Направление подготовки 49.06.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Направленность (профиль) – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры – психологические науки»
- Теория физической культуры как наука и учебная дисциплина.
- Силовые способности и методика их развития.
- Предмет психологии физической культуры и спорта.
- Понятие «физическая культура» и его связь с другими понятиями.
- Скоростные способности и методика их развития.
- Методы исследования в психологии физической культуры и спорта.
- Психологическая характеристика физического воспитания, спорта и двигательной рекреации (активного отдыха).
- Выносливость и методика ее развития.
- Педагогическая и моторная плотность урока, ее значение и способы регулирования. Хронометрирование урока, пульсовая кривая урока.
- Формы построения занятий в физическом воспитании. Особенности и классификация урочных и неурочных форм занятий.
- Особенности построения больших циклов тренировки (макроциклов).
- Психологическая структура спортивной деятельности.
- Понятия: «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физическое совершенство»; критерии физического совершенства.
- Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов.
- Актуальные проблемы психологии спорта.
- Понятие «спорт», его соотношение с другими понятиями.
- Принцип наглядности.
- Психологические классификации видов спорта.
- Структура физической культуры как вида культуры, ее основные функции (общие и специфические)
- Перенос двигательных навыков (понятие, его виды).
- Проблема психической нагрузки в спорте.
- Методы научного исследования в теории физической культуры.
- Координационные способности и методика их развития.
- Источники стресса в современном спорте.
- Цель, задачи, содержание спортивной тренировки
- Гибкость и методика ее развития.
- Проблема психического (профессионального) выгорания спортсменов. Рекомендации по его профилактике и коррекции.
- Нагрузка и отдых в физическом воспитании, их виды. Приемы дозирования и регулирования нагрузки.
- Основные направления информатизации современных технологий обучения: «содержательный подход», «процессуальный подход».
- Задачи и проблемы психологии спорта.
- Система физического воспитания (понятия, основы, структура).
- Игровой и соревновательный методы (назначение, методические особенности, содержание)
- Закономерности и факторы психического развития, их учет в спортивной деятельности.
- Подходы к организации воспитательной работы со студентами разных курсов.
- Содержание и структура урока физического воспитания.
- Психологическая подготовка в спорте: виды, содержание.
- Понятие «техника физических упражнений», основа, определяющее звено, детали техники. Педагогические критерии эффективности техники.
- Принцип непрерывности тренировочного процесса.
- Сравнительная характеристика психики и сознания.
- Средства физического воспитания, их общая характеристика, состав, методические особенности.
- Принципы разработки мультимедийной автоматизированной обучающей системы.
Краткая характеристика познавательных психических процессов, их роль в спортивной деятельности. - Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
- Принципы спортивной тренировки: направленность к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки
Общие и дифференцированные рекомендации по формированию, развитию и коррекции мотивации у спортсменов на разных этапах подготовки. - Классификация методов, применяемых в физическом воспитании, требования к их выбору.
- Физическая подготовка спортсмена (содержание, значение, связь с другими сторонами подготовки).
- Стрессоустойчивость как личностный копинг-ресурс.
- Двигательные умения и навыки как результат обучения. Роль знаний в их формировании.
- Тактическая подготовка спортсмена (содержание, значение, связь с другими сторонами подготовки).
- Эмоциональный и социальный интеллект как личностный копинг-ресурс в спорте.
- Направленность, задачи и формы физической культуры в школе.
- Принцип цикличности тренировочного процесса.
- Характеристика методов повторного и интервального упражнения.
- Средства спортивной тренировки. Классификация физических упражнений, применяемых в спортивной тренировке.
- Предстартовые состояния спортсменов: понятие, виды, диагностика, коррекция.
- Методы целостного и расчленение-конструктивного упражнения, связь с методами слова и демонстрации.
- Техническая подготовка спортсмена (содержание, значение, связь с другими сторонами подготовки).
- Неблагоприятные психические состояния спортсменов в тренировочном процессе и средства их профилактики и коррекции.
- Планирование работы по физическому воспитанию (назначение, виды, методические требования).
- Характеристика методов равномерного и переменного упражнения.
- Психологические детерминанты спортивного успеха.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (назначение, виды и особенности каждого).
- Принцип волнообразного изменения тренировочных нагрузок.
- Целеполагание в спорте. Технология постановки целей в спорте.
- Назначение и виды внеклассных занятий по физической культуре в школе.
- Принцип постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок.
- Учет психологических особенностей детей школьного возраста в процессе организованных занятий двигательной активностью.
- Двигательные ошибки, их классификация, пути предупреждения и способы устранения.
- Контроль и учет работы в физическом воспитании (назначение, виды, методические требования).
- Спортивная команда как малая социальная группа.
- Назначение и виды внешкольных занятий физическими упражнениями.
