Физиология

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ им. П.Ф. Лесгафта, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Программа вступительных испытаний

по специальности.

Направление подготовки «БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Программа – «Физиология»

Объемные требования для вступительного экзамена

  1. Физиология как наука. Предмет и место в системе наук. История формирования физиологии спорта.
  1. Нервная система. Нейрон. Функции, строение, разновидности нейронов.
  1. Процессы возбуждения в нервных клетках. Свойство возбудимости, проводимости, торможения в нервных клеток.  
  1. Понятие о нервных  центрах. Виды, функции, структура нервных центров.
  1. Рефлекторная дуга. Разновидности. Образование рефлексов.
  1. Потенциалы    покоя    и    потенциалы    действия    нервных    и    мышечных    клеток. Электромиограмма (ЭМГ).
  1. Одиночное и тетаническое сокращение. Виды тетануса.
  1. Физиологический механизм мышечного сокращения. Роль натрия, калия и кальция в формировании потенциала действия.
  1. Особенности   проведения   возбуждения   через   нервные   центры   (одностороннее   и замедленное  проведение,   временная  и   пространственная   суммация  и  др.).   Время рефлекса как показатель функционального состояния ЦНС.
  1. Кора больших полушарий, ее морфофункциональная организация. Корковые нейроны.
  1. Первичные, вторичные и третичные поля коры и их функции. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

 

  1. Высшая нервная деятельность (ВИД)  Условные рефлексы, их разновидности, методы
    исследования и физиологические механизмы образования.

 

  1. Морфофункциональная   организация   скелетных   мышц.   Механизмы   сокращения   и расслабления мышечных волокон, их одиночное и тетаническое сокращение.

 

  1. Функции зрительной сенсорной системы.  Светопроводящие среды, близорукая и
    дальнозоркая   рефракция.  

 

  1. Строение сетчатки глаза. Функции   палочек   и   колбочек. Нарушение цветового зрения. 

 

  1. Поля зрения. Стереоскопическое зрение. Значение зрительной сенсорной системы при спортивной деятельности.

 

  1. Функции наружного, среднего и внутреннего уха. Значение слуховой сенсорной
    системы при спортивной деятельности.

 

  1. Функции   вестибулярной   сенсорной   системы   (роль   отолитового   аппарата   и полукружных  каналов).   Оценка вестибулярной  устойчивости  и  ее  влияние  на спортивные упражнения.

 

  1. Форменные элементы крови.  Количество и функции эритроцитов, лейкоцитов и
    тромбоцитов.

 

  1. Общие функции крови как внутренней среды организма Характеристика физико-химических свойств плазмы крови.

 

  1. Свойства сердечной мышцы. Электрокардиограмма (ЭКГ), методы ее регистрации и
    основные компоненты. Систолический и минутный объем крови.

 

  1. Функции гипофиза и щитовидной железы. Значение их гормонов для роста, развития
    и жизнедеятельности организма.

 

  1. Внешнее  дыхание,   его  показатели.   Дыхательные  объемы  и   емкости.  

 

  1. Минутный объем дыхания. Легочная вентиляция в покое и при работе. Максимальная легочная вентиляция.

 

  1. Функции    надпочечников.    Значение    гормонов    коркового    и    мозгового    слоя надпочечников при мышечной работе и действии неблагоприятных условий внешней среды.

 

  1. Факторы,  определяющие движение крови по сосудам.   Артериальное  давление, методы его измерения и величины в покое и при работе.

 

  1. Физиологическая характеристика работы субмаксимальной и большой мощности.

 

  1. Физиологическая характеристика работы умеренной и переменной мощности.

 

  1. Физиологическая характеристика работы максимальной мощности и статической
    работы.

 

  1. Физиологические   основы   адаптации   к   физическим  нагрузкам.   Стадии   адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Функциональная система адаптации.

 

  1. Понятие о функциональном состоянии, критерии оценки функциональных состояний.

 

  1. Понятие о спортивной форме. Динамика спортивной формы на протяжении тренировочного цикла.

 

  1. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности - предстартовое состояние, разминка, врабатывание, устойчивое состояние при работе
    постоянной мощности и оптимальное состояние при работе переменной мощности.

 

  1. Физиологические  механизмы  и  закономерности  процесса утомления.   Особенности утомления при разных видах физических нагрузок.

 

  1. Резервные возможности организма. Определение, классификация, способы оценки.

 

  1. Физиологические     закономерности     и     механизмы     процесса    восстановления. Физиологические мероприятия по повышению эффективности восстановительных процессов.

 

  1. Физическая работоспособность спортсмена. Ее прямые и косвенные показатели и методы тестирования.

 

  1. Физиологические механизмы и стадии формирования двигательных навыков. Автоматизация движений. Стабильность и вариативность навыков в различных видах спорта

 

  1. Физическое   качество   сила,   формы   ее   проявления   и   возрастные   особенности. Физиологические механизмы развития и функциональные резервы мышечной силы.

