СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА - устно - письменный

Объемные требования к вступительным испытаниям в аспирантуру
По группе научных специальностей 1.5. Биологические науки
Шифр и наименование научной специальности: 1.5.5. Физиология человека и животных

 

  1. Физиология как наука. Предмет и место в системе наук. История формирования физиологии спорта.
  2. Нервная система. Нейрон. Функции, строение, разновидности нейронов.
  3. Процессы возбуждения в нервных клетках. Свойство возбудимости, проводимости, торможения в нервных клеток.  
  4. Понятие о нервных центрах. Виды, функции, структура нервных центров.
  5. Рефлекторная дуга. Разновидности. Образование рефлексов.
  6. Потенциалы покоя и потенциалы действия нервных и мышечных клеток. Электромиограмма (ЭМГ).
  7. Одиночное и тетаническое сокращение. Виды тетануса.
  8. Физиологический механизм мышечного сокращения. Роль натрия, калия и кальция в формировании потенциала действия.
  9. Особенности   проведения   возбуждения   через   нервные   центры. Время рефлекса как показатель функционального состояния ЦНС.
  10. Кора больших полушарий, ее морфофункциональная организация. Корковые нейроны. Первичные, вторичные и третичные поля коры и их функции. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
  11. Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы, их разновидности, методы
    исследования и физиологические механизмы образования.
  12. Морфофункциональная организация скелетных мышц. Механизмы   сокращения      
  13. и   расслабления мышечных волокон, их одиночное и тетаническое сокращение.
  14. Функции зрительной сенсорной системы.  Светопроводящие среды, близорукая и       дальнозоркая   рефракция.  
  15. Строение сетчатки глаза. Функции   палочек   и   колбочек. Нарушение цветового зрения. 
  16. Поля зрения. Стереоскопическое зрение. Значение зрительной сенсорной системы при спортивной деятельности.
  17. Функции наружного, среднего и внутреннего уха. Значение слуховой сенсорной системы при спортивной деятельности.
  18. Функции   вестибулярной   сенсорной   системы (роль   отолитового   аппарата   и полукружных каналов).   Оценка вестибулярной устойчивости и ее влияние на спортивные упражнения.
  19. Форменные элементы крови.  Количество и функции эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.
  20. Общие функции крови как внутренней среды организма Характеристика физико-химических свойств плазмы крови.
  21. Свойства сердечной мышцы. Электрокардиограмма (ЭКГ), методы ее регистрации и
    основные компоненты. Систолический и минутный объем крови.
  22. Функции гипофиза и щитовидной железы. Значение их гормонов для роста, развития
    и жизнедеятельности организма.
  23. Внешнее дыхание, его показатели. Дыхательные объемы и   емкости.  
  24. Физиологические механизмы и закономерности процесса утомления.   Особенности утомления при разных видах физических нагрузок.
  25. Функции    надпочечников.    Значение    гормонов    коркового    и    мозгового    слоя надпочечников при мышечной работе и действии неблагоприятных условий внешней среды.
  26. Факторы, определяющие движение крови по сосудам.   Артериальное давление, методы его измерения и величины в покое и при работе.
  27. Физиологическая характеристика работы субмаксимальной и большой мощности.
  28. Физиологическая характеристика работы умеренной и переменной мощности.
  29. Физиологическая характеристика работы максимальной мощности и статической работы.
  30. Физиологические   основы   адаптации   к   физическим нагрузкам.   Стадии   адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Функциональная система адаптации.
  31. Понятие о функциональном состоянии, критерии оценки функциональных состояний.
  32. Понятие о спортивной форме. Динамика спортивной формы на протяжении    
  33. тренировочного цикла.
  34. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности - предстартовое состояние, разминка, врабатывание, устойчивое состояние при работе постоянной мощности и оптимальное состояние при работе переменной мощности.
  35. Физиологические механизмы и закономерности процесса утомления.   Особенности       утомления при разных видах физических нагрузок. Резервные возможности организма. Определение, классификация, способы оценки.
  36. Физиологические     закономерности     и     механизмы     процесса    восстановления. Физиологические мероприятия по повышению эффективности восстановительных процессов.
  37. Физическая работоспособность спортсмена. Ее прямые и косвенные показатели и      методы тестирования.
  38. Физиологические механизмы и стадии формирования двигательных навыков. Автоматизация движений. Стабильность и вариативность навыков в различных видах       спорта.
  39. Физическое   качество   сила, формы   ее   проявления   и   возрастные   особенности.                                     Физиологические механизмы развитии и функциональные резервы мышечной силы.
  40. Физическое качество быстрота, формы ее проявления и возрастные особенности.      Физиологические закономерности   и   механизмы   развития   физического   качества быстроты.
  41. Физическое качество гибкость, формы ее проявления и возрастные особенности.
    Физиологические закономерности и механизмы развития физического качества гибкости.
  42. Физиологические закономерности, формы   проявления   и   механизмы   развития выносливости.
  43. Физиологические механизмы развития тренированности. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных нагрузках.
  44. Физиологические    основы    массовых    форм    физической    культуры.    Влияние гипокинезии и гиподинамии на функциональное состояние и работоспособность организма человека.
  45. Онтогенез, его основные закономерности.  Возрастные периоды развития организма Физиолого-генетические особенности спортивного отбора. Наследственные влияния на структурные, функциональные показатели и физические качества человека. Акселерация эпохальная и индивидуальная.
  46. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, сенсорных систем и опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  47. Возрастные особенности вегетативных и обменных процессов в организме детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  48. Возрастные особенности вегетативных и обменных процессов в организме детей среднего и старшего школьного возраста.
  49. Особенности   управления   движениями   и   развития физических   качеств   у   детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  50. Реакции   вегетативных   систем   и   энергообеспечение   при   различных   физических нагрузках у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  51. Возрастные особенности морфофункциональных перестроек вегетативных систем и обменных процессов у детей среднего и старшего школьного возраста.
  52. Физиологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста, их физическое развитие и опорно-двигательная система. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Развитие физических качеств, совершенствование центральной регуляции движений и переработки информации у детей среднего и старшего школьного возраста.
  53. Биоритмы суточные, недельные, месячные, годовые и многолетние. Адаптация       организма при смене поясного времени.
  54. Процессы старения и продолжительность жизни человека. Особенности функций
    центральной нервной системы, сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы у людей зрелого и пожилого возраста.
  55. Физиологические    особенности    восприятия    и    переработки    информации    у спортсменов разного возраста.  Пропускная способность мозга у спортсменов в различных видах спорта.
  56. Адаптация вегетативных систем организма детей среднего и старшего школьного     возраста к физическим нагрузкам.
  57. Влияние спортивной тренировки на развитие      функций организма, его работоспособности и устойчивости к заболеваниям.
  58. Особенности   центральной   регуляции   движений, формирования   двигательных     навыков и изменения физических качеств у людей зрелого и пожилого возраста.
  59. Функциональные асимметрии человека - моторные, сенсорные и психические. Их      возрастные особенности учет в тренировочном процессе и при спортивном отборе.
  60. Особенности реакций на физические нагрузки вегетативных систем организма людей зрелого и пожилого возраста. Влияние физических нагрузок на их функциональное      состояние, работоспособность и сохранение здоровья.

