Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»
Центр международных образовательных программ
Рабочая учебная программа
дисциплины «Русский язык как иностранный»
(Практический курс. Начальный уровень - 112 ч)
1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий
Основная цель обучения иностранных учащихся на курсе «Русский язык как иностранный» (Практический курс. Начальный уровень - 120 ч) русскому языку заключается в:
а) овладении системой русского языка для коммуникации в условиях русской речевой среды,
б) в овладении языком специальности, необходимом для получения профессионального образования в вузе.
Задачи обучения:
1) в чтении – развитие навыков и умений изучающего, ознакомительного и реферативного чтения текстов по специальности, социально-экономических и социокультурных текстов;
2) в письме – овладение основными видами письменной речи в научном и официально-деловом стилях в объеме, достаточном для составления официальных документов и написания работы по специальности;
3) в аудировании – формирование уровня языковой, коммуникативной и социокультурной компетенций в разговорном, публицистическом и научном стилях речи, способствующих адекватному восприятию информации, приближенному к восприятию носителями языка;
4)в говорении – формирование уровня социолингвистической, коммуникативной и дискурсивной компетенций, предопределяющих оптимальное использование языковых средств в различных сферах общения.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания
Студенты, приступающие к изучению курса русского языка по образовательной программе вуза, должны иметь подготовку в объёме Первого сертификационного уровня Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку: ТРКИ–1 (уровень В1 – в соответствии с Общеевропейской шкалой иноязычной коммуникативной компетенции). При этом пороговый уровень знаний студента может быть дифференцирован в зависимости от количества полученных в результате тестирования баллов: 1) В1–1 – при условии получения учащимся баллов в диапазоне 66-79% по всем пяти субтестам (допускается один из субтестов 60%); 2) В1–2 – при условии получения учащимся баллов в диапазоне 80-90% по всем пяти субтестам (допускается один из субтестов 75%); 3) В1–3 – при условии получения учащимся баллов в диапазоне 91-100% по всем пяти субтестам (допускается один из субтестов 85%).
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
По завершении курса обучения у учащихся должны быть сформированы следующие виды компетенций: 1) лингвистическая; 2) социолингвистическая; 3) дискурсивная; 4) социокультурная; 5) стратегическая, позволяющие иностранным учащимся решать стоящие перед ними коммуникативные задачи в учебно-профессиональной и социокультурной сферах общения.
Сформированность данных компетенций предполагает:
- знание определенного корпуса лексических единиц русского языка, его грамматического строя, фонетической системы, норм и правил употребления языковых единиц;
- способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные и логичные высказывания разных функциональных стилей; способность составлять профессионально ориентированные тексты разных типов (научные тексты типового содержания, индикативный, информативный, и обзорный);
- способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации;
- знание культурных особенностей носителей языка и умение адекватно понимать их и использовать в процессе общения;
- умение употребить вербальные и невербальные средства, к которым прибегает человек в случае неуспешной коммуникации.
1.4. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися
В процессе освоения программы курса русского языка как иностранного языка у учащихся формируются следующие умения в речевой деятельности.
Чтение и аудирование
- читать и воспринимать на слух тексты разных типов (социокультурного, общественно-политического и научного характера); находить и вычленять в текстах все содержательные блоки, самостоятельно ориентироваться в семантической, структурной и коммуникативной организации текста;
- вычленять в содержательных блоках главную, дополнительную (детализирующую, конкретизирующую и иллюстрирующую информацию) и избыточную информацию;
- прогнозировать динамику развертывания содержания текстов разного характера поательных блоках главную,тельные блоки, самостоятельно ориентироваться в семантической, структурной и коммуника заголовку, содержанию первого и последнего абзацев, а также опираясь на знание структуры текста, на средства межфразовой связи;
- сопоставлять информацию двух или более текстов, вычленять новое и уже известное;
- точно воспринимать устные речевые стимулы, корректировочные реплики (в том числе и эллиптические по форме), формулирующие коммуникативные задачи;
- полностью понимать специализированные тексты в рамках профессиональной компетенции, уметь критически оценить прочитанное.
- понимать специализированные тексты вне своей профессиональной компетенции, эффективно пользоваться словарем для уточнения значения незнакомых терминов.
- понимать как живую, так и записанную устную речь в рамках как знакомой, так и незнакомой тематики в личной, общественной, образовательной и профессиональной сферах общения (лекции, беседы, доклады, интервью, радио/теленовости и т.д.), с различной степенью проникновения в содержание (полное понимание, понимание основного содержания, извлечение необходимой информации);
- критически оценивать услышанное.
