П.Ф.Лесгафт считал, что руководитель физического образования "...должен быть хорошо образованным человеком, как каждый, имеющий отношение к преподаванию, должен хорошо понимать свой предмет, а также значение форм и отправлений организма молодого человека, а главное должен быть сам вполне дисциплинированным и сдержанным человеком, изящно владеющим всеми своими действиями (1901,с.317-318).
Данная квалификационная характеристика специалиста в области физической культуры актуальна и по сей день. Содержание образования и его методика были обусловлены в первую очередь уровнем развития естественных, главным образом, биологических наук. Для преподавания на курсы П.Ф.Лесгафт приглашал наиболее передовых и прогрессивных профессоров и преподавателей, о чем говорят, например, такие имена как И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, Л.А.Орбели (физиология), Е.В.Тарле (всеобщая история), А.Ф.Иоффе (физика) и многие другие.
В 1911 г. в процессе развития "Высших курсов Лесгафта" было организовано три основных специальных факультета - естественно-научный, исторический и факультет физического воспитания (прототип тренерского и педагогического в современной интерпретации). В первой четверти ХХ столетия в связи с изменением в стране общественного строя положение курсов П.Ф.Лесгафта резко изменилось. Социальная потребность в таких факультетах как естественно-научный и исторический могла быть удовлетворена за счет соответствующих факультетов университета и других учебных заведений.Поэтому в 1918 г. вышеназванные факультеты на курсах были упразднены, а факультет физического воспитания постепенно трансформировался в тренерский и педагогический. В вузе в то время осуществлялась многопрофильная подготовка специалистов без дифференциации по специальностям.
Широкое использование общеобразовательных знаний медико-биологического цикла в практической физической культуре с последующей творческой их переработкой привело в дальнейшем к созданию научно-обоснованной теории и методики физической культуры в стране. Дальнейшее развитие системы физкультурного образования привело к установлению следующих профилей в подготовке специалистов в области физической культуры (Резолюция совещания при ВСФК СССР по вопросу о единой системе физкультурного образования. 30 июня, 1 и 2 июля 1930 г.): преподавателей высшей квалификации для вузов, втузов и техникумов педагогического и физкультурного профиля; методистов для республиканских, краевых и областных советов физической культуры, а также для отделов народного образования и профсоюзных организаций республик, краев и областей; ответственных руководителей годичных физкультурных курсов, заочных курсов и курсов переподготовки специалистов; методистов-организаторов высшей квалификации для санаториев, курортов, объединений домов отдыха, крупных производств.
Необходимость решения актуальных проблем, возникающих в практической работе с населением и в процессе профессионального образования физкультурных кадров, стимулировало поиск новых организационных и методических решений.
Факультет внес неоценимый вклад в развитие физической культуры во всех уголках бывшего СССР и многих стран Мира. Интересно отметить, что на тренерском поприще выпускники тренерского факультета добились не меньших успехов, чем их коллеги, закончившие педагогический факультет.
Время показало ошибочность представления о том, что квалифицированного тренера можно подготовить в рамках вуза. Тренером либо становится, либо не становится специалист в процессе собственной профессиональной деятельности, и это зависит от его мотивации и способности к самосозиданию. Проведенный нами (1997) сравнительный анализ успешности профессиональной деятельности в области спорта высших достижений выпускников спортивного тренерского и педагогического факультетов показал отсутствие ее обусловленности направленностью образования.
На тренерском факультете удалость сохранить оптимальный баланс в структуре спортивно-педагогических дисциплин (без гипертрофии теории и методики избранного вида спорта), что наиболее соответствует логике процесса, исходя из задач профессионального образования в условиях широкого и вариативного рынка труда.
Весной 2017 года произошла реорганизация университета, в результате чего обозначились новые факультеты.
Тренерский факультет на основании решения Ученого Совета от 7.02.2013 года № 10 «О реорганизации факультетов – тренерского, педагогического и заочной формы обучения» был переименован в Факультет летних видов спорта.
В настоящее время факультет перешел на бально-рейтинговую систему, где обучение разделилось на два периода:
1. 4 года период бакалавриата, где студент получает степень Бакалавра;
2. 2 года период магистратуры, где студент получает степень Магистра.
Весной 2017 года произошла реорганизация университета, в результате чего обозначились новые факультеты:
- Факультет летних олимпийских видов спорта;
- Факультет зимних видов спорта;
- Факультет единоборств и неолимпийских видов спорта;
- Факультет здоровья и реабилитологии.
В состав факультета вошли следующие кафедры:
- Гимнастики;
- Плавания;
- Легкой атлетики;
- Велосипедного спорта;
- Гребного спорта;
- Водно-моторных видов спорта (парусный и автомобильный спорт);
- Спортивных игр;
- Футбола.