История кафедры

История кафедры

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 
        Термин «адаптивная физическая культура» появился в России в 1995 году, когда  в Национальном государственном Университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (тогда академии) по инициативе Евсеева С.П. была создана первая в нашей стране кафедра «Теория и методика адаптивной физической культуры», преобразовавшейся, в начале  в факультет (в сентябре 1999 года), а затем и в Институт адаптивной физической культуры (в сентябре 2010 года).
          С самых первых дней становления адаптивной физической культуры в Российской Федерации коллектив сотрудников образовательной организации высшего образования им. П.Ф.Лесгафта, разрабатывающий ее теорию и методику, активно поддерживался вице-мэром г. Санкт-Петербурга, а ныне Президентом Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга В.Л. Мутко, ректором, а в настоящее время советником ректора НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург В.У.Агеевцем, нынешним президентом  НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург В.А. Таймазовым, генеральным директором Специального Олимпийского Комитета г. Санкт-Петербурга С.В.Гутниковым и подавляющим большинством профессорско-преподавательского состава этого старейшего вуза физической культуры.
          За достаточно непродолжительный для высшей школы период – около 25 лет - сотрудниками Института адаптивной физической культуры проделана значительная работа: разработаны, защищены в соответствующих инстанциях  и внедрены в практику три поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (в терминологии сегодняшнего дня), по которым сегодня осуществляют образовательную деятельность более 80 образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. Ими же написано большинство учебников и учебных пособий по дисциплинам, входящим в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, подготовлены предложения в Министерство по труду и социальному развитию Российской Федерации о введении новых должностей: тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре.
           Заведующим кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры Евсеевым С.П. в 2000 году был учрежден новый журнал «Адаптивная физическая культура», который входит в перечень рецензируемых журналов, утвержденный  ВАК России. 
 
     По инициативе Евсеева С.П.  и при активной поддержке сотрудников Госкомспорта России в 2004 г. впервые для нашей страны удалось ввести комплексные научные группы  (КНГ) сборных команд России по паралимпийским видам спорта, чем уравнены  в правах члены сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта (приказ Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 09 августа 2004 г.  № 44).
          Реализация практической подготовки студентов осуществляется через сотрудничество со специальными (коррекционными) школами, реабилитационными центрами, предприятиями, научными организациями, зарубежными партнерами путем заключения  договоров для предоставления  студентам баз практик.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Университете П.Ф. Лесгафта  созданы условия для получения высшего профессионального образования. В структуре Института адаптивной физической культуры с 2010 года функционирует научно-практический центр, одной из функций которого является курирование студентов с ограниченными возможностями здоровья.
       В Институте адаптивной физической культуры внедрено обучение с элементами дистанционных образовательных технологий по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуре», ориентированное на студентов-спортсменов и студентов-инвалидов, что совершенствует учебный процесс и повышает качество образования.
        В процессе обучения студентов институт уделяет значительное внимание воспитательной работе, которое акцентируется на формировании духовно-нравственных качеств  студентов, воспитании патриотизма, толерантности, создании современного научного мировоззрения, формировании основ здорового образа жизни.
      В Университете проводится большая научно-исследовательская работа в студенческом научном сообществе, куда привлекаются   и студенты с отклонениями в состоянии здоровья.
Научно-исследовательская работа в студенческом научном обществе проводится в виде научных консультаций и дискуссий по наиболее важным теоретическим проблемам, в виде экспериментальных исследований в рамках подготовки курсовых и квалификационных работ. Практически весь профессорско-преподавательский состав Института адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург привлечен к научной работе со студентами, магистрантами и аспирантами.
      В Университете реализуется волонтерское движение, в рамках которого наши студенты  тесно взаимодействуют с Комитетом по физической культуре и спорту г. Санкт-Петербурга, со Специальным Олимпийским Комитетом г. Санкт-Петербурга и принимают участие в различных мероприятиях, чем способствуют привлечению внимания  населения страны к проблемам интеграции и социализации инвалидов в общество средствами адаптивной физической культуре.