Говорение и письмо
- реагировать на высказывания собеседника (задавать уточняющие вопросы, переспрашивать, обращаться с просьбой, объяснять что-л., повторить что-л. и пр.); дать оценку, выразить согласие/несогласие, привести контаргументы;
- при опоре на прочитанный или воспринятый на слух текст воспроизвести его (устно или письменно) с необходимой коммуникативно заданной переработкой;
- владеть навыками компрессии на всех уровнях: текст, абзац, предложение;
- производить сознательно-оценочную переработку текста: формулировать свою позицию (точку зрения) и давать оценку содержания текста с этой позиции; обобщать информацию двух или более текстов;
- участвовать в обсуждении текста, уметь подвести итоги обсуждения, обобщив информацию, воспринятую в диалоге;
- строить собственные речевые произведения (в устной или письменной форме) типа сообщения, повествования, рассуждения на бытовые темы;
- писать различные виды писем (личные или делового характера), используя соответствующий стиль речи;
Языковые навыки
- Знание и умение использовать:
- грамматические структуры, необходимые для выражения коммуникативных функций и понятий в соответствии с речевой ситуацией и для порождения разнообразных текстов в учебной и профессиональной сферах;
- правила синтаксиса для того, чтобы понимать и создавать разнообразные тексты в учебной и профессиональной сферах;
- языковые формы, характерные для официального и разговорного стилей в учебной и профессиональной сферах;
- лексику (включая терминологическую) достаточную для общения как в рамках широкого спектра общих тем, так и тем, относящихся к сфере учебных и профессиональных интересов.
Учебные навыки
Поиск информации
- искать новую текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию в русскоязычных источниках (как печатных, так и электронных), используя соответствующие методы поиска и терминологию, для выполнения учебных и учебно-профессиональных задач.
Публичное выступление
- готовить логически связанные, аргументированные выступления и выступать с публичной речью по вопросам учебного характера (в рамках учебной тематики);
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
Основной формой обучения русскому языку являются практические занятия, которые в зависимости от конкретной цели урока могут варьироваться по формам работы и видам деятельности (чтение и пересказ, выполнение письменной работы, обсуждение темы, выступление с сообщением, просмотр фильма, аудирование новостей и т.д.).
Выбор организационной формы работы соответствует типу выполняемого задания: 1) языковые, условно-коммуникативные задания предполагают работу в парах; 2) ситуативные задания могут быть реализованы при работе в группах и в парах; 3) письменные задания выполняются, как правило, индивидуально.
Современный коммуникативно-ориентированный подход к обучению русскому языку предполагает широкое использование нетрадиционных форм учебных занятий: интегрированный урок, урок-диспут, конференция, урок-экскурсия, видеоурок, организацию и проведение ролевых и аспектных игр разной целевой направленности, а также обращение к мультимедийным технологиям.
1.6 Описание содержания курса
№ п/п | Содержание учебного занятия | Кол-во часов |
1 | Звуки и буквы. Знакомство с алфавитом. Гласные (а, о, у, э, ы, и). Согласные (м, н, р, п, б, т, д, ф, в, с, з, к, г). Сонорные, парные согласные (глухие и звонкие). | 2 ч |
2 | Слог, ударение, ритмика. Редукция (а, о). Интонация повествовательного предложения (ИК – 1). Понятие рода. | 2 ч |
3 | Согласный Й. Гласные (е, ё, ю, я). Ритмика, ударение. Редукция (е, я). Интонация вопросительного предложения с вопросительным словом (ИК – 2). | 2 ч |
4 | Прямой одушевленный объект. Вопрос КТО? Число существительных. Личные местоимения. Притяжательные местоимения (прилагательные). | 2 ч |
5 | Согласные (л, л’, ж, ш, ч). Ритмика, ударение. Интонация вопросительного предложения без вопросительного слова (ИК – 3). Отрицательный ответ. | 2 ч |
6 | Понятие о глаголе. I группа (знать, делать, читать…). Числительные. Вопрос СКОЛЬКО? Счет (1 – 10) | 2 ч |
7 | Согласные (х, ц, щ’). Ритмика, ударение. Интонация в сопоставительном вопросе с союзом А (ИК – 4). ИК – 3 на границе синтагмы. | 2 ч |
8 | Прилагательные. Вопрос: какой?, какая?, какое?, какие? Глагол, II группа. Наречие. Вопросы: как?, где?, когда? Числительные. Счет (10 – 20). | 2 ч |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала | 4 ч |
10 | ||
11 | Моя семья. Посессивные конструкции (у меня есть…). Повторение притяжательных прилагательных (мой/я, твой/я, наш/а, ваш/а, его, её, их), Конструкции: Чей брат (сын…)? Чья сестра (мама…)? | 2 ч |
12 | Где вы живете. Предложный падеж существительных. Конструкции: Я живу в ПарижЕ (в МосквЕ, в ГерманиИ). | 2 ч |
