История Факультета учебно-профессиональных практик Со времен Курсов П.Ф. Лесгафта вуз, создавая и совершенствуя систему физического воспитания, пристальное внимание уделял единству теоретической подготовки и умения применить приобретаемые знания на деле. Этому способствует непрерывная педагогическая практика студентов, осуществлению которой содействуют все подразделения Университета, и в первую очередь кафедры. Именно они обеспечивают научно-методическое руководство практикой и проведение учебно-воспитательной работы, выделяют руководителей и методистов по видам педагогической практики. Руководителями различных видов педагогической практики были А.В. Романова, Е.Р. Яхонтов, В.М. Поповский, Е.А. Лосин, И.Х. Мухамадеев, Н.М. Моисеев, Г.Ф. Шитикова, Г.М. Поликарпова, Т.Э. Круглова, Л.В. Шапкова, Т.А. Шанина, К.Л. Цатурова. В состав Совета факультета, наряду с руководителями, входят представители учебно-методического управления, деканатов и кафедр университета. Вопросы содержания и организации обсуждаются на научно-методических конференциях, заседаниях советов университета и факультетов, а также на производственных совещаниях. На базе Университета проводились специальные конференции. В процессе прохождения практики студенты получают навыки по самостоятельному проведению учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, обучаются педагогическому анализу учебного процесса, изучают особенности контингента учащихся различных возрастов, осуществляют воспитательную работу с учащимися, овладевают составлением и ведением учебно-методической документации. Многие выпускники Университета возглавляют ныне физкультурные вузы и кафедры физического воспитания, областные, городские, районные спортивные комитеты, профсоюзные спортивные общества, являются директорами ДЮСШ, руководят олимпийскими центрами. Факультет — это творческий научный коллектив. В результате исследований ведущих педагогов и аспирантов Университета в учебный процесс внедрены системы непрерывной педагогической практики, планирования учебно-воспитательной деятельности, учета и оценки работы студентов на практике, а также структура руководства педагогической практикой. Создателями этой системы являлись ректоры Университета И.II. Петухов, И.М. Коряковский. И.И. Никифоров, Д.П. Ионов, руководители практики Р.Я. Хентов, Т.М. Каневец, К.Х. Грантынь, Г.Д. Xарабуга. Г.Ф.Шитикова, Н.М.Моисеев, К.А. Цатурова. Многие годы руководителем практики, деканом факультета учебно-профессиональных практик работал заслуженный тренер РСФСР, доцент Евгений Афиимович Лосин. В настоящее время руководителем практики, деканом факультета является кандидат педагогических наук, доцент Войнова Светлана Евстафьевна.
Слово «практика» происходит от греческого слова практикос - употребление, или деятельностный, действующий, то есть практика-это деятельность, сопровождающаяся вырабатыванием определенных навыков. Практика является неотъемлемой частью подготовки специалистов в разных отраслях производства.
Учебно-профессиональная практика студентов ФГБОУ ВПО «НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» является важнейшим компонентом системы профессиональной подготовки студентов и обеспечивает взаимосвязь между обучением в вузе и самостоятельной деятельностью будущих специалистов.
В настоящий момент организационное и методическое обеспечение всех видов практики в Университете осуществляется деканатом учебно-профессиональных практик (ФУПП) и регламентируется «Положением о факультете учебно-профессиональных практик» и «Положением об организации проведения практики».
При организации практики студентов деканат учебно-профессиональных практик взаимодействует со всеми структурными подразделениями и кафедрами Университета. Именно они обеспечивают научно-методическое руководство и проведение учебно-воспитательной работы на практике, выделяют факультетских руководителей и методистов по всем видам практик. Совместно с учебным центром и деканатами проводится большая аналитическая работа по определению сроков проведения практик по всем направлениям и специальностям, по которым осуществляется подготовка в Университете. При планировании практик учитывается их взаимосвязь с теоретическим обучением.
Для реализации целей и задач производственного обучения построена организационная структура совместной деятельности университета и базовых организаций, обозначены функциональные обязанности всех участников практики в соответствии с «Положением о факультете учебно-профессиональных практик» и «Положением об организации проведения практики» НГУ им. П.Ф.Лесгафта. Условия сотрудничества оговариваются в заключаемом договоре, определяющем права и обязанности сторон.
