История кафедры
Образована в 1919 г
Анонс: с 1920 по 1937 год параллельно существовала кафедра гигиены детского возраста (заведующая — профессор Л.И.Чулицкая). В апреле 1995 года кафедра гигиены преобразована в кафедру профилактической медицины, с 2010 года - кафедру профилактической медицины и основ здоровья.
Задачи: научно-методическое обеспечение учебного процесса, научно-экспериментальные исследования, разработка проблем гигиены физической культуры и разных видов спорта, спортивно-гигиенических задач разных возрастных групп и массового оздоровления населения, экологических аспектов спортивной деятельности.
Историческая справка: впервые в России преподавание гигиены в системе физического образования было введено П.Ф.Лесгафтом в 1878—1879 годах на учебно-гимнастических курсах при 2-й Петербургской военной гимназии по программе, включавшей разделы гигиены коммунальной, военной, учебных заведений и больниц, труда, питания, одежды, психогигиены. С 1880 года по приглашению Лесгафта курс стал читать профессор Военно-Медицинской академии А.П.Доброславин. Кафедра профилактической медицины нашего ВУЗа до 2007 года носила имя этого выдающегося ученного. Алексей Петрович Доброславин (1842—1889) — первый профессор гигиены, как самостоятельного предмета, в медико-хирургической академии и выдающийся общественный деятель.
История кафедры гигиены переплетается и с именем Ф.Ф.Эрисмана через плеяду его учеников (прямых и опосредованных — В.А.Волжинский, Я.М.Богданов, Н.Н.Алфимов, В.В.Белоусов), а также через совместную работу П.Ф. Лесгафта, А.П.Доброславина и Ф.Ф.Эрисмана в первом Научном центре по школьной гигиене, организованном в 1875 году при Педагогическом музее военно-учебных заведений Санкт-Петербурга.
С 1896 года на Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования 2 часа в неделю со второго года обучения тоже преподавалась гигиена. В программе дисциплины появились разделы гигиены различных видов физических упражнений. Ее составил доктор П.Л.Мальческий. Последняя программа по гигиене, составленная при жизни Лесгафта, датируется 1909 годом; существенные изменения появились в ней лишь в 1914 году. В качестве самостоятельной дисциплины преподавалась гигиена детского возраста в объеме 2 часов в неделю. Занятия проводил один из ближайших соратников Лесгафта — доктор С.А.Острогорский. К расширенному курсу гигиенической дисциплины добавились некоторые разделы курса методологии и методики исследования физического развития. Для слушателей третьего года обучения их читал В.В.Гориневский.
С образованием института ГИФО им.П.Ф.Лесгафта в 1919 году сформировалась кафедра гигиены под руководством профессора А.Ф.Сулима-Самойло, который одновременно стал и первым директором института. В 1920 году в ГИФО была учреждена кафедра гигиены детского возраста с лабораторией физического развития. Первыми учебными планами на преподавание дисциплины на обеих кафедрах выделялось до 500 часов. Сотрудниками этих подразделений были высоко квалифицированные преподаватели В. В. Успенский, М. П. Дубянская, Ю. А. Котикова, С. И. Ретковская, Г. М. Краковяк, а с 1931 года — Я.М.Богданов. В 1930 году на заведование кафедрой был приглашен один из талантливейших учеников В. Г. Хлопина — профессор В. А. Волжинский, а с ним — блестящие педагоги К. К. Боголюбов и С. А. Веденяпин.
Второе десятилетие существования кафедр характеризуется расширением научно-экспериментальных исследований в области гигиены физических упражнений и спорта с использованием лаборатории физического развития (Л.И.Чулицкая, Г.М.Краковяк, Ю.А.Котикова, С.И.Ретковская). Работа коллектива кафедры была посвящена исследованию влияния физических упражнений на физическое развитие детей. По полученным в результате этого исследования материалам Л.И.Чулицкой были разработаны индексы физического развития детей дошкольного возраста, которые и поныне используются при проведении научных исследований. В эти же годы в институте, помимо двух гигиенических кафедр, функционировала научно-исследовательская гигиеническая лаборатория, развернутая при клинике социального здоровья, возглавляемой профессором А.Н.Креетовниковым. Организатором и заведующим гигиенической лаборатории (1932—1936) был А.А.Минх . Основной научной тематикой лаборатории было изучение и оздоровление условий труда на промышленных предприятиях города благодаря начавшемуся внедрению на производстве физической культуры. В 1933 году клиника социального здоровья вместе с гигиенической лабораторией была преобразована в Научно-исследовательский институт физической культуры. С 1937 года с упразднением кафедры гигиены детского возраста в штате института была оставлена только одна кафедра гигиены, но благоприятные условия для развития гигиенического образования студентов, сложившиеся в условиях существования двух гигиенических кафедр, сохранились и после неоправданной реорганизации учебных подразделений института. В последующие годы кафедра продолжала оставаться крупнейшим научным и учебно-методическим центром гигиенического образования физкультурных кадров в стране.
Профессорско-преподавательский состав: История возникновения и развития гигиенических дисциплин прямо или косвенно связана с деятельностью многих выдающихся ученых и педагогов, являющихся гордостью отечественной гигиенической науки, таких как: П.Ф.Лесгафт, А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, В.Г.Хлопин, А.Ф.Сулима-Самойло, В.А.Волжинский, К.К.Боголюбов, В.В.Успенский, А.А.Минха и многие другие. В этом смысле кафедра является уникальным учебным подразделением среди вузов России. Кафедру возглавляли А.Ф.Сулима-Самойло (1919—1930), В.А.Волжинский (1930—1944), Г.М.Краковяк (1944—1954), Я.М.Богданов (1954—1968), А.Ф.Лебедева (1968—1973), А.В.Тарасова (1973—1976), Н.Н.Алфимов (1976—1991), В.В. Белоусов (1991-2006).