13 | Профессии. Настоящего времени глаголов (повторение). Предлоги В/НА в предложном падеже. Конструкции: Актриса играет в театре. Строитель работает на стройке. | 2 ч |
14 | Погода и климат. Числительные (до 100). Прошедшее время глаголов. Конструкции: Зимой у нас холодно. Вчера было тепло, + 25. | 2 ч |
15 | Мой день. Прошедшее время глаголов (повторение). Конструкции: Днем я был на работе и в ресторане. Глаголы «вставать, давать, продавать». | 2 ч |
16 | Время на часах. Конструкции: Сколько времени? (который час?) Когда вы встаете? Я встаю в час (в два часА, в 6 часОВ) | 2 ч |
17 | Развитие речи. Текст «Мой муж и я» | 2 ч |
18 | Повторение | 2 ч |
19 | Магазин «Одежда». Винительный падеж неодуш. существительных и прилагательных. Глагол «хотеть». Конструкции: У вас есть рубашки? Я хочу это красную рубашку. | 2 ч |
20 | Магазин «Продукты». Конструкции: Где и что вы покупаете? | 2 ч |
21 | Развитие речи. Текст «В магазине». | 2 ч |
22 | У врача. Части тела. Конструкции: Что у Вас болит? У меня болит голова. У меня болят зубы. | 2 ч |
23 | Языки и страны. Неопределенно-личные конструкции (В Испании говорят по-испански). | 2 ч |
24 | Предложный падеж сущ. в значении объекта речи или мысли. Конструкции: О чем эта книга? Это книга о Москве. | 2 ч |
25 | Развитие речи. Письмо другу. | 2 ч |
26 | Повторение | 2 ч |
27 | В городе. Предложный падеж прилагательных. Конструкции: В каком городе? На какой улице? | 2 ч |
28 | Дом и квартира. Предложный падеж притяжательных местоимений. Конструкции: В нашем доме есть лифт. Что у вас в гостиной? | 2 ч |
29 | План на неделю. В + предложный падеж в значении времени. Глаголы с суффиксами –ова/-ева. Конструкции: В среду у меня была встреча. | 2 ч |
30 | Летний отдых. Глаголы на –ся. Глаголы «мочь, уметь». Конструкции: Летом мы катались на велосипеде. | 2 ч |
31 | Культура. Местоимение «свой». Союзы «потому что, поэтому». Конструкции: Я люблю свой город, потому что он очень красивый. | 2 ч |
32 | Развитие речи. Аудирование. Текст «Москва». | 4 ч |
33 | ||
34 | Городской транспорт. Глаголы движения. Конструкции: Сегодня я иду… Я езжу на метро | 2 ч |
35 | Путешествие. Глаголы движения. Конструкции: Куда вы ездили. Где вы были? | 2 ч |
36 | Транспорт. Глаголы движения. Предложный падеж существительных во мн. ч. Конструкции: Я не люблю ездить на поездах. | 2 ч |
37 | Повторение | 2 ч |
38 | Что у вас есть и чего нет. Родительный падеж существительных в единственном числе. Предлоги. Конструкции: У Анны нет… У меня не было… | 2 ч |
39 | Не говори, что делал, а говори, что сделал! Вид глагола: значение, образование пар, употребление. Глаголы и выражения времени. Конструкции: Вчера я писал письма. Я написал три письма. Завтра я напишу пять. | 2 ч |
40 | Будущее время глаголов несовершенного вида. Конструкции: Он будет читать целый день. | 2 ч |
41 | Использование глаголов совершенного и несовершенного вида в будущем времени. | 2 ч |
42 | Повторение | 2 ч |
43 | День рождения. Дательный падеж сущ., прил., мест. ед. и мн. ч. Конструкции: Мне 25 лет. | 2 ч |
44 | Категория состояния. Модальные слова. Конструкции: Мне холодно. Мне нравится… | 2 ч |
45 | Разговор по телефону. Императив: образование и употребление. Императивные конструкции. Союзы ЧТО/ЧТОБЫ. Конструкции: Скажите, … Передайте, что…/чтобы… Давайте поговорим! | 2 ч |
46 | Повторение | 2 ч |
47 | Биография. Творительный падеж сущ., прил., мест. Предлоги. Конструкции: Кем он работает? Кем она хочет быть? | 2 ч |
48 | Где и когда лучше? Компаративные конструкции: Этот дом лучше того/чем тот. | 2 ч |
49 | Где и когда лучше? Суперлятивные конструкции: Это самый красивый дом. | 2 ч |
50 | Как пройти в музей? Глаголы движения с префиксами. | 2 ч |
51 | Повторение | 2 ч |
52 | Придаточные определительные. Конструкции: Это мой друг, который живет в Петербурге. | 2 ч |
53 | Сложные предложения с придаточными причины, цели и условия. Конструкции: Я изучаю русский язык, потому что я интересуюсь русской культурой. Я дал ему деньги, чтобы он купил мне словарь. Если завтра будет хорошая погода, мы поедем в Сестрорецк. | 2 ч |
54 | Комплименты. Конструкции: Вы (ты) сегодня хорошо выглядите (выглядишь). Вам (тебе) идет этот костюм. | 2 ч |
55 | Черты характера. Внешность. Конструкции: Он очень симпатичный. У него большие зеленые глаза. Он среднего роста… | 2 ч |
56 | Повторение | 2 ч |
57 | Пространственные предлоги: на, в (чём?); над, под, за, перед, между (чем?); около, у , напротив (чего?). Глаголы «стоять, лежать, висеть». | 2 ч |
58 | Занятие на свободную тему. Учащимся предлагается подготовить небольшое сообщение о своем пребывании в Москве и вопросы, которые они хотели бы задать друг другу или преподавателю. | 2 ч |
59 | ||
60 |
Итоговое тестирование и аттестация |
4 ч |
Итого : 120 часов
1.7 Оценка итогового общего владения русским языком в результате пройденного курса
Языковой аспект
- Корректировочный курс фонетики.
