Почтовый адрес: 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35.
Тел./факс: (812) 714-40-13
Объемные требования к вступительным испытаниям в аспирантуру
По группе научных специальностей 1.5. Биологические науки
Шифр и наименование научной специальности: 1.5.5. Физиология человека и животных
- Физиология как наука. Предмет и место в системе наук. История формирования физиологии спорта.
- Нервная система. Нейрон. Функции, строение, разновидности нейронов.
- Процессы возбуждения в нервных клетках. Свойство возбудимости, проводимости, торможения в нервных клеток.
- Понятие о нервных центрах. Виды, функции, структура нервных центров.
- Рефлекторная дуга. Разновидности. Образование рефлексов.
- Потенциалы покоя и потенциалы действия нервных и мышечных клеток. Электромиограмма (ЭМГ).
- Одиночное и тетаническое сокращение. Виды тетануса.
- Физиологический механизм мышечного сокращения. Роль натрия, калия и кальция в формировании потенциала действия.
- Особенности проведения возбуждения через нервные центры. Время рефлекса как показатель функционального состояния ЦНС.
- Кора больших полушарий, ее морфофункциональная организация. Корковые нейроны. Первичные, вторичные и третичные поля коры и их функции. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
- Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы, их разновидности, методы
исследования и физиологические механизмы образования. - Морфофункциональная организация скелетных мышц. Механизмы сокращения
- и расслабления мышечных волокон, их одиночное и тетаническое сокращение.
- Функции зрительной сенсорной системы. Светопроводящие среды, близорукая и дальнозоркая рефракция.
- Строение сетчатки глаза. Функции палочек и колбочек. Нарушение цветового зрения.
- Поля зрения. Стереоскопическое зрение. Значение зрительной сенсорной системы при спортивной деятельности.
- Функции наружного, среднего и внутреннего уха. Значение слуховой сенсорной системы при спортивной деятельности.
- Функции вестибулярной сенсорной системы (роль отолитового аппарата и полукружных каналов). Оценка вестибулярной устойчивости и ее влияние на спортивные упражнения.
- Форменные элементы крови. Количество и функции эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.
- Общие функции крови как внутренней среды организма Характеристика физико-химических свойств плазмы крови.
- Свойства сердечной мышцы. Электрокардиограмма (ЭКГ), методы ее регистрации и
основные компоненты. Систолический и минутный объем крови. - Функции гипофиза и щитовидной железы. Значение их гормонов для роста, развития
и жизнедеятельности организма. - Внешнее дыхание, его показатели. Дыхательные объемы и емкости.
- Физиологические механизмы и закономерности процесса утомления. Особенности утомления при разных видах физических нагрузок.
- Функции надпочечников. Значение гормонов коркового и мозгового слоя надпочечников при мышечной работе и действии неблагоприятных условий внешней среды.
- Факторы, определяющие движение крови по сосудам. Артериальное давление, методы его измерения и величины в покое и при работе.
- Физиологическая характеристика работы субмаксимальной и большой мощности.
- Физиологическая характеристика работы умеренной и переменной мощности.
- Физиологическая характеристика работы максимальной мощности и статической работы.
- Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. Стадии адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Функциональная система адаптации.
- Понятие о функциональном состоянии, критерии оценки функциональных состояний.
- Понятие о спортивной форме. Динамика спортивной формы на протяжении
- тренировочного цикла.
- Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности - предстартовое состояние, разминка, врабатывание, устойчивое состояние при работе постоянной мощности и оптимальное состояние при работе переменной мощности.
- Физиологические механизмы и закономерности процесса утомления. Особенности утомления при разных видах физических нагрузок. Резервные возможности организма. Определение, классификация, способы оценки.
- Физиологические закономерности и механизмы процесса восстановления. Физиологические мероприятия по повышению эффективности восстановительных процессов.
- Физическая работоспособность спортсмена. Ее прямые и косвенные показатели и методы тестирования.
- Физиологические механизмы и стадии формирования двигательных навыков. Автоматизация движений. Стабильность и вариативность навыков в различных видах спорта.
- Физическое качество сила, формы ее проявления и возрастные особенности. Физиологические механизмы развитии и функциональные резервы мышечной силы.
