Почтовый адрес: 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35.
Тел./факс: (812) 714-40-13
ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»
Программа вступительных испытаний
по специальности.
Направление подготовки «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
Программа – «Общая психология, психология личности, история психологии»
Объемные требования для вступительного экзамена
- Развитие представлений о предмете психологии.
- Соотношение предмета и метода в психологии.
- Психическое отражение, его особенности. Высшие психические функции.
- Сознание как высшая форма психики.
- Психика и деятельность. Виды и основные составляющие деятельности (потребность, активность, мотив, цель, действие, задача, операция, навык, умение).
- Развитие психики. Критерий психического.
- Периодизация психического развития.
- Психодиагностика, её задачи и области применения. Этические аспекты психологической диагностики.
- Классификация психодиагностических методик.
- Стандартизация психодиагностических методик. Надежность и валидность психологических методик.
- Границы вмешательства практикующего психолога в личную жизнь человека.
- Становление экспериментальной психологии.
- Предметы основных отраслей современной психологической науки (общая психология, социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология труда, психолингвистика, дифференциальная психология, психометрия, психофизиология, медицинская психология, специальная психология, история психологии, зоопсихология).
- Основные направления психологической науки (бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, психоанализ, гештальтпсихология, диалектико-материалистическая психология).
- Значение идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова для становления отечественной психологической науки.
- Пороги чувствительности.
- Ощущения: функции, виды, взаимодействие.
- Основные свойства восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.
- Развитие памяти в онтогенезе. Методы исследования памяти.
- Виды памяти, её процессы, формы и функции.
- Внимание, его виды и свойства.
- Методы исследования внимания.
- Развитие мышления в онтогенезе: концепции П.Я. Гальперина, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского.
- Виды и формы мышления.
- Методы исследования мышления.
- Роль речи в мышлении. Язык и речь.
- Речь и её развитие в онтогенезе.
- Виды, функции и механизмы процесса воображения.
- Воображение и творчество (креативность).
- Эмоциональные процессы, их функции и роль в жизни человека.
- Основные теории эмоций.
- Виды эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия.
- Эмоциональные состояния: страсть, фрустрация, аффект, настроение.
- Защитные механизмы личности и совладающее поведение.
- Сенсомоторные реакции. Психическая регуляция движений: схема управления движениями Н.А. Бернштейна, акцептор действия П.К. Анохина.
- Волевая регуляция деятельности и поведения человека. Структура волевого действия.
- Основные теории воли.
- Основные характеристики и классификации психических состояний.
- Психические состояния (сон, врабатывание, монотония, психическое пресыщение, утомление, стресс, фрустрация) и работоспособность человека.
- Уровни регуляции психических состояний (биохимический, физиологический, психический и социально-психологический). Методы диагностики состояний (наблюдение, опросники, аппаратурные методы).
- Биологическое созревание и психическое развитие.
- Проблема биологического, социального в развитии человека.
- Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (по Б.Г. Ананьеву).
- Структура личности в отечественных психологических теориях.
- Структура личности в зарубежных психологических теориях.
- Личность в системе отношений (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский).
- Темперамент, характер и индивидуальный стиль деятельности.
- Свойства темперамента (В.М. Русалов, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, Г.Айзенк, Я. Стреляу).
- Интеллект и его структура. Основные интеллектуальные тесты и их возможности.
- Когнитивные стили. Методы их диагностики.
- Дисгармоничность характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Патологические изменения личности и её деятельности.
- Задатки и способности, развитие способностей. Одаренность, талант, гениальность.
- Общие и специальные способности, методы их диагностики.
- Потребности, мотивы, установки.
- Виды мотивов. Иерархическое строение мотивационной сферы.
- Влияние мотивации на продуктивность деятельности.
- Соотношений понятий самосознание и «Я - концепция».
- Социальные и психологические роли личности. Социальная установка и ее основная характеристика.
- Социализация личности. Референтная группа и процесс социализации.
- Общение как межличностная коммуникация. Вербальные и невербальные характеристики общения.
Рекомендованная литература:
- Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию. М, 2003, 672с.
- Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. 2003, 672с.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. (Учебное пособие) (2006; т1 -448с., т2- 432с.)
- Леонтьев А. Н. Психология деятельности. М., 2003.
- Адлер А. Стиль жизни // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001.
- Братусь Б.С. Общая психология. В 7-ми томах, Том 2. Ощущение и восприятие. М.: Академия, 2008.
- Выготский Л.С. Психология. М. 2000, 1008с.
- Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
- Келли Дж. Психология личности (Теория личностных конструктов). СПб., 2000.
- Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М., 2000.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2006, 320с. (Сер."Мастера психологии")
- Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»).
- Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 639, [1]с.
- Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
- Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб: Издательство "Питер", 2000.
- Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М, 2002.
- Соколова Е. Е. Общая психология. В 7 томах. Том 1. Введение в психологию. М.: Академия. 2008
- Узнадзе Д.Н. Общая психология. 2004, 413с.
- Фаликман М.В. Общая психология . В 7-ми томах. Том 4. Внимание. М.: Академия, 2006, 480 с
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2, перераб. изд. СПб, 2003.
- Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности . СПб: Издательство "Питер", 2003, 608с., (Сер."Мастера психологии")
- 4827 reads
- Версия для печати