- Корректировочный курс морфологии имен существительных, прилагательных, числительных, а также глагола, местоимения, наречия.
- Синтаксис простого предложения.
Коммуникативно-речевой аспект
- Слушание и говорение на бытовые и социокультурные темы.
- Речевой этикет: выражение согласия/несогласия, приглашения, предложения, совета, рекомендации.
- Официально-деловой стиль: стандартные формы составления заявлений и объяснительных записок.
Балльно - рейтинговая система аттестации
Аттестация учебной деятельности студента курсов осуществляется по трем критериям: 1) посещаемость занятий, 2) работа студента в течение семестра, 3) прохождение текущего (зачет) и итогового (экзамен) испытания.
Посещаемость – 20% оценки | Работа в течение семестра – 30% оценки |
Аттестационные испытания – 50% оценки |
30 посещений в ходе курса (не менее) |
–выполнение домашних заданий: 10% – выполнение тестовых заданий: 10% –активность на занятии: 10% |
а) текущий контроль – контр. работа по грамматике – 10% – чтение и пересказ текста – 10% – устное сообщение по теме и аудирование текста по специальности –10% Б) итоговый контроль -итоговая аттестация (тестирование)-20% |
Текущий контроль включает регулярную проверку домашних заданий учащихся: письменных и устных.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме аттестационного испытания и предполагает выполнение студентом:
1) контрольной работы по грамматике в соответствии с изученными лексико-грамматическими темами;
2) чтение и пересказ текста;
3) устное сообщение по теме;
4) письменной работы по тексту.
1.8. Учебно-методическое обеспечение работы студентов и аудиторной работы.
Перечень основных учебников и методических материалов содержится в программе курса ( см. Список обязательной литературы)
1.9.Методическое обеспечение самостоятельной работы:
1) образовательные исследовательские проекты (создание презентационных проектов в программе Microsoft Power Point);
2) использование образовательных электронных пособий, интерактивных компьютерных учебников и тренажеров;
3) использование тестовых электронных пособий;
4) индивидуальное компьютерное тестирование при контроле и оценке результатов обучения
1.10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебные пособия по курсу дисциплины, обучающие компьютерные программы по РКИ, учебные фильмы, аудио и видеокассеты с записями уроков по РКИ.
Список обязательной литературы
Чернышов С., Чернышова А. Поехали! 1+2. ... Интенсивный учебник для начинающих. Златоуст. СПб. 2015.
Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А. Дорога в Россию. Учебник русского языка (элементарный уровень) Златоуст, ЦМО МГУ.2014.
Русский язык. Основной курс: практическая грамматика для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей / Т.М. Балыхина, Т.И. Василишина и др. СПб., 2011.
Список дополнительной литературы
Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Клобукова Л.П. «Программа по русскому языку для иностранных граждан». Первый уровень. Общее владение. – СПб., 2002;
Голубева А.В., Лемешев К.Н. Прогулки по Петербургу: Учебный видеофильм для изучающих русский язык. Тексты и упражнения. СПб., 2005.
Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение / Иванова Т. А. и др. М.-СПб., 1999.
Задорина А.И. Голубева А.В., Кожевникова Л.Н. и др. Сборник упражнений по грамматике русского языка (для иностранцев). Вып.1. СПб., 1997.
Зыкова Е.И., Ильинова А.И. Сборник упражнений по фонетике русского языка. 3-е изд. стереотип. СПб, Изд-во СПбГУ, 2010.
Кафедра русского языка для иностранцев-нефилологов. Уч. программы (для студентов, аспирантов и стажеров гуманитарного и естественного профилей) / Под ред. В. В. Химика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
Колесова Д.В., Маслова Н.Н. Радуга. Практикум по развитию письменной речи. СПб., 2008.
Колесова Д.В., Харитонов А.А. Золотое перо. Пособие по развитию навыков письменной речи: Книга для учащегося. СПб., 2001.
Котова В.Д. Учебник русского языка для иностранных студентов гуманитарного профиля. М., 2004.
Кумбашева Ю.А. Человек в современном мире. Учеб. пособие по разговорной практике. М., 2006.
Лариохина М.Н. Практический курс русского языка для иностранных учащихся. Ч.1-2. Продвинутый этап. М., 1997.
Основы русской деловой речи: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Буре, Л.Б. Волкова, Е.В. Косарева и др.; Под ред. В.В. Химика. СПб., 2011.
Старовойтова И.А. Ваше мнение: Учеб. пособие по разговорной практике. М., 2005. Тесты, тесты, тесты…: Пособие для подготовки к сертификационному экзамену по лексике и грамматике. II сертификационный уровень. СПб., 2007.
Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Аверьянова Г.Н. и др. М.-СПб., 1999.
Требования к Первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным. Общее владение. Профессиональный модуль / Н.П. Андрюшина и др. СПб., 2011.
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. Вып. 1. Грамматика. Лексика: Учебное пособие. СПб., 2011.
