Объемные требования к вступительным испытаниям в аспирантуру
По группе научных специальностей 5.4. Социология
Шифр и наименование научной специальности: 5.4.6. Социология культуры
Основная литература
1. Алакшин А.Э. Смысл мировой культуры [Электронный ресурс]/ Алакшин А.Э.- Электрон. текстовые данные. - СПб.: Петрополис, 2012. - 238 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20340.- [2] ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Бычков В.В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Электронный ресурс]: монография/ Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2012.— 840 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7258 [3].— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Дугин, А.Г. Социология русского общества: Россия между Хаосом и Логосом / А.Г. Дугин. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2011. - 592 с. - (Технологии социологии). - Библиогр.: с. 540-564. - ISBN 978-5-8291-1270-7|978-5-98426-102-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137464 [4] (03.12.2015).
4. Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура (работы разных лет) [Электронный ресурс]/ Лисеев И.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт философии РАН, 2011.— 315 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18755 [5].— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Вебер, Ал. Идеи к проблемам социологии государства и культуры / Ал. Вебер. - М. : Директ-Медиа, 2007. - 340 с. - ISBN 978-5-94865-985-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36071 [6] (04.12.2015).
2. Закревская, Н.Г. Интеллектуальный потенциал научного сообщества в университетах физической культуры : моногр. / Н. Г. Закревская ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б. и.], 2009. - 158 с. : ил. - Библиогр.: с. 147-158.
3. Здравомыслов, А.Г. Поле социологии в современном мире / А.Г. Здравомыслов ; под ред. Н.И. Лапин. - М. : Логос, 2010. - 408 с. - ISBN 978-5-98704-466-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84932 [7]
4. Межуев В.М. Идея культуры [Электронный ресурс]: очерки по философии культуры/ Межуев В.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2006.— 408 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21504 [8].— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Моль, А.А. Социодинамика культуры / А.А. Моль. - М. : Директ-Медиа, 2007. - 787 с. - ISBN 978-5-94865-219-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36138 [9] (04.12.2015).
6. Общество знания: от идеи к практике : монография : [в 3 ч.]. Ч.1. Основные контуры концепции общества знания / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Скифия-принт, 2008. - 247 с. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-98620-048-4.
7. Российская повседневность в условиях кризиса : [монография] / Ин-т социологии РАН; под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. - М. : Альфа-М, 2009. - 270 с. - ISBN 978-5-98281-193-6.
8. Таран, И.И. Гендерная социализация дошкольников [Текст] : монография / И. И. Таран ; Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации ; Великолукская государственная академия физической культуры и спорта. - Великие Луки : [б. и.], 2013. - 158, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 139-148. - ISBN 978-5-350-00279-9
9. Тихонова, Н.Е. Средний класс: теория и реальность : [монография] / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева ; Ин-т социологии РАН. - М. : АЛЬФА-М, 2009. - 319 с. - ISBN 978-5-98281-182-0
10. Хренов, Н.А. Избранные работы по культурологии: Культура и империя / Н.А. Хренов ; Научная ассоциация исследователей культуры, Научное объединение «Высшая школа культурологии». - М. : Согласие : Артём, 2014. - 528 с. - (Академическая библиотека российской культурологии). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-906613-01-1; 978-5-906709-01-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252988 [10] (04.12.2015).
11. Традиции и инновации российского высшего образования в сфере физической культуры. Опыт транскультурного ориентирования : монография / Е. В. Утишева [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург ; под ред. Е.В. Утишевой, Н. Г. Закревской. - СПб.: Стратегия будущего , 2011. – 274 с.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
• Alma mater» (Вестник высшей школы) http://www.almavest.ru/ [11]
• Вестник образования http://vestnikedu.ru/ [12]
• Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН) http://www.inion.ru/ [13]
• Институт социологии РАН http://www.isras.ru/ [14]
• Институт философии Российской академии наук http://iph.ras.ru/ [15]
• КиберЛенинка http://cyberleninka.ru/ [16]
• Молодой ученый http://www.moluch.ru/ [17]
• Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru [18]
• Научный портал «Теория ру» : http://teoriya.ru [19]
• Педагогика высшей школы и профессионального образования http://www.pedagogy-of-high-school.ingnpublishing.com/ [20]
• Российская академия наук http://www.ras.ru/ [21]
• Российская Академия образования http://rusacademedu.ru/ [22]
• Современные исследования социальных проблем http://journal-s.org/index.php/sisp/index [23]
• Социологические исследования http://www.isras.ru/socis.html [24]
• Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru [25]
Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ
• Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта http://lesgaft-notes.spb.ru/ [26]
• Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) http://fano.gov.ru/ru/ [27]
• Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
• Федеральный образовательный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru [28]
• Электронная библиотека РГБ http://elibrary.rsl.ru [29]
• Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/ [30]
• Электронно-библиотечная система Университетская библиотека On-line http://biblioclub.ru/ [31]
ГЛОССАРИЙ
1. Адекватность – точность, правильность, соответствие знания предмету исследований.