В работе с практикантами задействовано более 300 организаций различного профиля - от комитетов Правительства Санкт-Петербурга до общеобразовательных учреждений, но конечно. это прежде всего организации, работающие в отрасли физической культуры и спорта, такие как СДЮСШОР «Смена», ФК«Зенит», ХК « СКА», Академия фигурного катания, КШВСМ, СДЮСШОР по различным видам спорта, федерации по видам спорта, центры физической культуры спорта и здоровья, спортивно-развлекательные комплексы, муниципальные образования, рекламные и туристические агентства, спортивные и фитнес клубы и др. Большинство базовых учреждений в течение многих лет сотрудничают с Университетом. В то же время, руководители практики постоянно проводят поиск новых баз, для расширения и обновления возможности познакомится с творческим опытом широкого круга специалистов.
Со времен Курсов П.Ф.Лесгафта вуз, создавая и совершенствуя систему физического воспитания, пристальное внимание уделял единству теоретической подготовки и умения применить приобретаемые знания на деле. Практика это одна из форм преломления полученных знаний в педагогические умения или, говоря современным языком, в сформированные компетенции, существовала во всех программах подготовки. Начиная с 1924 года,в учебный план института была включена производственная практика. Третьекурсники проходили ее в обязательном порядке под руководством методистов в летнее время.
Начиная с 1950 года, видами практики были педагогическая в общеобразовательной школе и производственная в форме организационно-педагогической, включающую в себя тренерскую практику в спортивных организациях. Этими организациями были в разные годы: ДСО, ведомства, КФК, ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивные клубы, кафедры физической культуры вузов.
С 1950 по 1954 год вузы нашего профиля выпускали преподавателей физического воспитания. Образовательные программы предполагали два вида практики: педагогическую в школе, педагогическую в вузе и организационную в комитетах и ДСО. С 1955 года из стен института выпускаются специалисты по специальностям преподаватель по физическому воспитанию и преподаватель-тренер по виду спорта. Подготовка преподавателя физической по физическому воспитанию предполагала педагогическую практику в школе и организационно-педагогическую в коллективах физической культуры.
С 1959 по 1969 год ведется подготовка по тем же специальностям, но практик значительно больше. При подготовке преподавателя по физическому воспитанию предусмотрена практика в школе, тренерская практика, организационно-педагогическая, а также зимние и летние лагерные сборы. При подготовке преподавателя по физическому воспитанию - тренера по виду спорта педагогическая практика в школе, педагогическая практика в коллективах физической культуры, практика проведения туристических походов, тренерская и организационно-методическая практика, а также зимние учебно-лагерные сборы и летние.
В период с 1972 по 1978 год получаемые специальности стали называться преподаватель физической культуры и спорта и преподаватель физического воспитания - тренер по виду спорта. Практики предусматривались для подготовки этих специалистов следующие: педагогическая и организационная, а также обязательное участие в зимних и летних учебно-лагерных сборах. Подготовка по этим специальностям продолжалась плоть до 1992 года.
В эти же годы усилиями С.П. Евсеева, В.М Поповского, опираясь на более ранние исследования Р.Я.Хентова и С.А Кераминас (1973) была предпринята попытка перехода на непрерывную практику, сначала в рамках малого факультета, а затем и на основе целостной системы организации непрерывной практики, начиная с 1-го курса. Малый факультет в то время был эффективной формой взаимодействия « вуз-производство» и являлся учебно-научно-производственным комплексом. Он решал помимо учебных, научно-методические и общественно-полезные задачи. Организация непрерывной педагогической практики состояла из 4 –х этапов. Практика проходила на всех курсах обучения:1-й ознакомительная(1 неделя), 2-й по спортивной специализации (тренерская)3 недели), 3-й-школьная(6 недель) ,4-й – организационно-педагогическая по профилю будущей деятельности(8 недель) Проведение практики в таком формате позволяло наиболее приблизить к реальной деятельности специалиста.