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. Вып. 2. Чтение: Учебное пособие. СПб., 2011.
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. Вып. 3. Письмо: Учебное пособие. СПб., 2011
Химик В.В. Практический синтаксис русского языка. СПб., 1995.
Шатилов А. С. Читаем тексты по специальности. Вып.2. Гуманитарные науки: учебное пособие по языку специальности. СПб., 2011.
Перечень Интернет-ресурсов
Филологический портал: Philology.ru
Справочно-информационный портал: www.gramota.ru
Национальный корпус русского языка: www.ruscorpora.ru/
Образовательный портал «Русский язык»: ruslang.edu.ru
Официальный сайт Центра развития русского языка: www.ruscenter.ru/
Русский язык для делового человека: www.mylanguage.ru
Портал РОПРЯЛ «Русское слово»: www.ropryal.ru/
Официальный сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН РФ:
www.ruslang.ru/
Виртуальная библиотека В.Мошкова: lib.ru
Веб-сайты учебного и информационного назначения: elearning PRO.ru, www.pushkin.edu.ru, univertv.ru
Сервис видеоматериалов: www.youtube.com/videos
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки « Русский язык как иностранный»
Автор доц. , к. фил. н. Пилипчук Е.Д.
Подписи:
3
учебники и учебные пособия:
1. Миллер Л.В., Политова Л.В. «Жили-были…» 12 уроков русского языка. Базовый уровень. – СПб, 2003;
2. Капитонова Т.И. и др. «Живём и учимся в России». – СПб., 2003;
3. Родимкина А.М., Райли З., Ландсман Н. «Россия сегодня». Тексты и упражнения. – СПб., 2002;
4. Родимкина А.М., Ландсман Н. «Россия 2000». Тексты и упражнения. – СПб, 2003;
5. Сборник упражнений по грамматике русского языка Выпуск 1. – СПб., 2003;
6.Глазунова О.И. «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях» - СПб., 2003;
7.Типовой тест по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. – СПб., 2004;
8. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение.- СПб., 2004;
9. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Третий уровень. Общее владение. – СПб., 1999;
10. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Третий уровень. Филология. – СПб., 2001;
11. Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Клобукова Л.П. «Программа по русскому языку для иностранных граждан». Первый уровень. Общее владение. – СПб., 2002;
12. Корчагина Е.Л. «Требования по русскому языку как иностранному». Пороговый уровень. – СПб., 2003;
13. Корчагина Е.Л. «Типовые тесты по русскому языку как иностранному». Пороговый уровень».- СПб., 2003.
14. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. «Жили-были…» 28 уроков русского языка для начинающих. – СПб, 2005;
15. Скороходов Л., Хорохордина О. «Окно в Россию». 1-я часть. - СПб, 2003; 2-я часть – СПб., 2005;
16. Максимова А. Л. «Корректировочный курс русской грамматики» - СПб., 2005;
17. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. – СПБ., 2005;
18. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. – СПб., 2005;
19. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Четвёртый уровень. Общее владение. – СПб., 2005.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
__________________________________________________________________
№ п/п | Содержание урока | Кол-во часов |
1 | Звуки и буквы. Знакомство с алфавитом. Гласные (а, о, у, э, ы, и). Согласные (м, н, р, п, б, т, д, ф, в, с, з, к, г). Сонорные, парные согласные (глухие и звонкие). | 2 ч |
2 | Слог, ударение, ритмика. Редукция (а, о). Интонация повествовательного предложения (ИК – 1). Понятие рода. | 2 ч |
3 | Согласный Й. Гласные (е, ё, ю, я). Ритмика, ударение. Редукция (е, я). Интонация вопросительного предложения с вопросительным словом (ИК – 2). | 2 ч |
4 | Прямой одушевленный объект. Вопрос КТО? Число существительных. Личные местоимения. Притяжательные местоимения (прилагательные). | 2 ч |
5 | Согласные (л, л’, ж, ш, ч). Ритмика, ударение. Интонация вопросительного предложения без вопросительного слова (ИК – 3). Отрицательный ответ. | 2 ч |
6 | Понятие о глаголе. I группа (знать, делать, читать…). Числительные. Вопрос СКОЛЬКО? Счет (1 – 10) | 2 ч |
7 | Согласные (х, ц, щ’). Ритмика, ударение. Интонация в сопоставительном вопросе с союзом А (ИК – 4). ИК – 3 на границе синтагмы. | 2 ч |
8 | Прилагательные. Вопрос: какой?, какая?, какое?, какие? Глагол, II группа. Наречие. Вопросы: как?, где?, когда? Числительные. Счет (10 – 20). | 2 ч |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала | 4 ч |
10 | ||
11 | Моя семья. Посессивные конструкции (у меня есть…). Повторение притяжательных прилагательных (мой/я, твой/я, наш/а, ваш/а, его, её, их), Конструкции: Чей брат (сын…)? Чья сестра (мама…)? | 2 ч |