2. Аксиология – философская теория, изучающая ценностное содержание культуры. В более общем понимании – теория ценностей.
3. Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи. Достоинством алфавитного письма является небольшое количество и простота написания знаков (воспроизведение их доступно даже не обладающему художественными способностями человеку), а недостатком остаётся несоответствие количества используемых знаков количеству звуков данного языка.
4. Анализ - выделение отдельного свойства предмета исследований из круга остальных свойств с целью изучения его специфики. См. синтез.
5. Антропологический подход - взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы.
6. Антропоморфизм – представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются связанным с человеком.
7. Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания.
8. Анимизм (лат anima - душа) - система представлений о наличии независимого начала - души – у человека, животных, растений и предметов.
9. Артефакт – искусственно созданный объект.
10. Аскетизм – моральный и религиозный принцип, требующий воздержания от жизненных благ, удовольствий, ухода от мира.
11. Ассимиляция – культурное поглощение одним народом другого, в ходе которого происходит полная культурная переориентация "поглощаемого" народа.
12. Воля – способность к выбору свободы, общественной позиции, к рациональному самоограничению, к усилиям по определению и достижению цели.
13. Воображение – создание образа мира или отдельных его элементов, никогда не воспринимавшихся в опыте. Как важнейший архетип разума, воображение всегда включено в ситуацию человеческой или общественной жизни и позволяет проектировать способы ее преодоления. Вне ситуации воображение становится фантазией и выступает истоком новых культурных явлений.
14. Гуманизм - воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
15. Гуманизм (возрожденческий) – специфическое мировоззрение, ориентированное на приоритет исследования сфер бытия, так или иначе связанных с человеком.
16. Деятельность – познавательная и преобразовательная активность человека, которая целенаправленна, предметна, социальна, осуществляется в соответствии с материалом, обладает средствами и выражает сущность человека как творца ценностей из материала природы.
17. Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, которые указывают на другой предмет, событие или действие (Дорожный знак.)
18. Зооморфизм - представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются или ассоциируются с образами животных.
19. Идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул общественного развития. Желаемый образ максимального совершенства в этике.
20. Идеографическое письмо (иероглифика) - способ письма, в котором рисунки приобретают более упрощённый и схематический вид и, в отличе от всех предыдущих видов (предметного и рисуночного письма), приобретают способность передавать фонетические и грамматические особенности применяющего данное письмо языка
21. Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой.
22. Имманентный – внутренне необходимый.
23. Индивидуация – принцип, означающий, что каждый человек в жизни выступает, прежде всего, как индивидуальное, самобытное существо, а любое явление его жизненного мира перед ним предстает как конкретное, единичное явление.
24. Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционным способам жизни.
25. Интерпретация - описание и объяснение нового факта средствами определенной теории (или небольшой группы взаимно непротиворечивых теорий).
26. Интерсубъективность – структура индивидуальной субъективности человека, откликающаяся на субъективность других людей.
27. Иррациональное – выходящее за пределы человеческого разума, но переживаемое человеком как реальность.
28. Истина - адекватное отражение действительности.
29. Картина мира - обусловленная культурой совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения.
30. Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.
31. Классификация – система однопорядковых понятий, полученных в результате анализа предмета по одному признаку.
32. Консерватизм - духовная установка, характеризующаяся нацеленностью на сохранение и восстановление прежних порядков, традиций, образов мысли.
33. Культура – мера человеческого в человеке; способ и форма человеческой деятельности; совокупность явлений действительности, выступающих для человека ценностями; совокупность социальных институтов и ментальных структур, обусловливающих ценностное содержание человеческого мира. Ценностное отношение человека к миру. Мир ценностей, способ их создания, присвоения и изменения.
34. Культурная идентификация – определение человеком самого себя как принадлежащего определенной культурной традиции.
35. Культурная константа – событие или явление, отношение к которому с необходимостью будет возникать в любую эпоху в любой культуре
36. Культурный контекст – совокупность представлений данного общества о себе и своём отношении к кружающему миру, в которую погружено сознание каждого отдельного человека. Принадлежащего к данной культуре.