В 1992 году в связи с переходом на подготовку специалистов по физической культуре и спорту и двух уровневую систему подготовки, для бакалавриата вернулись к учебной практике в общеобразовательной школе и практике по профилю будущей деятельности (тренерской). Для специалистов добавилась еще одна практика по специализации.
Исторически сложилось в нашей отрасли проведение учебной и производственной практик, что не противоречит и ныне действующему положению о порядке проведения практик для обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
Начиная с 2000 года с введением в систему высшего профессионального образования государственных образовательных стандартов видами практик являются учебная, производственная и преддипломная.
Руководителями практики в разные годы были А.В.Романова, Е.Р.Яхонтов, В.М.Поповский, Е.А.Лосин, И.Х.Мухамадеев, Н.М.Моисеев, Г.Ф.Шитикова, Г.М.Поликарпова, Т.Э.Круглова, Л.В.Шапкова, Т.А.Шанина, К.Л.Цатурова. Вопросы содержания и организации обсуждались на научно-методических конференциях, заседаниях советов Университета и факультетов, а также на производственных совещаниях. На базе Университета проводились специальные конференции, круглые столы с участием ведущих специалистов отрасли.
Создателями этой системы были и являются ректоры Университета И.II.Петухов, И.М.Коряковский. И.И.Никифоров, Д.П.Ионов, В.У Агеевец, В.А. Таймазов,а также профессор Т.М.Канивец, доценты Г.Д.Xарабуга. К.Х.Грантынь, Р.Я.Хентов, К.А.Цатурова.
В 1972 году был организован отдел практики и его руководителем стал Р.Я. Хентов, в результате деятельности которого в учебный процесс внедрялись системы непрерывной педагогической практики, планирования учебно-воспитательной деятельности, учета и оценки работы студентов на практике, а также структура руководства практикой. В рамках проведения практик Р.Я.Хентов инициировал проведение смотра-конкурса педагогического мастерства студентов-практикантов, по результатам которого наиболее отличившиеся студенты материально поощряются. Такой конкурс проводится до настоящего времени каждый год, и новые, и новые поколения студентов пытаются реализовать свой творческий потенциал чрез призму этого конкурса. С 1992 года отдел практики возглавил заслуженный тренер РСФСР, доцент Е. А. Лосин. На протяжении более 20 лет его четкая организация, полное и высококвалифицированное методическое руководство, требовательность к профессиональным качествам руководителей всех видов практик обеспечило высокое и гарантированное качество профессиональной подготовки выпускников Университета.
В 2006 году для руководства практикой студентов Университета был образован факультет учебно-профессиональных практик. С 2013 года ФУПП руководит к.п.н.,доцент С.Е.Войнова. Факультет осуществляет руководство всеми видами практик по всем образовательным программам, реализуемым в Университете и всем ступеням образования от бакалавра до аспиранта. Однако неизменным остается приверженность к физической культуре и спорту.
Сегодня структура ФУПП не изменилась: организует работу факультета декан С.Е. Войнова и заместитель декана О. Н. Титорова Координируют и контролируют проведение различных видов практик по различным направлениям курсовые руководители, которые выбираются среди наиболее квалифицированных и опытных преподавателей Университета. Многие годы курсовым руководителем учебной практики является О.Н.Титорова, Н.В Луткова., Л.Т. Кудашова, Ю.Ф. Курамшин, О.А. Двейрина. Производственной практикой много лет успешно руководят А.Г. Левицкий, Л.Н. Минина, С.Е. Войнова, Н.В. Луткова, А.А. Яковлев. В институте экономики и социальных технологий успешно руководит практикой Т.Э. Круглова, Н.А. Бурибаева, Г.Х. Муртазина, М.Б. Каржаева, В.В. Ермилова.
Приобретя опыт работы по направлению будущей деятельности на практике, выпускники Университета возглавляют ныне физкультурные вузы и кафедры физического воспитания, областные, городские, районные спортивные комитеты, профсоюзные спортивные общества, являются директорами ДЮСШ, СДЮСШОР, руководят центрами олимпийской подготовки.