12 | Где вы живете. Предложный падеж существительных. Конструкции: Я живу в ПариджЕ (в МосквЕ, в ГерманиИ). | 2 ч |
13 | Профессии. Настоящего времени глаголов (повторение). Предлоги В/НА в предложном падеже. Конструкции: Актриса играет в театре. Строитель работает на стройке. | 2 ч |
14 | Погода и климат. Числительные (до 100). Прошедшее время глаголов. Конструкции: Зимой у нас холодно. Вчера было тепло, + 25. | 2 ч |
15 | Мой день. Прошедшее время глаголов (повторение). Конструкции: Днем я был на работе и в ресторане. Глаголы «вставать, давать, продавать». | 2 ч |
16 | Время на часах. Конструкции: Сколько времени? (который час?) Когда вы встаете? Я встаю в час (в два часА, в 6 часОВ) | 2 ч |
17 | Развитие речи. Текст «Мой муж и я» | 2 ч |
18 | Повторение | 2 ч |
19 | Магазин «Одежда». Винительный падеж неодуш. существительных и прилагательных. Глагол «хотеть». Конструкции: У вас есть рубашки? Я хочу это красную рубашку. | 2 ч |
20 | Магазин «Продукты». Конструкции: Где и что вы покупаете? | 2 ч |
21 | Развитие речи. Текст «В магазине». | 2 ч |
22 | У врача. Части тела. Конструкции: Что у Вас болит? У меня болит голова. У меня болят зубы. | 2 ч |
23 | Языки и страны. Неопределенно-личные конструкции (В Испании говорят по-испански). | 2 ч |
24 | Предложный падеж сущ. в значении объекта речи или мысли. Конструкции: О чем эта книга? Это книга о Москве. | 2 ч |
25 | Развитие речи. Письмо другу. | 2 ч |
26 | Повторение | 2 ч |
27 | В городе. Предложный падеж прилагательных. Конструкции: В каком городе? На какой улице? | 2 ч |
28 | Дом и квартира. Предложный падеж притяжательных местоимений. Конструкции: В нашем доме есть лифт. Что у вас в гостиной? | 2 ч |
29 | План на неделю. В + предложный падеж в значении времени. Глаголы с суффиксами –ова/-ева. Конструкции: В среду у меня была встреча. | 2 ч |
30 | Летний отдых. Глаголы на –ся. Глаголы «мочь, уметь». Конструкции: Летом мы катались на велосипеде. | 2 ч |
31 | Культура. Местоимение «свой». Союзы «потому что, поэтому». Конструкции: Я люблю свой город, потому что он очень красивый. | 2 ч |
32 | Развитие речи. Аудирование. Текст «Москва». | 4 ч |
33 | ||
34 | Городской транспорт. Глаголы движения. Конструкции: Сегодня я иду… Я езжу на метро | 2 ч |
35 | Путешествие. Глаголы движения. Конструкции: Куда вы ездили. Где вы были? | 2 ч |
36 | Транспорт. Глаголы движения. Предложный падеж существительных во мн. ч. Конструкции: Я не люблю ездить на поездах. | 2 ч |
37 | Повторение | 2 ч |
38 | Что у вас есть и чего нет. Родительный падеж существительных в единственном числе. Предлоги. Конструкции: У Анны нет… У меня не было… | 2 ч |
39 | Не говори, что делал, а говори, что сделал! Вид глагола: значение, образование пар, употребление. Глаголы и выражения времени. Конструкции: Вчера я писал письма. Я написал три письма. Завтра я напишу пять. | 2 ч |
40 | Будущее время глаголов несовершенного вида. Конструкции: Он будет читать целый день. | 2 ч |
41 | Использование глаголов совершенного и несовершенного вида в будущем времени. | 2 ч |
42 | Повторение | 2 ч |
43 | День рождения. Дательный падеж сущ., прил., мест. ед. и мн. ч. Конструкции: Мне 25 лет. | 2 ч |
44 | Категория состояния. Модальные слова. Конструкции: Мне холодно. Мне нравится… | 2 ч |
45 | Разговор по телефону. Императив: образование и употребление. Императивные конструкции. Союзы ЧТО/ЧТОБЫ. Конструкции: Скажите, … Передайте, что…/чтобы… Давайте поговорим! | 2 ч |
46 | Повторение | 2 ч |
47 | Биография. Творительный падеж сущ., прил., мест. Предлоги. Конструкции: Кем он работает? Кем она хочет быть? | 2 ч |
48 | Где и когда лучше? Компаративные конструкции: Этот дом лучше того/чем тот. | 2 ч |
49 | Где и когда лучше? Суперлятивные конструкции: Это самый красивый дом. | 2 ч |
50 | Как пройти в музей? Глаголы движения с префиксами. | 2 ч |
51 | Повторение | 2 ч |
52 | Придаточные определительные. Конструкции: Это мой друг, который живет в Петербурге. | 2 ч |
53 | Сложные предложения с придаточными причины, цели и условия. Конструкции: Я изучаю русский язык, потому что я интересуюсь русской культурой. Я дал ему деньги, чтобы он купил мне словарь. Если завтра будет хорошая погода, мы поедем в Новгород. | 2 ч |
54 | Комплименты. Конструкции: Вы (ты) сегодня хорошо выглядите (выглядишь). Вам (тебе) идет этот костюм. | 2 ч |
55 | Черты характера. Внешность. Конструкции: Он очень симпатичный. У него большие зеленые глаза. Он среднего роста… | 2 ч |