В научно-исследовательской работе внимание уделяется учебно-методической, санитарно-просветительной и научной работе. В 1920-е годы по этой тематике сотрудниками были опубликованы более 100 печатных листов научных работ. Гигиене труда и спортивных сооружений в начале 1930-х годов был посвящен ряд исследований. Результатом работы стали новые учебные пособия по гигиене для студентов институтов физической культуры. В первом томе конспектов учебных дисциплин ГИФК им.П.Ф.Лесгафта были опубликованы три главы на гигиеническую тематику: "Спортивный зал", "Плавательный бассейн" и "Спортивные площадки". В том же году вышел из печати объемный "Практикум по экспериментальной гигиене" В.А.Волжинского, ставший первым руководством к практическим занятиям по курсу гигиены в физкультурных вузах. В 1930-е годы продолжалась публикация материалов по гигиене отдельных видов спорта.
На кафедре гигиены детского возраста тематика исследований была связана с вопросами физического воспитания и физического развития детей и подростков.
В 1939 году издается фундаментальный учебник по гигиене для физкультурных вузов "Гигиена физических упражнений и спорта" (В.А.Волжинский).
Большое влияние на научные изыскания кафедры оказал Г.М.Краковяк, проработавший здесь более 40 лет. На протяжении последних 20 лет его интересы были связаны с проблемой влияния занятий спортом на состояние здоровья, физическое развитие и успеваемость юных спортсменов и учащихся общеобразовательных школ. Им опубликовано 150 научных работ, связанных с гигиеной детей и подростков, юношеского спорта, он был соавтором руководства "Гигиена детского возраста" и учебника гигиены для студентов институтов физической культуры.
Гигиена отдельных видов спорта и физическая культура на производстве были сферой поисков Я.М.Богданова. Вместе с В.А.Волжинским и В.В.Успенским он был автором первого учебника по гигиене для студентов институтов физической культуры (1939), вместе с А.А.Минхом и Г.М.Краковяком — по гигиене для институтов, а также техникумов физической культуры (1961, 1969), активно участвовал в составлении программ по гигиене для институтов физической культуры (1946, 1948). С 1950 по 1956 год на кафедре были защищены 3 кандидатские диссертации (В.В.Парных, А.Д.Храмцовой, З.И.Знаменской).
В конце 1960-х годов в преподавательский состав вошли доктор медицинских наук А.Ф.Лебедева, кандидат медицинских наук А.В.Тарасова и окончившая аспирантуру Е.В.Дудорова.
С середины 1960-х и до середины 1970-х годов на кафедре усиленно разрабатывались вопросы физического обучения и воспитания учащихся в школах различного профиля (общеобразовательной, школе-интернате, детско-юношеской спортивной школе — А.Ф.Лебедева, З.И.Знаменская и Е.В.Дудорова) и шли интенсивные исследования по обоснованию программы Высшей школы тренеров (Е.В.Дудорова). Были разработаны методические указания к практическим занятиям по гигиене со студентами заочного отделения (З.И.Знаменская).
С начала 1970-х годов исследовательский интерес сконцентрировался на вопросах гигиенического обеспечения технических видов спорта, в особенности мотоспорта (А.В.Тарасова). Изучение влияния неблагоприятных факторов на функциональные и органические изменения в нервной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной системах позволили разработать программу занятий по гигиене мотоспорта и рекомендации для практики врачебного контроля и тренерской работы. В течение 1976—1979 годов на кафедре продолжались исследования по гигиене мотоспорта.
В конце 1970-х годов стали использовать биокибернетические методы в решении спортивно-гигиенических задач и, в частности, разработали интегральный показатель состояния здоровья, обусловленный требованиями и направленностью тренировочного процесса (мотоспорт). Опыт преподавания гигиены в Институте им. П.Ф.Лесгафта позволил в 1975—1985 годах сформировать ряд принципиальных положений, трансформированных в гигиеническую классификацию видов спорта и факторов внешней среды, дать оценку экологическим аспектам современной спортивной деятельности человека. Решение этих вопросов имело важное научно-методическое значение, поскольку придавало педагогическому процессу целенаправленный и систематический характер с учетом специфики преподавания гигиены в институте физической культуры.
При разработке гигиенической классификации видов спорта (Н.Н.Алфимов) за основу была взята среда, в которой протекают занятия по соответствующим видам спорта. Это дает возможность построить педагогический процесс с учетом предпосылок рациональной методики преподавания дисциплины и сформулировать принципиальные задачи по гигиеническому обеспечению различных видов спорта ("Гигиеническое обеспечение отдельных видов спорта", 1977; "Гигиеническое значение факторов внешней среды", 1978).
Гигиено-экологическая классификация видов спорта была разработана доцентом В.В.Белоусовым в 1980 году. В ней нашли отражение спортивные, экологические и организационные аспекты проблемы гигиенического обеспечения различных видов спорта в зависимости от характера антропогенного воздействия на фауну и флору (шумовое воздействие, эрозия почвы, загрязнение почвы, воды и воздуха). В 1990-е годы был издан ряд методических пособий по гигиене микроклимата, питания, детского и юношеского спорта, лекции по гигиене отдельных видов спорта, гигиене физических факторов внешней среды, спортивных сооружений, массовой физической культуры. По теме докторской диссертации В.В.Белоусовым были опубликованы восемь методических пособий.
В научном отношении последнее десятилетие для кафедры было примечательно социальной направленностью тематических разработок. Особенно активно стала изучаться проблематика массовой физкультурно-оздоровительной работы через систему физкультурно-оздоровительных центров. Такой же характер приобрели и социолого-педагогические исследования проблем высшего физкультурного образования.