Основная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных и организационных условий для формирования у человека целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное личностное развитие.
Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенного периода времени, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Поэтому и определяются с учетом общественно-политического строя и социально-экономического уклада, основных приоритетов правящих элит и общей стратегии развития государства.
Исходя из выбранных целей, определяются и основные задачи воспитания. Эти задачи представляют собой конкретизацию целей воспитания и могут рассматриваться, с одной стороны, как отдельные подсистемы в общей структуре системы целей воспитания, а с другой стороны, как некоторые промежуточные цели на пути достижения стратегической цели. Такая двойственность функционально-временной природы позволяет в качестве основных определить следующие задачи воспитания:
Во-первых, формирование философской ориентации и мировоззренческой позиции личности в вопросах понимания смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности.
Во-вторых, привитие человеку творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности.
В-третьих, обеспечение усвоения аспирантом системы общечеловеческих ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры и выработки у него своего отношения к этим ценностям.
В-четвертых, раскрытие аспирантам сущности и значения общечеловеческих норм гуманистичекской морали (в том числе доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, толерантности и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра.
В-пятых, привитие аспирантам осознания интеллектуально-нравственной свободы личности, развитие способности к саморегуляции поведения и деятельности.
В-шестых, обеспечение высокой культуры общения и стремления к формированию и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы доброжелательных взаимоотношений между аспирантами.
Целью системы воспитания в вузе является содействие интеллектуальному, социальному, патриотическому, культурному, духовному и физическому развитию студенческой молодежи, формирование гражданина - личности, способной полноценно жить в новой России и быть полезной обществу.
Приоритетные задачи воспитательной работы в НГУ им. П.Ф. Лесгафта являются:
-Обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;
-Обогащение воспитательного потенциала университета, моделирование воспитывающей среды, совершенствование системы внеучебной работы с аспирантами;
-Создание условий для более полного включения аспирантов в социально-культурную жизнь университета;
-Обеспечение высокого уровня индивидуальной воспитательной и профилактической работы с молодежью;
-Реализация инновационного потенциала аспирантов в интересах общественного развития и развития молодежи;
-Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, приобщение к культурным и духовным ценностям;
-Формирование у аспирантов профессиональной этики, развитие профессиональной культуры, понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качества труда.