56 | Повторение | 2 ч |
57 | Пространственные предлоги: на, в (чём?); над, под, за, перед, между (чем?); около, у , напротив (чего?). Глаголы «стоять, лежать, висеть». | 2 ч |
58 | Развитие речи. Текст «На даче» (по А.П. Чехову) | 4 ч |
59 | ||
60 | Занятие на свободную тему. Учащимся предлагается подготовить небольшое сообщение о своем пребывании в Москве и вопросы, которые они хотели бы задать друг другу или преподавателю. | 2 ч |
№ | Lesson content | Number of hours |
1. | Syllables and letters. Getting acquainted with Russian alphabet. Vowels (а, о, у, э, ы, и). Consonants (м, н, р, п, б, т, д, ф, в, с, з, к, г). Sonorant correlative consonants (breath consonants and sonants). | 2 hours |
2. | Syllable, word stress, rhythmic. Reduction (а, о). Narrative sentence intonation (ИК- 1). Category of gender. | 2 hours |
3. | Consonant Й. Vowels (е, ё, ю, я). Rhythmic, word stress. Reduction (е, я). Intonation of an interrogative sentence with an interrogative word (ИК – 2). | 2 hours |
4. | Direct animate object. Question КТО? (Who?). Nouns: category of number. Personal pronouns. Possessive pronouns (adjectives). | 2 hours |
5. | Consonants (л, л’, ж, ш, ч). Rhythmic, word stress. Intonation of an interrogative sentence without an interrogative word (ИК – 3). Negative answer. | 2 hours |
6. | Category of verb. 1st group of verbs (знать, делать, читать…) (to know, to do, to read…). Numerals. Question СКОЛЬКО? (How much/How many?). Numerals (1 – 10). | 2 hours |
7. | Consonants (х, ц, щ’). Rhythmic, word stress. Intonation in a comparative question with conjunction А (ИК – 4). ИК – 3 on syntagm boundary. | 2 hours |
8. | Adjectives. Questions: какой? какая? какое? какие? (what kind of?) Verbs of 2nd group. Adverbs. Questions: как? (how?) где? (where?) когда? (when?) Numerals (10 – 20). | 2 hours |
9. | Summary and revision of the previous lessons. | 4 hours |
10. | ||
11. | My family. Possessive phrases: У меня есть. (I have). Possessive adjectives revision (мой/я, твой/я, наш/а, ваш/а, его, её, их). Phrases: Чей брат (сын…)? (Whose brother/son…?); Чья сестра (мама…)? (Whose mother/sister…?) | 2 hours |
12. | Where you live. Prepositional case of nouns. Phrases: Я живу в ПарижЕ (в МосквЕ, в ГерманиИ) (I live in Paris; in Moscow; in Germany). | 2 hours |
13. | Professions. Present tense of verbs (revision). Prepositions В/НА in prepositional case. Phrases: Актриса играет в театре. (An actress works in the theatre.) Строитель работает на стройке. (A builder works at the building site.) | 2 hours |
14. | Weather and climate. Numerals (20 – 100). Past tense of verbs. Phrases: Зимой у нас холодно. (It is cold here in winter.) Вчера было тепло, +25. (Yesterday it was warm, +25.) | 2 hours |
15. | My day. Past tense of verbs (revision). Phrases: Днём я был на работе и в ресторане. (In the afternoon I was at work and in the restaurant). Verbs «вставать, давать, продавать». (to get up, to give, to sell) | 2 hours |
16. | Time. Phrases: Сколько времени? (который час?) (What time is it now?); Когда вы встаете? Я встаю в час (в два часА, в шесть часОВ). (When do you get up? I get up at one o’clock (at two, at six)) | 2 hours |
17. | Speech development. Text «Мой муж и я» (“My husband and I”) | 2 hours |
18. | Revision. | 2 hours |
19. | Clothes shop. Accusative case of inanimate nouns and adjectives. Verb «хотеть» (to want). Phrases: У вас есть рубашки? (Do you have shirts?); Я хочу эту красную рубашку. (I want this red shirt) | 2 hours |
20. | Food shop. Phrases: Где и что вы покупаете? (Where and what do you buy?) | 2 hours |
21. | Speech development. Text «В магазине» (“In the shop”) | 2 hours |
22. | At the doctor’s. Parts of human body. Phrases: Что у вас болит? У меня болит голова. У меня болят зубы. (What ache do you have? I have a headache. I have a toothache.) | 2 hours |
23. | Languages and countries. Indefinite-personal phrases (В Испании говорят по-испански./In Spain they speak Spanish.) | 2 hours |
24. | Prepositional case of nouns in the meaning of object of speech and thought. Phrases: О чём эта книга? Это книга о Москве. (What is this book about? It is about Moscow.) | 2 hours |
25. | Speech development. A letter to a friend. | 2 hours |
26. | Revision. | 2 hours |
27. | In the city. Prepositional case of adjectives. Phrases: В каком городе? На какой улице? (In what city? In what street?) | 2 hours |
