Медико-биологическое сопровождение спортивной подготовки

Направление подготовки: 49.04.03 Спорт
Направленность (профиль): «Медико-биологическое сопровождение спортивной подготовки»

ОБЪЁМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Профилактическая  медицина
Микроклимат. Температура и влажность воздуха. Методика их оценки. Нормативы для закрытых помещений (учебных, спортивных). Санитарно-гигиенические требования к планировке и функционированию системы отопления. Организация отопления спортивных сооружений.  Естественная и искусственная вентиляция. Методы определения эффективности вентиляции. Особенности вентиляции спортивных сооружений. Естественное и искусственное освещение спортивных сооружений. Методы оценки,  показатели освещённости.
Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде. Бактериологическая  характеристика воды. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде.
Рациональное питание спортсменов. Количественная адекватность питания. Методы определения  энергетических трат. Основной обмен. Пищевые вещества и их значение для организма.  Качественная адекватность питания.  Витамины, их классификация и значение для организма. Принципы нормирования потребления витаминов. Меню-раскладка. Методика составления и гигиеническая оценка. Оценка пищевого статуса, определение и его показатели: антропометрические, функциональные, клинико-биохимические. Гигиенические принципы организации питания спортсменов. Режим питания спортсменов. Гигиеническая оценка рациона питания.
 Гигиена детей и подростков, как область гигиенических знаний, её основные задачи.  Физическое развитие детей и подростков, методы оценки.  Биологический возраст. Характеристика показателей, их оценка и учёт при проведении занятий  физической культурой и спортом с детьми и подростками. Закаливание организма. Гигиенические принципы закаливания. Виды закаливания. Закаливание в спортивной практике. Возрастные особенности проведения закаливающих процедур.
Санитарно-гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
 Гигиенические средства восстановления в спорте (сон, режим дня, питания  тренировочного процесса и пр.).  Значений водных, бальнеологических процедур. Роль бани и сауны в спортивной практике. 
 
Физиология
Физическая работоспособность спортсмена.  Прямые и косвенные показатели физической работоспособности и методы ее тестирования.
Физиологические механизмы развития тренированности. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных нагрузках. Физиологические механизмы формирования и поддержания оптимального состояния тренированности у спортсменов.
Особенности реакций на физические нагрузки вегетативных систем организма людей зрелого и пожилого возраста. Влияние физических нагрузок на их функциональное
состояние, работоспособность и сохранение здоровья.
Адаптация вегетативных систем организма детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Влияние спортивной тренировки на развитие
функций организма, его работоспособности и устойчивости к заболеваниям.
Физическое качество сила, формы ее проявления и возрастные особенности. Физиологические механизмы развитии и функциональные резервы мышечной силы. Физическое качество быстрота, формы ее проявления и возрастные особенности.
Физиологические закономерности и механизмы развития физического качества быстроты.
Физиологические закономерности, формы проявления и механизмы развития выносливости. Способы и методы оценки проявления физических качеств и навыков, изменений морфофункциональных и метаболических состояний организма при спортивной деятельности и использовать их результаты в целях повышения эффективности тренировочного процесса. Особенности наследования физических качеств, обоснование выбора спортивной специализации на основании генотипических особенностей спортсмена.
Физическая работоспособность спортсменов в условиях воздействия низких и высоких температур и высокой влажности. Физическая работоспособность спортсменов в условиях пониженного атмосферного давления. Изменение проявления физических качеств и навыков, морфофункциональных и метаболических состояний организма при спортивной деятельности в водной среде.
Генетические особенности, определяющие результативность тренировочного процесса. Способы прогнозирования достижения спортивных результатов. Способы оценки генетических, физиологических, морфологических и биохимических показателей организма при спортивной деятельности.
Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта. Возрастные и половые аспекты психофизиологического статуса человека. Изменения физиологических и психофизиологических показателей организма при занятиях физкультурой и спортом. Физиологические и психофизиологические особенности спортсменов, их диагностика и учет в проведении спортивного отбора в спортивной практике.
 
