификация, назначение.
- Структура и содержание урока физического воспитания.
- Неурочные формы построения занятий. Их отличительные черты, классификация и методические особенности.
- Планирование работы по физическому воспитанию. Назначение, методические требования, виды, документы.
- Контроль и учет работы по физическому воспитанию. Назначение, виды, документы, методические требования.
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (значение, задачи, средства, методические основы построения).
- Понятие «спорт». Место спорта в культуре общества, его социальная функция.
- Понятие «подготовка спортсмена» и «спортивная тренировка».
- Цель, задачи и содержание спортивной тренировки.
- Средства спортивной тренировки. Классификация физических упражнений, применяемых в спортивной тренировке.
- Классификация методов спортивной тренировки. Требования к выбору методов.
- Принцип направленности к максимуму достижений, углубленной специализации и индивидуализации.
- Принцип единства общей и специальной подготовки.
- Принцип непрерывности тренировочного процесса.
- Принцип постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок.
- Принцип волнообразного изменения тренировочных нагрузок.
- Принцип цикличности тренировочного процесса.
- Физическая подготовка спортсмена (понятие, виды, содержание).
- Техническая подготовка спортсмена (понятие, виды, задачи, средства, методы, содержание).
- Тактическая подготовка спортсмена (понятие, виды, содержание, значение, связь с другими видами подготовки).
- Направленное формирование личности, воспитание моральных, волевых качеств и специальная психическая подготовка спортсмена.
- Теоретическая подготовка спортсмена (задачи, содержание, методы, связь с другими сторонами подготовки).
- Структура отдельных тренировочных занятий и малых циклов тренировки (микроциклов).
- Средние циклы тренировки (мезоциклы): понятие, факторы, обусловливающие их структуру. Типы мезоциклов.
- Обоснование периодизации круглогодичной тренировки. Спортивная форма и фазы ее становления. Внешние условия периодизации спортивной тренировки.
- Характеристика подготовительного периода тренировки (задачи, средства, динамика нагрузок).
- Характеристика соревновательного периода тренировки (задачи, средства, динамика нагрузок).
- Характеристика переходного периода тренировки (задачи, динамика нагрузок).
- Подготовка спортсмена как многолетний процесс, общая характеристика стадий и этапов многолетнего процесса занятий спортом.
- Контроль в системе подготовки спортсмена (понятие, виды, содержание и технология проведения).
- Основы теории и методики спортивного отбора.
- Физическое воспитание детей в дошкольном возрасте (задачи, формы, основное содержание).
- Направленность, задачи, формы физического воспитания детей школьного возраста.
- Характеристика программы физического воспитания в общеобразовательной школе (назначение, структура, основное содержание).
- Планирование физического воспитания на учебную четверть в школе (назначение, формы, требования, технология планирования).
- Содержание подготовки педагога к уроку. Форма конспекта урока и требования к его разработке.
- Педагогическая: общая и моторная плотность урока, ее значение и способы регулирования; хронометрирование урока; пульсовая кривая нагрузки.
- Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры в школе (содержание, формы и методы). Требования к оценке успеваемости.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (назначение, виды и особенности каждого).
- Назначение и виды внеклассных занятий по физической культуре в школе.
- Назначение и виды внешкольной работы по физической культуре с детьми; ее связь со школьной работой.
- Задачи, формы, основное содержание и особенности физической культуры в детских оздоровительных лагерях.
- Физическое воспитание детей в семье (задачи, формы, основное содержание).
- Возрастная группировка взрослого населения. Общая характеристика физической культуры взрослого населения.
- Формы физического воспитания студентов вузов. Их методическая направленность.
- Физическое воспитание студентов в подготовительном отделении (содержание и организационно-методические особенности).
- Физическое воспитание студентов в отделениях спортивного совершенствования (содержание и организационно-методические особенности).
- Физическое воспитание студентов в специальном отделении (содержание и организационно-методические особенности).
- Физическая культура трудящихся в зрелом возрасте (значение, задачи, направленность, формы и основное содержание).
- Рекреативные формы физической культуры взрослого населения в условиях быта и отдыха.
- Массовые формы физической культуры по месту жительства.
- Особенности физической культуры в пожилом и старческом возрасте (значение, задачи, направленность, формы и основное содержание).
- Адаптивная физическая культура, ее основные компоненты и функции.
- Влияние двигательной активности на организм и личность инвалида.
- Особенности профессиональной деятельности преподавателя адаптивной физической культуры.
- Особенности обучения двигательным действиям. Трудности обучения, обусловленные локализацией дефекта (при нарушениях сенсорных систем опорно-двигательного аппарата, интеллекта).
- Типы образовательных учреждений для воспитания детей с отклонениями в развитии (8 типов по Шипицыной).
- Формы и особенности адаптивного физического воспитания детей, лишенных родительского попечительства (в домах ребенка, детских домах).
- Формы, организация и особенности содержания физического воспитания студентов-инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями в условиях средних и высших учебных заведений.
- Особенности рекреативных занятий детей с аномальным развитием. Роль игры в социализации личности аномального ребенка.
- Особенности рекреативных занятий инвалидов зрелого возраста. Виды физической рекреации, формы организации.
- Адаптивный спорт: рекреативно-оздоровительный и спорт высших достижений, отличительные черты.
- Этапы (уровни) развития спортивных команд как малых групп.
- Виды конфликтов в спортивной деятельности.
- Роль темперамента в физкультурной и спортивной деятельности.
- Лидерство в спортивной деятельности, его типы.
- Психологические характеристики спортивных команд как малых групп.
- Классификация методов психодиагностики в спорте.
- Группы задач психологического обеспечения спортивной деятельности.
- Роль спорта в психическом развитии человека.
- Задачи психодиагностики в спорте.
- Мотивация спортивной деятельности.
- Задачи общей психологической подготовки спортсмена.
- Задачи специальной психологической подготовки спортсмена.
- Формы проявления способностей к спортивной деятельности.
- Этапы сложного волевого действия в спорте.
- Психология личности тренера.
- Психология личности спортсмена.
- Массовидные явления в спорте.
- Средства формирования адекватного отношения спортсменов к спортивной жизни.
- Идеомоторная тренировка. Разновидности представлений выполнения упражнений.
- Признаки предстартового состояния «боевая готовность».
- Свойства нервной системы в спортивной деятельности.
- Способы регуляции уровня эмоционального возбуждения.
- Основные характеристики предстартовой «лихорадки».
- Приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний.
- Типы направленности личности и их роль в спортивной деятельности.
- Психологические функции тренерской деятельности.
- Группы мотивов спортивной деятельности.
- Функции спортивного зрелища.
- Основные характеристики зрелищ в спорте, в отличии от искусства.
- Способы совершенствования саморегуляции спортсмена.
- Факторы психологического климата в спортивной команде.
- Эффективное вербальное общение в условиях физкультурной и спортивной деятельности.
- Конфликты в спортивной деятельности, средства их профилактики и прекращения.
- Аутотренинг в спорте.
- Основные характеристики предстартовой апатии.
- Предстартовые психические состояния.
- Функции аутогенной тренировки в спортивной деятельности.
- Волевые качества в физкультурной и спортивной деятельности.
- Функции идеомоторной тренировки.
- Психологические рекомендации по преодолению предстартовой бессонницы.