28. | House and flat. Prepositional case of possessive pronouns. Phrases: В нашем доме есть лифт. (There is an elevator in our house); Что у вас в гостиной? (What do you have in your living-room?) | 2 hours |
29. | Plan for a week. В + prepositional case of nouns in the meaning of time. Verbs with –ова/-ева suffixes. Phrases: В среду у меня была встреча. (I had a meeting on Wednesday) | 2 hours |
30. | Summer vacation. Verbs with –ся ending. Verbs «мочь, уметь» (can). Phrases: Летом мы катались на велосипеде. (In summer we rode a bicycle) | 2 hours |
31. | Culture. Pronoun «свой». Conjunctions «потому что, поэтому» (because, that's why). Phrases: Я люблю свой город, потому что он очень красивый. (I love my city because it's very beautiful) | 2 hours |
32. | Speech development. Listening. Text «Москва» (“Moscow”). | 4 hours |
33. | ||
34. | City transport. Verbs of movement. Phrases: Сегодня я иду … Я езжу на метро. (Today I'm going … I go by metro) | 2 hours |
35. | Travelling. Verbs of movement. Phrases: Куда вы ездили? (Where did you go?) Где вы были? (Where have you been?) | 2 hours |
36. | Transport. Verbs of movement. Prepositional case of plural nouns. Phrases: Я не люблю ездить на поездах. (I don’t like travelling by trains) | 2 hours |
37. | Revision. | 2 hours |
38. | What do/don’t you have. Genitive case of singular nouns. Prepositions. Phrases: У Анны нет… (Anna doesn't have…); У меня не было… (I didn't have …) | 2 hours |
39. | Don’t say that you were doing but say that you have done! Verb aspect: meaning, formation, use. Verbs and expressions of time. Phrases: Вчера я писал письма. (Yesterday I was writing letters); Я написал три письма. (I wrote three letters); Завтра я напишу пять. (Tomorrow I will write five) | 2 hours |
40. | Future tense of imperfective verbs. Phrases: Он будет читать целый день. (He will be reading the whole day.) | 2 hours |
41. | The use of perfective and imperfective verbs in the future tense. | 2 hours |
42. | Revision. | 2 hours |
43. | Happy birthday. Dative case of singular and plural nouns, adjectives, pronouns. Phrases: Мне 25 лет. (I’m 25 years old) | 2 hours |
44. | Category of condition. Modal words. Phrases: Мне холодно. (I am cold); Мне нравится… (I like…) | 2 hours |
45. | Speaking on the phone. Imperative: formation and use. Imperative phrases. Conjunctions ЧТО/ ЧТОБЫ. Phrases: Скажите,… (Tell me …); Передайте, что…/чтобы… (Tell him/her/them that …); Давайте поговорим! (Let’s have a talk!) |
2 hours |
46. | Revision. | 2 hours |
47. | Biography. Ablative case of nouns, adjectives and pronouns. Prepositions. Phrases: Кем он работает? (What is his job?); Кем она хочет быть? (Who does she want to be?) | 2 hours |
48. | Where and when is it better? Comparative phrases: Этот дом лучше того/чем тот. (This house is better than that one) | 2 hours |
49. | Where and when is it better? Superlative phrases: Это самый красивый дом. (It is the most beautiful house) | 2 hours |
50. | How do I get to the museum? Verbs of movement with prefixes. | 2 hours |
51. | Revision. | 2 hours |
52. | Subordinate attributive sentences. Phrases: Это мой друг, который живет в Петербурге. (This if my friend who lives in Saint-Petersburg.) | 2 hours |
53. | Complex sentences with clause of purpose, causal and conditional clauses. Phrases: Я изучаю русский язык, потому что я интересуюсь русской культурой. (I study Russian because I’m interested in Russian culture.); Я дал ему деньги, чтобы он купил мне словарь. (I gave him money to buy a dictionary for me.); Если завтра будет хорошая погода, мы поедем в Новгород. (If tomorrow the weather is good, we will go to Novgorod.) | 2 hours |
54. | Compliments. Phrases: Вы (ты) сегодня хорошо выглядите (выглядишь). (You look very beautiful today.); Вам (тебе) идет этот костюм. (This costume suits you.) | 2 hours |
55. | Features of character. Appearance. Phrases: Он очень симпатичный. (He is very handsome.); У него большие зеленые глаза. (He’s got big green eyes.); Он среднего роста… (He is of medium height..) | 2 hours |
56. | Revision. | 2 hours |
57. | Prepositions of place: на, в (чём?), над, под, за, перед, между (чем?), около, у, напротив (чего?). Verbs «стоять, лежать, висеть». (to stand, to lie, to hang) | 2 hours |
58. | Speech development. Text «На даче» (“In the summer cottage” by Chekhov A.) | 4 hours |
59. | ||
60. | Free lesson. Students are offered to prepare a short report about their staying in Moscow and questions which they would like to ask each other and their teacher. | 2 hours |
- 97590 reads
- Версия для печати