37. Культурно-исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю.
38. Локальная культура – социальная культура, рассмотренная с точки зрения ее природно-географической, исторической и национально-психологической определенности.
39. Любопытство – интеллектуальное переживание ситуации, "увлеченность" необычайностью, бескорыстная заинтересованность в познании того, что выходит за пределы жизненного мира.
40. Массовая культура – культура, ориентированная на ценности большинства членов общества.
41. Метакультура – сообщество культур, которое имеет надэтнический характер и объединяет разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В качестве такого общего параметра может выступать общность языка, общность природных условий и в особенности общность религиозная.
42. Метод – направленная на решение проблемы и исследование предмета упорядоченность шагов познания, эффективность которой доказана.
43. Мировоззрение – культурное отношение к миру, складывающееся на основе философской картины мира и проявляющееся в представлении о ценностях, смыслах и значениях для человека проявлений мировой реальности. Комплекс представлений человека о себе и мире, которые ограничены теми или иными желаниями, ценностями, стремлениями и идеалами человека.
44. Миф – образ или утверждение, не подтвержденное научно и аргументированное высшим по отношению к человеку авторитетом, принимаемое на веру. Существуют мифы древние и современные, сакральные, политические, экономические и др. Признак мифа – убеждение, что дело обстоит именно так, потому что об этом знают все!..
45. Обряд и ритуал – Форма культуры, проявление цивилизации. Порядок действий, в которых совершаются, закрепляются и проявляются традиция и обычай.
46. Объект - то, что субъект различает, это представление о жизненном мире субъекта как о материале для производства ценностей в ходе познания, преобразующей деятельности и присвоения.
47. Обычай – форма деятельности, лежащая в основе повседневного поведения социальных групп.
48. Отчуждение – осознание субъектом своего отличия от явлений мира и противопоставленности им.
49. Парадигма - образец, предписывающий нормативы познания или практики. Социокультурная парадигма – сущностный эталон, образец, норматив культуры. Массовое, общекультурное архетипическое представление об основных качествах человека, мира и их взаимоотношений.
50. Потенциальное – существующее как возможность своего осуществления.
51. Прагматизм – этический принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу.
52. Предмет – данное в опыте явление действительности, на которое направлено познание.
53. Предметное письмо – возникшее ещё в первобытном обществе использование предметов с целью передачи сообщений (к примеру, кипу – узелковое письмо, применявшееся в обществе инков).
54. Постиндустриальный тип культуры – сложившийся во второй половине ХХ в. способ культурной деятельности, определяющийся научно – технической революцией, то есть развёрнутым переходом от механизации к широкой автоматизации труда. В постиндустриальной цивилизации возникают новые виды производственной деятельности, а производительность труда возрастает настолько. Что постиндустриальное общество становится "обществом изобилия", где главным объектом деятельности людей становится информация.
55. Проблема - очевидное незнание, вызывающее познавательный интерес.
56. Разум (новоевропейского типа) - мышление рационально упорядоченное, операционализированное, проблемное, предметное, методичное, способное к построению гипотез и служащее для познания объекта с целью определения эффективной жизненной стратегии в отношении к объекту. Разум обеспечивает познание объектов, не данных в органах чувств, хотя и требует при этом их редукции к чувственному опыту. При осуществлении редукции разум становится рассудком.
57. Рассудок – логическая форма познающего разума.
58. Рефлексия - обращение мышления к собственным всеобщим основаниям и предпосылкам.
59. Рисуночное письмо (пиктография) – передача сообщений посредством отдельного рисунка или целого ряда рисунков
60. Ритуал – образцовое действие, которое воспроизводится и передаётся из поколения к поколению, с целью закрепления постоянства приобретаемой от этого действия пользы.
61. Свобода (новоевропейского типа) - самообусловленность субъекта и обладание им необходимыми условиями жизни, возможность самостоятельного выбора и принятия решений.
62. Силлабическое (слоговое) письмо – система письменности, в которой каждому знаку соответствует определённый слог использующего данную письменность языка. В отличие от иероглифики, силлабическое письмо определяется меньшим количеством (до 500) и более упрощённым написанием отдельных знаков.
63. Символ – форма ценности, знак, чье значение зависит от субъективного представления и обусловлено культурной интерпретацией.
64. Синкретизм (от греч. syncretis) - отличительная черта первобытной культуры и мышления, выражающаяся в нерасчлененности, недифференцированности их форм, слитность искусства, мифологии, религии.
