В 1995 году создана первая в России кафедра теории и методики адаптивной физической культуры, входящая в состав института адаптивной физической культуры. Это событие произошло в Санкт-Петербурге, в стенах Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Тогда началось активное развитие адаптивной физической культуры в нашей стране
С первых же публикаций специалистов этой кафедры было четко показано, что адаптивная физическая культура (АФК) – это физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в число которых входят: инвалиды, включая детей-инвалидов, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обучающиеся (дошкольники, школьники, студенты) специальных медицинских групп (СМГ).
Во многих статьях, учебниках, буклетах, информационных материалах подробно описана история становления и развития института адаптивной физической культуры.
Наш Университет через Институт АФК, кафедры, факультет, центры, влияет на развитие этого социального феномена в Российской Федерации.
Цель адаптивной физической культуры - это «максимально возможное развития жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта».
Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию приказом от 24 июля 1996 г. № 1309 была открыта и включена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая для России специальность – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Именно с этой даты наш НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург начал активно формировать ее образовательное пространство. В течении года был доработан и утвержден в установленном порядке Государственный образовательный стандарт по этой специальности, интегрирующий в себе три области знаний и практической деятельности: физическую культуру, медицину и коррекционную педагогику (или, как она тогда называлась, - дефектологию).
В последующие годы этот Государственный образовательный стандарт был преобразован в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) с таким же наименованием, но уже по направлению подготовки бакалавриат и магистратура.
На сегодняшний день, более 50 образовательных организаций высшего образования России реализуют уже третье поколение ФГОСов по адаптивной физической культуре.
По инициативе Сергей Петровича Евсеева и при участии преподавателей нашего Университета федеральные органы исполнительной власти вначале в области физической культуры и спорта, а затем образования разработали и утвердили, пользуясь сегодняшней терминологией, ФГОСы по специальности среднего профессионального образования по АФК с присвоением выпускникам квалификации – «Педагог по адаптивной физической культуре» и «Учитель адаптивной физической культуры». В настоящее время более 30 колледжей ведут подготовку кадров по этой специальности.
Весомый вклад внес наш Университет в развитие теории и практики дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре. Разработанная в стенах Университета «выездная модель» курсов повышения квалификации, их учебно-методическое сопровождение, система стажировок и переподготовки кадров очень востребованы в настоящее время не только в России, но и в странах СНГ (Казахстан, Азербайджан, Белоруссия, Узбекистан и др.).
Понимая, что и среднее профессиональное, и высшее образование должны завершаться трудоустройством выпускников, сотрудники, института АФК Университета разработали и внесли в Единый квалификационный справочник профессий, утверждаемый Министерством труда и социального развития Российской Федерации, две новые должности: «Тренер-преподаватель по АФК» (включая старшего) и «Инструктор-методист по АФК» (включая старшего), которые в настоящее время трансформировались при активном участии специалистов Университета в Профессиональные стандарты «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» и «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту». В настоящее время утвержден профессиональный стандарт: «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту». Разработан, но еще не утвержден профессиональный стандарт: «Специалист по физической реабилитации и абилитации».
В связи с вышесказанным, нельзя не отметить большую роль в становлении адаптивной физической культуры в Российской Федерации заведующего кафедрой ТиМАФК (в 1996 году проректор по учебной работе нашего вуза) доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Российской академии образования Сергея Петровича Евсеева. В своих публикациях и особенно монографии «Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы» (1999 год) он утверждал, что современное российское общество явно недооценивает потенциал физической культуры и спорта в решении важнейших социальных задач, в реализации государственной политики в этой сфере. Развивая адаптивную физическую культуру, Евсеев С.П. наглядно демонстрировал как с ее помощью можно помочь инвалидам, лицам с ОВЗ, студентам СМГ, продолжая идеи П.Ф. Лесгафта об университетском образовании.
