История кафедры

История кафедры

Кафедра основана П. Ф. Лесгафтом в 1896 году.

Кафедрой руководили:

1896-1909 - Лесгафт Петр Францевич .
1909-1927 - Красуская Анна Адамовна.
1927-1932 - Мартынов Василий федорович .
1932-1937 - Ошкадеров Василий Иванович .
1937-1941 - Лебедкин Сергей Иванович .
1941-1945 - Котикова Елена Аггеевна.
1945-1967 - Смирнов Алексей Алексеевич .
1967-1972 - Лихачева Наталья Борисовна .
1972-1993 - Судзиловский Федор Васильевич.
1993-2000 - Вихрук Тамара Ивановна.
2000-2001 - Антонов Станислав Геннадиевич.
2001------- - Ткачук Марина Германовна.

    История кафедры анатомии берёт начало с момента открытия в 1896 году  П.Ф. Лесгафтом Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования, разместившихся на базе созданной им  Биологической лаборатории. В 1906 году это учебное заведение получило статус "Высших курсов по наукам биологическим, педагогическим и общественным", известных в народе как "Вольная высшая школа", где анатомия изучалась в течение трёх лет под руководством и по программе, составленной самим П.Ф. Лесгафтом с использованием его трудов. Одновременно с курсами в Биологической лаборатории проводилась большая работа по созданию уникальной коллекции анатомических препаратов, переданных в дальнейшем учебному анатомическому музею нашего университета, служащего бесценным наглядным материалом для изучения морфологических дисциплин.
    После смерти П.Ф. Лесгафта в 1909 году преподавания анатомии и физического образования на Высших курсах возглавила его ученица, первая в стране женщина - профессор анатомии  А.А. Красуская. Научные исследования А.А. Красуской были посвящены характеру изменений в мышцах и костях при различных физических нагрузках и взаимосвязи этих изменений с процессами морфогенеза; особенностям кровоснабжения различных органов в связи с функцией. Ею создана большая часть анатомических препаратов музея кафедры анатомии.

 В 1927 году кафедру возглавил профессор  В.Ф. Мартынов, подготовивший совместно с сотрудниками первое полное отечественное руководство по анатомии и гистологии человека для студентов институтов физической культуры.
    В 1932 году заведующим кафедры стал  профессор В.И. Ошкадеров, исследования которого были посвящены изучению сосудов  суставов. Большое внимание уделял оснащению кафедры, созданию её материальной базы, обеспечивающей учебный процесс и научную деятельность. 
    С 1937 по 1941 год кафедрой заведовал профессор  С.И. Лебёдкин, крупный специалист по пластической реконструкции и ангиологии, под руководством которого получили развитие экспериментальные методы изучения опорно-двигательного аппарата. 
    В годы Великой Отечественной войны кафедра развернула свою деятельность на базе Киргизского медицинского института. С 1942 по 1945 годы её руководила профессор Е.А. Котикова, чьё научное творчество было посвящено изучению механизма дыхания, функциональных особенностях строения костей и мышц, адаптационных возможностей органов опорно-двигательного аппарата. 

    С 1945 по 1967 год кафедру анатомии возглавил профессор   А.А. Смирнов, под  руководством которого производилось восстановление кафедры, сильно пострадавшей во время войны, воссоздание ее музея. Основой научно-исследовательской деятельности, развернувшейся под его руководством, была проблема взаимоотношения формы и функции. В числе разрабатываемых вопросов: изменения костной системы под влиянием спортивных упражнений, взаимоотношение мышц и их вспомогательных элементов, мор-фология нервного аппарата. В этот период на кафедре активно проводились рентгенологические исследования костной системы спортсменов, направленные на выявление характерных изменений в процессе тренировочных нагрузок.  В это же время на кафедре был оборудован виварий, широкое развитие получили эксперементально-морфологические исследования, создан рентгеноанатомический музей. 
    Профессор  Н.Б. Лихачёва, возглавившая кафедру в 1967 году, продолжила морфологические и экспериментальные исследования влияния физических и спортивных упражнений на двигательный аппарат и внутренние органы. 

 С 1972 года под руководством профессора  Ф.В. Судзиловского продолжено изучение критериев морфологической адаптации костной системы организма на разных уровнях его организации, исследуются особенности строения скелета представителей различных видов спорта, влияние различных видов спорта на процессы роста и развития костной системы. С началом 1980-х годов ведущим направлением научной деятельности кафедры стало изучение влияния физических нагрузок на органы иммунной системы, адаптивных изменений в них, отражающих индивидуальные особенности реагирования на тренировочные нагрузки. 
    С 1993 года эту работу возглавляла профессор  Т.И. Вихрук. Её научные интересы посвящены вопросам эффективной коррекции иммунонологических расстройств организма при длительных физических нагрузках. 
    С 2000 по 2001 годы кафедрой руководил профессор  С.Г. Антонов.
    С 2001 года кафедрой анатомии заведует профессор  М.Г. Ткачук. Под ее руководством продолжена научно-исследовательская деятельность сотрудников, аспирантов кафедры, посвященная обоснованию структурных изменений в организме спортсменов при адаптации к физическим нагрузкам и в процессе восстановления после их окончания.  На кафедре начаты новые научные исследования по изучению морфофункциональных и психологических особенностей спортсменов различных соматотипов и специализаций. 
               

Музей кафедры анатомии 

    Фундаментальный анатомический музей кафедры анатомии является важнейшей базой учебно-педагогического процесса в вузе. Особое место занимает коллекция анатомических препаратов, собранная П.Ф. Лесгафтом, который придавал большое значение наглядности учебного процесса по анатомии и предпринимал энергичные меры по обеспечению кафедры анатомическими препаратами.
    Организованный при кафедре музей уже в 1909 году по количеству и ценности экспонатов являлся одним из самых богатых в Петербурге и даже в России. Ученица П.Ф. Лесгафта  А.А.Красуская с 1909 по 1927 год продолжала вести большую работу по оснащению музея. В результате, кафедра анатомии с того времени является морфологическим центром, привлекающим к себе талантливую молодежь.
    Распределение препаратов по залам музея подчинено структурной схеме изучения программы анатомии и сгруппированы таким образом, чтобы обеспечить последовательность педагогического процесса. Все это дает понимание единства и целостности природы человека в ее сопряженности с окружающим миром, раскрывает сущность общебиологических законов.

Основной принцип "Взаимоотношение формы и функции" являлся основой научно - исследовательской работы П.Ф. Лесгафта. Приучение студентов анатомически мыслить при анализе физических упражнений является и по сей день основной задачей организации учебного процесса по анатомии.
    На кафедре анатомии на протяжении многих лет работает студенческое научное общество, студенты которого приобретают практические умения и навыки, учась работать с препаратами на базе учебного музея университета.
    В настоящее время музей занесен в реестр Российской сети культурного наследия (раздел "Музеи России":wink:. Одновременно с учебно-педагогической деятельностью в музее ведется насыщенная экскурсионная работа. Большой популярностью пользуется он у школьников, учащихся колледжей, медицинских училищ и вузов города.