Литература
 
Основная:

 

  1. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Советский Спорт, 2010. - 620 с.
  2. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 0321002 - Физическая культура / под ред. А. С. Солодкова. - Москва : Советский спорт, 2006. - 191 с. : ил. - Гриф: Доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту. - Посвящается 110-летию С.-Петерб. гос. ун-та физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта . - Библиогр.: с. 187-188. - ISBN 5-9718-0176-7 : 95 с.
  3. Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология [Текст] : курс лекций / Н. Н. Захарьева. - М. : Физическая культура, 2012. - 282 с. : ил. - Гриф УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-9746-0145-3 : 90 с.
  4. Назаренко, Л.Д. Физиология физических упражнений : [учеб. пособие] / Л. Д. Назаренко, И. С. Колесник ; [Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова]. - Ульяновск : [б. и.], 2011. - 255 с.

 
Дополнительная:

 

  1. Павлов, С.Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов : учеб. пособие по курсу дисциплины "Спорт. медицина" для студентов ВУЗов физ. культуры, обучающихся по специальности 032101 "Физ. культура и спорт" / С. Е. Павлов ; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка : Изд-во МГАФК, 2010. - 87 с. - Библиогр.: с. 83-86. - 60 р.
  2. Селиверстова В.В. Психофизиологическое тестирование спортсменов: учебное пособие / В.В. Селиверстова, Д. С. Мельников, Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2010. – 81 с.
  3. Алфимов Н.Н. Здоровье спортсмена как компонент прогнозирования функциональных резервов. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2002.- 34 с.
  4. Селиверстова В.В. Гуморальная регуляция мышечной деятельности: учебное пособие: / В.В. Селиверстова; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2010. – 153 с.
  5. Селиверстова В.В. Работоспособность в особых условиях внешней среды: Учебно-методическое пособие / В.В. Селиверстова, М.А. Шансков; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2011. – 72 с.
  6. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 216 с.
  7. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 187 с.