Биохимия
Биологическая роль белка, функции белка в организме. Уровни структурной организации белковой молекулы. Пептидная связь как основа первичной структуры белка. Белки простые и сложные.
Биологическая роль, функции и классификация липидов. Строение различных групп липидов и липоидов. Нейтральные жиры, жирные кислоты, входящие в состав природных жиров, значение полиненасыщенных жиров. Стероиды. Биологическая роль, функции и классификация углеводов. Углеводы – продукт фотосинтеза. Номенклатура углеводов. Важнейшие моносахариды. Строение и свойства глюкозы, ее химические свойства. Роль полисахаридов, являющихся полимерами циклической глюкозы. Структурные различия между полимерами α- и β- глюкозы.
Биологическая роль и функции нуклеиновых кислот. Строение нуклеиновых кислот. Уровни структурной организации НК. Нуклеотид как структурная единица нуклеиновых кислот.
Строение и классификация витаминов. Функции витаминов в организме. Основные понятия науки о витаминах (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.
Роль и функции гормонов, их классификация.
Основные механизмы действия гормонов.
Катаболизм и анаболизм – составные части метаболизма. Биологические катализаторы. Роль и строение ферментов, их классификация. Строение ферментов. Участие витаминов в построении коферментов. Стадии ферментативного катализа. Регуляция ферментативной активности. Ингибиторы и активаторы ферментов. Единство метаболических процессов.
Окисление в митохондриях - основной источник энергии в организме. Строение и биологическая роль АТФ. Стадии митохондриального окисления.
Переваривание углеводов. Синтез и мобилизация гликогена в печени и в мышцах. Основные этапы гликолиза. Энергетический эффект окисления углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. Регуляция углеводного обмена.
Переваривание жиров. Окисление жирных кислот, энергетический эффект окисления жирных кислот. Образование и использование кетоновых тел. Синтез жирных кислот и жира. Регуляция липидного обмена.
Переваривание белка, протеолитические ферменты. Превращения аминокислот в организме. Основные этапы биосинтеза белка, участие нуклеиновых кислот в синтезе белка.
Синтез и катаболизм нуклеиновых кислот, виды нуклеиновых кислот, их функции. Ферменты, контролирующие обмен нуклеиновых кислот. Триплетное кодирование аминокислот, ген - единица наследственной информации.
Физико-химические свойства крови. Химический состав крови. Клетки крови, их функции. Плазма крови. Кислотно-щелочной баланс крови. Тема 8. МОЧА
Функции почек, строение нефрона. Основные этапы образования мочи. Химический состав мочи. Нормальные и патологические компоненты. Регуляция процесса образования мочи.
Химический состав мышечной ткани. Строение миофибрилл, сократительные белки, механизм мышечного сокращения и расслабления. АТФ как аккумулятор энергии, питающей акт мышечного сокращения.
Пути ресинтеза АТФ, биохимическая сущность, критерии оценки, регуляция. Особенности энергообеспечения физической работы различной мощности.
Особенности регуляции обмена веществ при выполнении мышечной работы. Мобилизационный характер изменений при переходе от покоя к физической работе. Эндокринные сдвиги, изменения в нервной ткани, мышцах, печени и в крови в процессе мышечной деятельности. Соотношение между путями ресинтеза АТФ при работе разного характера. Зоны относительной мощности.
Биохимические механизмы развития утомления, биохимические сдвиги в отдельных органах и тканях. Охранительное торможение.
Гетерохронность восстановительных процессов. Срочное и отставленное восстановление. Зависимость фазы суперкомпенсации от объема и
интенсивности нагрузки.
Срочная и долговременная (хроническая) адаптация. Мобилизационный характер срочной адаптации. Механизмы долговременной адаптации. Биохимические изменения в процессе адаптации к работе максимальной, субмаксимальной и умеренной мощности. Связь между адаптационными изменениями и срочным, отставленным и кумулятивным тренировочными эффектами.
Основные задачи биохимического контроля в спорте. Кровь, моча, слюна, конденсат выдыхаемых газов как объекты биохимического анализа. Биохимические показатели, позволяющие оценивать состояние организма
спортсмена после выполненной физической работы, степень и глубину адаптационных изменений.
 