В 1999 году кафедра теории и методики адаптивной физической культуры была преобразована в факультет адаптивной физической культуры, а в 2010 году Приказом Ректора Университета от 02 июля 2010 г. № 238 в ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» был открыт первый в России Институт адаптивной физической культуры (Институт АФК). Возглавила Институт АФК Евсеева Ольга Эдуардовна, доктор педагогических наук, профессор, автором более 320 научных публикаций, в числе которых 6 монографий, 259 научных статей в соавторстве в индексируемых изданиях РИНЦ, ВАК и Scopus, 4 учебника и 34 учебных пособий в соавторстве, имеет 4 авторских свидетельства о государственной регистрации базы данных на модули образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и патент на промышленный образец «Адаптивная физическая культура». За многолетний труд в 2009 году награждена почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» от Министерства спорта Российской Федерации, в 2013 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», в 2015 году избрана членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств, в 2020 году получила золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в 2020 году награждена грамотой Специального Олимпийского Комитета Санкт-Петербурга, в 2021 году Указом Президента Российской Федерации награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Завершая тему образовательного пространства адаптивной физической культуры, обратим внимание на «связи времён».
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург основан в 1896 году в Петербурге как Временные курсы для подготовки руководительниц физического воспитания и игр, организованные Петром Францевичем Лесгафтом – российским биологом, анатомом, антропологом, врачом, педагогом, создателем теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания, и прогрессивным общественным деятелем России.
Большое количество изученных архивных документов свидетельствуют об интересе П.Ф. Лесгафта к вопросам, связанным с нарушениями осанки, врожденными аномалиями развития опорно-двигательного аппарата человека. Эти сведения позволяют говорить о том, что основа отечественного научно-обоснованного подхода к проведению занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, была заложена именно П.Ф. Лесгафтом. Так, например, на Высших курсах П.Ф. Лесгафта в 1917-18 учебном году уделялось внимание подготовке преподавателей для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья – эта тема была включена в эпизодические курсы подготовки специалистов.
Большую роль НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург сыграл в формировании научного пространства АФК.
В 2004 году по инициативе НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург впервые для нашей страны удалось ввести комплексные научные группы (КНГ) для сборных команд России по паралимпийским видам спорта, чем были уравнены в правах члены сборных России по олимпийским и паралимпийским видам спорта. КНГ функционируют и в настоящее время.
В 2012 году в Реестр ведущих научных и научно – педагогических школ г. Санкт–Петербурга была включена научно-педагогическая школа «Методология, теория и методика адаптивной физической культуры», руководителем которой стал Евсеев С.П. Свое признание научно-педагогическая школа получила в Российской академии образования, а в 2017 году С.П. Евсеев избран членом-корреспондентом Российской академии образования.
Практически все учебники и учебные пособия по специальным дисциплинам направления, а ранее специальности адаптивная физическая культура, вышли из стен нашего Университета.
С 2000 года регулярно издается научное периодическое издание-журнал «Адаптивная физическая культура», главным редактором и учредителем которого является заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры Евсеев Сергей Петрович.
В настоящее время, после утверждения ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), Институт адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург реализует подготовку кадров по 4 образовательным программам (профилям) для дневной и заочной форм обучения; подготовка магистров адаптивной физической культуры осуществляется также по 3 магистерским программам (профилям) для дневной и заочной форм обучения.
Сотрудниками Института параллельно с основной образовательной деятельностью реализуются программы дополнительного профессионального образования специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и маломобильных групп населения:
- профессиональная переподготовка по программе «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (трудоемкость обучения 300 академических часов);
- повышение квалификации в форме курсов и стажировок по программам
- «Адаптивная физическая культура»,
- «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт»,
- «Адаптивная физическая культура и физическая реабилитация»,
- «Адаптивная физическая культура в геронтологии»,
- «Теория и методика гидрореабилитации»,
- «Оздоровительный и спортивный массаж» (трудоемкость обучения 108 академических часов),
- «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: технологии тестирования и оценки», (трудоемкость обучения 32 академических часа).
- профессиональной переподготовки
- «Адаптивный спорт» (трудоемкость обучения 724 академических часа),
- «Адаптивная физическая культура: физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивно-массовая работа» (трудоемкость обучения 300 академических часов),
- «Адаптивная физическая культура: физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт» (трудоемкость обучения 148 академических часов).
Содержание данной справки позволяет утверждать о большом вкладе НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в становление и развитие адаптивной физической культуры в Российской Федерации.
Рисунок 1 Схема прохода в Институт АФК ( 4 этаж)
Рисунок 2
Рисунок 3