 

  1. Физическое качество быстрота, формы ее проявления и возрастные особенности.
    Физиологические  закономерности   и   механизмы   развития   физического   качества быстроты.

 

  1. Физическое качество гибкость, формы ее проявления и возрастные особенности.
    Физиологические  закономерности   и   механизмы   развития   физического   качества гибкости.

 

  1. Физиологические   закономерности,   формы   проявления   и   механизмы   развития выносливости.

 

  1. Физиологические механизмы развития тренированности. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных нагрузках.

 

  1. Физиологические    основы    массовых    форм    физической    культуры.    Влияние гипокинезии и гиподинамии на функциональное состояние и работоспособность организма человека.

 

  1. Онтогенез, его основные закономерности.  Возрастные периоды развития организма Физиолого-генетические особенности спортивного отбора. Наследственные влияния на структурные, функциональные показатели и физические качества человека. Акселерация эпохальная и индивидуальная.

 

  1. Развитие центральной нервной системы,  высшей нервной деятельности,  сенсорных систем и опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

  1. Возрастные  особенности  вегетативных  и  обменных  процессов  в  организме  детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

  1. Возрастные  особенности  вегетативных  и  обменных  процессов  в  организме  детей среднего и старшего школьного возраста.

 

  1. Особенности   управления   движениями   и   развития физических   качеств   у   детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

  1. Реакции   вегетативных   систем   и   энергообеспечение   при   различных   физических нагрузках у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

  1. Возрастные особенности морфофункциональных перестроек вегетативных систем и
    обменных процессов у детей среднего и старшего школьного возраста.

 

  1. Физиологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста, их
    физическое развитие и опорно-двигательная система. Развитие центральной нервной
    системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем.

 

  1. Развитие физических качеств, совершенствование центральной регуляции движений и переработки информации у детей среднего и старшего школьного возраста.

 

  1. Биоритмы суточные, недельные, околомесячные, годовые и многолетние. Адаптация
    организма при смене поясного времени.

 

  1. Процессы старения и продолжительность жизни человека. Особенности функций
    центральной нервной системы, сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата и
    эндокринной системы у людей зрелого и пожилого возраста.

 

  1. Физиологические    особенности    восприятия    и    переработки    информации    у спортсменов разного  возраста.  Пропускная  способность мозга у спортсменов  в различных видах спорта.

 

  1. Адаптация вегетативных систем организма детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Влияние спортивной тренировки на развитие
    функций организма, его работоспособности и устойчивости к заболеваниям.

 

  1. Особенности   центральной   регуляции   движений,    формирования   двигательных навыков и изменения физических качеств у людей зрелого и пожилого возраста.

 

  1. Функциональные асимметрии человека - моторные, сенсорные и психические. Их
    возрастные особенности учет в тренировочном процессе и при спортивном отборе.

 

  1. Особенности реакций на физические нагрузки вегетативных систем организма людей
    зрелого и пожилого возраста. Влияние физических нагрузок на их функциональное
    состояние, работоспособность и сохранение здоровья.

 

 

Литература

 

Основная:

 

  1. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Советский Спорт, 2010. - 620 с.
  2. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 0321002 - Физическая культура / под ред. А. С. Солодкова. - Москва : Советский спорт, 2006. - 191 с. : ил. - Гриф: Доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту. - Посвящается 110-летию С.-Петерб. гос. ун-та физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта . - Библиогр.: с. 187-188. - ISBN 5-9718-0176-7 : 95 с.
  3. Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология [Текст] : курс лекций / Н. Н. Захарьева. - М. : Физическая культура, 2012. - 282 с. : ил. - Гриф УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-9746-0145-3 : 90 с.
  4. Назаренко, Л.Д. Физиология физических упражнений : [учеб. пособие] / Л. Д. Назаренко, И. С. Колесник ; [Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова]. - Ульяновск : [б. и.], 2011. - 255 с.

Дополнительная:

  1. Павлов, С.Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов : учеб. пособие по курсу дисциплины "Спорт. медицина" для студентов ВУЗов физ. культуры, обучающихся по специальности 032101 "Физ. культура и спорт" / С. Е. Павлов ; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка : Изд-во МГАФК, 2010. - 87 с. - Библиогр.: с. 83-86. - 60 р.
  2. Селиверстова В.В. Психофизиологическое тестирование спортсменов: учебное пособие / В.В. Селиверстова, Д. С. Мельников, Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2010. – 81 с.
  3. Алфимов Н.Н. Здоровье спортсмена как компонент прогнозирования функциональных резервов. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2002.- 34 с.
  4. Селиверстова В.В. Гуморальная регуляция мышечной деятельности: учебное пособие: / В.В. Селиверстова; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2010. – 153 с.
  5. Селиверстова В.В. Работоспособность в особых условиях внешней среды: Учебно-методическое пособие / В.В. Селиверстова, М.А. Шансков; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2011. – 72 с.
  6. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 216 с.
  7. 21. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 187 с.