65. Смысл – обусловленное культурой содержание любого знака или явления, указывающее на его значение для человека. Смысл жизни – предназначенность человека и то, какою должна быть его жизнь. Смысл явления – его значение для человека и его должная форма.
66. Социализация – процесс усвоения человеком норм и ценностей общественной культуры через образование, воспитание и общение.
67. Социокультурная парадигма - массово распространенное представление о человеке, мире и способах жизни человека в мире.
68. Статическое – не изменяющееся во времени, зафиксированное раз и навсегда.
69. Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое представление о каком - либо культурном явлении или подразделении (поведении, способе мышления и восприятия).
70. Субкультура – культура отдельных социальных групп как субъектов и элементов пространства общей культуры.
71. Творчество - способность к созданию новых ценностей, таких, какие могли появиться только через посредство субъективного разума и активности.
72. Технология - сумма знаний о способах производства ценностей вместе с материальными и институциональными средствами их производства.
73. Тоталитарный – подчиненный единой вертикали власти, в рамках подобного стиля мышления полностью отрицается ценность субъективного, индивидуального.
74. Тотемизм – вера в животных-прородителей.
75. Традиция - процесс передачи социокультурного опыта от поколения к поколению. Это - субъективно усвоенные нормы, воспринимающиеся человеком как естественные и лично осмысленные.
76. Традиционный тип культуры – способ культурной деятельности, опирающийся на ручной труд и технику. Главным местом приложения производственной деятельности людей при таком типе культуры является природа, а в качестве ведущих - выделяются добывающие способы хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, земледелие). Это культура ориентированная на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей.
77. Утилитаризм – воззрение, согласно которому целью человеческих поступков всегда должно быть стремление извлекать из всего выгоду, пользу. Этический принцип, согласно которому этичным является все, что служит увеличению общественного блага.
78. Фантазия – воображение, выходящее за пределы ситуации, источник новых культурных явлений. В крайних случаях может принимать форму бессодержательного фантазирования.
79. Фетишизм - представления приписывающие вещам необычные для них, сверхъестественные свойства.
80. Философствование – Размышление человека о месте в жизни и в мире, о собственном смысле и предназначении. Обладает культуротворческим потенциалом.
81. Феномен - явление мира, постигаемое с помощью чувств.
82. Ценность – Интенция, объективация человеческой сущности. Соответствие человеческой сущности всеобщей природе человека, представление человека или общества о том, что имеет для них значение и смысл. В этике - соотношение объекта, процесса или явления с характеристикой "добро" или "зло".
83. Цивилизация – социокультурные системы, различные типы обществ, возникающих в истории человечества. Важнейшим признаком цивилизации является наличие города. В культурологи может быть как синонимом понятия "культура" (А.Тойнби) или его антагонистом (О. Шпенглер)
84. Элита – социальная группа, занимающая высшее положение в социальной иерархии. Элиты могут быть экономические, политические, интеллектуальные, нравственные. Элита противоположна массе – всем остальным социальным группам. Элитарная культура – наиболее высоко развитая, выступающая образцом культурного поведения в своей сфере.
85. "Эпохе" – принципиальный отказ в исследовании от любых суждений и утверждений, опирающихся на внешний опыт.
86. Язык - важнейшая из знаковых систем, образующая основу всей культуры использующего её народа, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, передачу и хранение информации и т.п. Язык как естественное явление есть открытая система, способная развиваться и изменяться.
Links
[1] http://lesgaft.spb.ru/en/node/6584
[2] http://www.iprbookshop.ru/20340.-
[3] http://www.iprbookshop.ru/7258
[4] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137464
[5] http://www.iprbookshop.ru/18755
[6] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36071
[7] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84932
[8] http://www.iprbookshop.ru/21504
[9] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36138
[10] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252988
[11] http://www.almavest.ru/
[12] http://vestnikedu.ru/
[13] http://www.inion.ru/
[14] http://www.isras.ru/
[15] http://iph.ras.ru/
[16] http://cyberleninka.ru/
[17] http://www.moluch.ru/
[18] http://www.elibrary.ru
[19] http://teoriya.ru
[20] http://www.pedagogy-of-high-school.ingnpublishing.com/
[21] http://www.ras.ru/
[22] http://rusacademedu.ru/
[23] http://journal-s.org/index.php/sisp/index
[24] http://www.isras.ru/socis.html
[25] http://www.consultant.ru
[26] http://lesgaft-notes.spb.ru/
[27] http://fano.gov.ru/ru/
[28] http://fcior.edu.ru
[29] http://elibrary.rsl.ru
[30] http://www.iprbookshop.ru/
[31] http://biblioclub.ru/