- Физическое качество быстрота, формы ее проявления и возрастные особенности. Физиологические закономерности и механизмы развития физического качества быстроты.
- Физическое качество гибкость, формы ее проявления и возрастные особенности.
Физиологические закономерности и механизмы развития физического качества гибкости. - Физиологические закономерности, формы проявления и механизмы развития выносливости.
- Физиологические механизмы развития тренированности. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных нагрузках.
- Физиологические основы массовых форм физической культуры. Влияние гипокинезии и гиподинамии на функциональное состояние и работоспособность организма человека.
- Онтогенез, его основные закономерности. Возрастные периоды развития организма Физиолого-генетические особенности спортивного отбора. Наследственные влияния на структурные, функциональные показатели и физические качества человека. Акселерация эпохальная и индивидуальная.
- Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, сенсорных систем и опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Возрастные особенности вегетативных и обменных процессов в организме детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Возрастные особенности вегетативных и обменных процессов в организме детей среднего и старшего школьного возраста.
- Особенности управления движениями и развития физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Реакции вегетативных систем и энергообеспечение при различных физических нагрузках у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Возрастные особенности морфофункциональных перестроек вегетативных систем и обменных процессов у детей среднего и старшего школьного возраста.
- Физиологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста, их физическое развитие и опорно-двигательная система. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Развитие физических качеств, совершенствование центральной регуляции движений и переработки информации у детей среднего и старшего школьного возраста.
- Биоритмы суточные, недельные, месячные, годовые и многолетние. Адаптация организма при смене поясного времени.
- Процессы старения и продолжительность жизни человека. Особенности функций
центральной нервной системы, сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы у людей зрелого и пожилого возраста. - Физиологические особенности восприятия и переработки информации у спортсменов разного возраста. Пропускная способность мозга у спортсменов в различных видах спорта.
- Адаптация вегетативных систем организма детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам.
- Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма, его работоспособности и устойчивости к заболеваниям.
- Особенности центральной регуляции движений, формирования двигательных навыков и изменения физических качеств у людей зрелого и пожилого возраста.
- Функциональные асимметрии человека - моторные, сенсорные и психические. Их возрастные особенности учет в тренировочном процессе и при спортивном отборе.
- Особенности реакций на физические нагрузки вегетативных систем организма людей зрелого и пожилого возраста. Влияние физических нагрузок на их функциональное состояние, работоспособность и сохранение здоровья.
Литература
Основная:
- Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Советский Спорт, 2010. - 620 с.
- Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 0321002 - Физическая культура / под ред. А. С. Солодкова. - Москва : Советский спорт, 2006. - 191 с. : ил. - Гриф: Доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту. - Посвящается 110-летию С.-Петерб. гос. ун-та физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта . - Библиогр.: с. 187-188. - ISBN 5-9718-0176-7 : 95 с.
- Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология [Текст] : курс лекций / Н. Н. Захарьева. - М. : Физическая культура, 2012. - 282 с. : ил. - Гриф УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-9746-0145-3 : 90 с.
- Назаренко, Л.Д. Физиология физических упражнений : [учеб. пособие] / Л. Д. Назаренко, И. С. Колесник ; [Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова]. - Ульяновск : [б. и.], 2011. - 255 с.
Дополнительная:
- Павлов, С.Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов : учеб. пособие по курсу дисциплины "Спорт. медицина" для студентов ВУЗов физ. культуры, обучающихся по специальности 032101 "Физ. культура и спорт" / С. Е. Павлов ; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка : Изд-во МГАФК, 2010. - 87 с. - Библиогр.: с. 83-86. - 60 р.
- Селиверстова В.В. Психофизиологическое тестирование спортсменов: учебное пособие / В.В. Селиверстова, Д. С. Мельников, Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2010. – 81 с.
- Алфимов Н.Н. Здоровье спортсмена как компонент прогнозирования функциональных резервов. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2002.- 34 с.
- Селиверстова В.В. Гуморальная регуляция мышечной деятельности: учебное пособие: / В.В. Селиверстова; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2010. – 153 с.
- Селиверстова В.В. Работоспособность в особых условиях внешней среды: Учебно-методическое пособие / В.В. Селиверстова, М.А. Шансков; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2011. – 72 с.
- Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 216 с.
- Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 187 с.
- 8758 reads
- Версия для печати