- Обоснование периодизации круглогодичной тренировки. Спортивная форма и фазы ее становления. Внешние условия периодизации спортивной тренировки.
- Социально-психологические ресурсы повышения конкурентоспособности спортсменов (уровень развития малой группы, сплоченность, социально-психологический климат).
- Особенности тренировки в различные периоды годичного макроцикла.
- Методы обеспечения наглядности в физическом воспитании.
- < > стереотипы в спорте.Направленность, формы и особенности физической культуры лиц пожилого и старшего возраста.
- Построение спортивной тренировки (общая характеристика). Особенности построения отдельных тренировочных занятий и малых циклов тренировки (микроциклов).
- Психотехнические игры, связанные с групповым взаимодействием.
- Направления, формы и особенности физической культуры в зрелом возрасте.
- Структура и типы средних циклов (мезоциклов) тренировки.
- Психологическое обеспечение спортивной подготовки (Г.Д.Горбунов).
- Принцип постепенного повышения требований.
- Классификация методов спортивной тренировки. Требования к выбору методов.
- Система психологического сопровождения спортивной карьеры (Н.Б.Стамбулова).
Рекомендуемая литература для поступающих на направление подготовки 49.06.01 Физическая культура и спорт, направленность (профиль) «Теория и методика физического воспитания. спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки)»
- Серова, Л.К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте [Текст] : учебное пособие для вузов / Л.К. Серова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 146, [1] с. : ил. - (Университеты России). - Соответствует программам ведущих науч.-образоват. школ. - Библиогр.: с. 139-147. - ISBN 978-5-534-06393-6 : 303 р. 45 к.
- Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : учеб. пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб. : Изд-во Центр карьеры, 1999. - 367 с. : ил. - Гриф:Допущено Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму. - ISBN 5-901126-01-7 : 50р.
- < > Системный подход в деятельности психолога [Текст] : учебное пособие [для образовательной программы по направлениям 49.04.01 - физическая культура, 44.04.02 - психолого-педагогическое образование] / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых ; [Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург]. - [Saarbruecken] : Palmarium Academic Publishing, [2014]. - 300 c.Психология физической культуры [Текст] : учебник для высших учебных заведений физической культуры, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300.62 - Физическая культура / под общ. ред. Б. П. Яковлева, Г. Д. Бабушкина. - Москва : Спорт, 2016. - 623 с.
- Пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Юдина О.И. Педагогическая диагностика [Электронный ресурс]: практикум/ Юдина О.И.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33647.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины:
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
- Министерство образования и науки РФ http://Минобрнауки.рф/
- Российское образование http://www.edu.ru/
- Университетская информационная система РОССИЯ http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp
- Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) http://fano.gov.ru/ru/
- Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) http://www.fadm.gov.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru(link is external)
- Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/
- Электронно-библиотечная система Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/
рекомендуемая литература
- Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : [монография]/ В.Б. Иссурин. - М. : Советский спорт, 2010. - 283 с. : ил. - (Спорт без границ). - ISBN 978-5-9718-0410-9.
- Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для студ. вузов / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2011. - 340 с. : ил. - (Атланты спортивной науки).
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высш. спец. физкультур. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., стереотип. - СПб. : Лань, 2010. - 159 с. : ил.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 543 с. - (Корифеи спорт. науки).
- Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимп. лит., 2013. - 623 с. : ил. - ISBN 978-9668708-66-4.
- Платонов, В.Н.
- Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Курамшина Ю.Ф. – М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
- Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для высших учебных заведений : в 2 т. / под ред. С. П. Евсеева. - Москва : Советский спорт, 2010. - ISBN 978-5-9718-0450-5 (т. 1) ; ISBN 978-5-9718-0402-4 (т. 2).
Перечень электронных и Интернет-ресурсов
- sportedu.ru infosport.ru ActiveSport.info - первый портал активного отдыха и экстремального спорта в Петербурге http://www.activesport.info/
- Эксклюзивные новости российского и мирового спорта. РосБизнесКонсалтинг http://sport.rbc.ru/
- Спортивный портал на Рамблере http://sport.rambler.ru/
- Спортивный портал Sports.ru
- Спортивный портал Казахстанаhttp://www.sports.kz/
- Спорт в Санкт-Петербурге http://www.sportspb.com/
- Информационно-спортивный портал Sportfinder http://www.sportfinder.ru/
- Новости спорта. Спортивная аналитика. http://news.sportbox.ru/
- МОСКОМСПОРТ - информационный портал о спорте http://www.mossport.ru/
- Спортивный портал на Куличиках http://sport.kulichki.net/
- Неофициальный спортивный портал Москвы http://www.sportmsk.ru/index.php
- Рецепт - спорт - спортивно-информационный сайт социального интернет-проекта "Единая страна"
- Электронная библиотека НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
- 976 reads
- Версия для печати