Анатомия
Скелет, его функции. Разновидности костей скелета по строению, топографии. Строение кости, как органа. Морфофункциональные особенности компактного и губчатого вещества костей. Химический состав и физические свойства костей. Возрастные изменения скелета. Строение костей туловища, черепа, верхней и нижней конечностей.
Виды соединений костей: синартрозы, диартрозы, гемиартрозы. Морфологические особенности и возрастные изменения синартрозов: синдесмозов (связки, мембраны, швы), временных и постоянных синхондрозов, синартрозов; симфизов. Строение сустава, его обязательных и вспомогательных элементов. Классификации суставов по форме суставных поверхностей и количеству осей вращения. Факторы, обусловливающие подвижность суставов. Возрастные изменения суставов. Строение соединений костей туловища, черепа, конечностей.
Виды мышечных тканей. Поперечно-полосатая мышечная ткань. Механизм мышечного сокращения. Строение мышцы, как органа. Классификации мышц. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, синовиальные влагалища, синовиальные сумки, блоки. Возрастные изменения скелетных мышц. Мышцы, обеспечивающие движения туловища, головы, шеи, верхних и нижних конечностей.
Понятие о конституции. Конституциональные признаки. Классификации конституциональных типов человека. Соматотип, методы его оценки. Физическое развитие. Морфологическая характеристика спортсменов различных специализаций.
Классификация внутренних органов. Строение полых и паренхиматозных органов. Особенности строения желез внутренней, внешней и смешанной секреции. Строение органов пищеварительной, дыхательной, мочевой, половой систем. Возрастные изменения внутренних органов.
Круги кровообращения и их функциональное значение. Закономерности распределения артерий и вен в организме. Положение, строение, функция сердца. Отделы сосудистого русла: артерии и вены областей тела и конечностей. Кровоснабжение органов. Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы.
Строение центральных ( костный мозг и тимус) и периферических (селезенка, миндалины, аппендикс, лимфоидные образования полых внутренних органов) органов иммунной системы, их развитие, функция и возрастные особенности. Лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические стволы и протоки, лимфатические узлы – их строение и функция. Возрастные изменения органов лимфатической системы.
Нервная ткань. Соматическая и вегетативная нервная система. Центральная и периферическая нервная система. Серое и белое вещество центральной нервной системы. Рефлекторный принцип функционирования нервной системы. Синаптическая передача сигнала в нервной системе. Рефлекторная дуга.
Строение спинного мозга. Сегмент спинного мозга. Топография и строение серого и белого вещества спинного мозга. Оболочки спинного мозга. Головной мозг и его отделы. Ствол мозга. Строение продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего, промежуточного и конечного мозга. Желудочки мозга. Оболочки головного мозга. Проводящие пути головного и спинного мозга – восходящие и нисходящие. Развитие и возрастные изменения центральной нервной системы.
Спинномозговые нервы, их образование, ветви. Шейное, плечевое, поясничное, крестцовое сплетения, области их иннервации. Задние ветви спинномозговых нервов и области их иннервации. Черепные нервы, положение их ядер в стволе мозга, места выхода, области иннервации. Возрастные изменения периферической нервной системы.
Строения и функция вегетативной нервной системы. Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатическая и парасимпатическая нервная система, их центральные и периферические отделы. Иннервация внутренних органов и сосудов.
Понятие об анализаторе и его отделах: рецепторе, кондукторе и корковом центре. Анализаторы зрения, слуха, равновесия, обоняния, кожный анализатор. Органы чувств, их строение.

Список использованной литературы:

  1. Замараев, В. А. Анатомия для студентов физкультурных вузов и факультетов: учебник и практикум для академического бакалавриата/ В.А. Замараев, Е. З. Година, Д.Б. Никитюк. – М.: Юрайт, 2017. – 416 с.
  2. Иваницкий, М. Ф.Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 7-е. / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. — М.: Олимпия, 2008.-624 с, ил.
  3. Волков, Н.И. Биохимия мышечной деятельности / Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н. М.: «Олимпийская литература», 2000 г. — 504 стр.
  4. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия М.: Советский спорт, 2004 г. — 220 стр.
  5. Мохан, Р.Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П.Л. Гринхафф.  Киев: Олимпийская литература, 2001 г. — 295 стр.
  6. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2015. - 620 с.
  7. Физиология человека / под. ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001 – 492 с.
  8. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека. Пособие для вузов физической культуры/ под общ. ред. А. С. Солодкова; НГУ им. П. Ф. Лесгафта.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Советский спорт 2011.-200с.: ил.
  9. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов. Учебное пособие /И.В.Левшин, Л.В.Михно, А.Н.Поликарпочкин.-2-е изд., испр. и доп. .-М.:Спорт, 2016.-168с.
  10. Диагностика функционального состояния. Учебное пособие. В.В.Селиверстова, Д.С. Мельников. Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.-2012.- 98с.
    Дополнительная литература:
  11. Чинкин А.С., Назаренко А.С. Физиология спорта. Учебное пособие. - М.: Спорт, 2016.-120с.
  12. Безруких М.М. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии. – 2010. – Москва. – 768 с.
  13. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с
    Захарьева Н.Н. Монография. Возрастная физиология спорта. Москва 2016. – 416 с.
  14. Бучацкая, И.Н. Практикум по дисциплине: «Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов» [Электронный ресурс] / Г.Н. Рудомёткина, И.Н. Бучацкая .— Великие Луки : Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2011 .— 147 с. : ил. — ISBN 978-5-350-00256-0
  15. Гигиена физической культуры и спорта. Учебник. Под. ред. В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой, Е.Е. Ачкасова. – 2-е изд. - СПб.: СпецЛит. – 2015. -
  16. Королев, А.А. Гигиена питания: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / А.А. Королев. – 3-е изд. – М. : ИЦ "Академия", 2007. – 528 с. – ISBN: 978-5-7695-3593-2.
  17. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков : учебник. / В.Р. Кучма. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2010. – 480 с. : ил. – 2000 экз. – ISBN: 978-5-9704-1430-9.
  18. АНАЛИЗ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ [Электронный ресурс] / Давлетова, Иванов, Тафеева // Гигиена и санитария .— 2016 .— №10 .— С. 86-89 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/526539