Общая психология, психология личности, история психологии

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»

Программа вступительных испытаний

по специальности.

Направление подготовки «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Программа – «Общая психология, психология личности, история психологии»

Объемные требования для вступительного экзамена

  1. Развитие представлений о предмете психологии.
  2. Соотношение предмета и метода в психологии.
  3. Психическое отражение, его особенности.  Высшие психические функции.
  4. Сознание как высшая форма психики.
  5. Психика и деятельность.  Виды и основные составляющие деятельности  (потребность, активность, мотив, цель,  действие, задача, операция, навык, умение).
  6. Развитие психики. Критерий психического.
  7. Периодизация психического развития.
  8. Психодиагностика, её задачи и области применения. Этические аспекты психологической диагностики.
  9. Классификация психодиагностических методик.
  10. Стандартизация психодиагностических методик. Надежность и валидность психологических методик.
  11. Границы вмешательства практикующего психолога  в личную жизнь человека.
  12. Становление экспериментальной психологии.
  13. Предметы  основных отраслей современной психологической науки (общая психология, социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология труда, психолингвистика, дифференциальная психология, психометрия, психофизиология, медицинская психология, специальная психология, история психологии, зоопсихология).
  14. Основные направления психологической науки (бихевиоризм, когнитивная  психология, гуманистическая психология, психоанализ, гештальтпсихология, диалектико-материалистическая психология).
  15. Значение идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова для становления отечественной психологической науки.
  16. Пороги чувствительности.
  17. Ощущения: функции, виды, взаимодействие.
  18. Основные свойства восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.
  19. Развитие памяти в онтогенезе. Методы исследования памяти.
  20. Виды памяти, её процессы, формы и функции.
  21. Внимание, его виды и свойства.
  22. Методы исследования внимания.
  23. Развитие мышления в онтогенезе:  концепции П.Я. Гальперина, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского.
  24. Виды и формы мышления.
  25. Методы исследования мышления.
  26. Роль речи в мышлении. Язык и речь.
  27. Речь и её развитие в онтогенезе.
  28. Виды, функции и механизмы процесса воображения.
  29. Воображение и творчество (креативность).
  30. Эмоциональные процессы, их функции и роль в жизни человека.
  31. Основные теории эмоций.
  32. Виды эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия.
  33. Эмоциональные состояния: страсть, фрустрация, аффект, настроение.
  34. Защитные механизмы личности и совладающее поведение.
  35. Сенсомоторные реакции. Психическая регуляция движений: схема управления движениями Н.А. Бернштейна, акцептор действия П.К. Анохина.
  36. Волевая регуляция деятельности и поведения человека. Структура волевого действия.
  37. Основные теории воли.
  38. Основные характеристики и классификации  психических состояний.
  39. Психические состояния (сон, врабатывание, монотония, психическое пресыщение, утомление, стресс, фрустрация) и работоспособность человека.
  40. Уровни регуляции психических состояний (биохимический, физиологический, психический и социально-психологический). Методы диагностики состояний (наблюдение, опросники, аппаратурные методы).
  41. Биологическое созревание и психическое развитие.
  42. Проблема биологического, социального в развитии человека.
  43. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (по Б.Г. Ананьеву).
  44. Структура личности в отечественных психологических теориях.
  45. Структура личности в зарубежных психологических  теориях.
  46. Личность в системе отношений (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский).
  47. Темперамент, характер и индивидуальный стиль деятельности.
  48. Свойства темперамента (В.М. Русалов, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, Г.Айзенк, Я. Стреляу).
  49. Интеллект и его структура. Основные интеллектуальные тесты и их возможности.
  50. Когнитивные стили. Методы их диагностики.
  51. Дисгармоничность  характера по К. Леонгарду и  А.Е.  Личко. Патологические изменения личности и её деятельности.
  52. Задатки и способности, развитие способностей. Одаренность, талант, гениальность.
  53. Общие и специальные способности, методы их диагностики.
  54. Потребности, мотивы, установки.
  55. Виды мотивов. Иерархическое строение мотивационной сферы.
  56. Влияние мотивации на продуктивность деятельности.
  57. Соотношений понятий самосознание и «Я - концепция».
  58. Социальные и психологические роли личности. Социальная установка и ее основная характеристика.
  59. Социализация  личности. Референтная группа и процесс социализации.
  60. Общение как межличностная коммуникация. Вербальные и невербальные характеристики общения.

 

 

Рекомендованная литература:

  1. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию. М, 2003, 672с.
  2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.  М. 2003, 672с.
  3. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. (Учебное пособие) (2006;  т1 -448с.,  т2- 432с.) 
  4. Леонтьев А. Н. Психология деятельности. М., 2003.
  5. Адлер А. Стиль жизни // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.
  6. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001.
  7. Братусь Б.С. Общая психология. В 7-ми томах, Том 2. Ощущение и восприятие. М.: Академия, 2008.
  8. Выготский Л.С. Психология. М. 2000, 1008с. 
  9. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
  10. Келли Дж. Психология личности (Теория личностных конструктов). СПб., 2000.
  11. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М., 2000.
  12. Лурия А.Р.  Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2006, 320с.  (Сер."Мастера психологии")
  13. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»).
  14. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.:  Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 639, [1]с.
  15. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
  16. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Составители, авторы комментариев и послесловия  А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская  СПб: Издательство "Питер", 2000.
  18. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М, 2002.
  19. Соколова Е. Е. Общая психология. В 7 томах. Том 1. Введение в психологию. М.: Академия. 2008
  20. Узнадзе Д.Н. Общая психология.  2004, 413с.
  21. Фаликман М.В.  Общая психология . В 7-ми томах. Том 4. Внимание.  М.: Академия, 2006, 480 с
  22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2, перераб. изд. СПб, 2003.
  23. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности . СПб: Издательство "Питер",  2003, 608с.,  (Сер."Мастера психологии")