История кафедры
Педагогика в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта всегда занимала значимое место в курсах, а затем и в институтах физической культуры. Высоко ценил эту дисциплину и Петр Францевич Лесгафт, основатель и организатор физкультурного образования.
На «Курсах для приготовления руководительниц физических упражнении и игр» педагогику преподавал П.Ф.Лесгафт, также к преподаанию привлекались передовые профессоры и преподаватели. С 1901 года в их числе профессора А.П.Нечаев и В.В.Успенский.
В 1919 году, когда на базе курсов был соэдан Государственный институт физического образования им.П.Ф.Лесгафта наряду с другими кафедрами организуется кафедра педагогики.
В разные годы кафедрой заведовалт В.В.Успенский (1919-1930), Г.Г.Шахвердов (1930-1960), В.В.Белорусова (1960-1990), М.В.Прохорова (1990-2007), с 2007 года – В.И.Криличевский.
В 1919т году при организации кафедры педагогики была создана лаборатория педологии, где разрабатывались вопросы тестирования интеллектуального развития детей. Эти исследования были ориентированы прежде всего на раскрытие внутренних причин, влияющих на успешность школьных занятий. Педологические обследования относились на тот момент к наиболее всесторонней и полной форме учета результатов педагогических воздействий.
Собранные данные противоречили идеологии того времени, поскольку выявились наследственная и социальная обусловленность поведения детей, в связи, с чем начался «крестовый поход» против науки, объявленной буржуазной. Собранный исследовательский материал в лаборатории кафедры педагогики под руководством профессора В.В.Успенского оказался невостребованным. Педологическое направление, развиваемое под руководством В.В.Успенского являлось продолжением идей П.Ф.Лесгафта, и требовало не только психологического, но и антропологического обоснования педагогики.
Следующий период работы кафедры под руководством Шахвердова Г.Г. ориентирован на работу по подготовке высококвалифицированных кадров для советской физической культуры. Одно из ведущих направлений – изучение и издание трудов П.Ф. Лесгафта. В 1955 году публикуется первое методическое пособие по педагогике для студентов заочного обучения институтов физической культуры.
С 1960 года руководит кафедрой педагогики Белорусова В.В.. Этот этап был эпохой коммунистического воспитания. В институте и на кафедре активно работала партийная организация. Лучшие студенты приобщались к работе Комитета Комсомола, профкома, организовывали работу в строй отрядах и физкультурно-оздоровительную работу по месту жительства.
Обеспечивалось внедрение в учебный процесс методов научно-практического исследования, элементов программированного обучения, технических средств обучения, решения педагогических задач.
С 1990 года руководит кафедрой педагогики Прохорова М.В. В этот период развивается новое научное направление, связанное с совершенствованием профессионально-педагогической подготовки физкультурных кадров. Разрабатываются методики диагностики профессиональной компетентности и используются в практике аттестации учителей физической культуры, студентов в качестве заданий на педагогической практике.
В 90-е годы создается новая научная школа по комплексному изучению проблемы педагогической компетентности. Специальному исследованию подлежал содержательный потенциал ряда учебных дисциплин.
С 2007 года кафедру возглавляет заслуженный учитель РФ, д.п.н., профессор В. И. Криличевский.
Профессорско-преподавательский состав в настоящее время насчитывает 11 человек. Все они имеют ученые степени и звания. За время работы кафедры подготовлено 11 докторов наук и 120 кандидатов наук. Плодотворно трудятся выпускники НГУ им. П. Ф. Лесгафта: к.п.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ Э. И. Белогородцева; отличник ФК, к.п.н., профессор Н. В. Кожевникова и к.п.н., доценты Баева Т. Е., Дранюк О. И., Н.Н. Крафт, И.П. Гомзякова. Воспитанники кафедры работают в общеобразовательных, спортивных школах, в вузах Санкт- Петербурга и ряда других городов России, ближнего и дального зарубежья.