Физическая культура (ОТФК)

Избранный вид спорта (ОТФК)

44.03.01 Педагогическое образование
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
БАКАЛАВРИАТ
Регламент вступительных испытаний Очная и заочная формы обучения
Испытания по ОТФК проводится в виде тестирования.
Тестовое задание состоит из 2 блоков, включающих 20 вопросов.
За выполнение различных по сложности заданий начисляется 1 балл за правильный ответ. Полученные баллы суммируются. Максимальное количество  составляет 20 баллов.
 
Инструкция по выполнению тестового задания
 
Заполните лист ответа на вступительном испытании «Избранный вид спорта» (ОТФК): Фамилия И. О. экзаменующегося, факультет, номер группы, номер допуска, номер варианта тестового задания, дата экзамена, время начала ответа, время окончания ответа, подпись экзаменующегося
Вам предлагаются 20 заданий соответствующих требованиям к минимуму знаний выпускников полного среднего (общего) образования по предмету «Физическая культура». К каждому заданию предложены варианты ответов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные ответы. Правильным может быть только один - тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса.
 Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Ваша задача заключается в выборе одного варианта ответа, который, по вашему мнению, является правильным. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор.
На выполнение экзаменационной работы по физической культуре отводится не более 2 часов (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 20 заданий.
Часть 1 включает 10 заданий. К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный.
Часть 2 содержит 10 заданий. К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный.
 
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только  после того, как вы поняли  вопрос и проанализировали  все варианты ответа.
 Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое – то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий начисляется 1 балл за правильный ответ. Полученные баллы суммируются. Максимальное количество  составляет 20 баллов.
 Исправления, отсутствие ответа или ответы во всех  графах, а также корректировки в бланке оцениваются как неправильный ответ.
 ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В БАКАЛАВРИАТ
Объемные требования к минимуму знаний выпускников полного среднего (общего) образования по предмету «Физическая культура»
 Понятие «физическая культура». Понятие «спорт». Физическая культура в развитии и воспитании человека, её роль в формировании здорового образа жизни. Оздоровительные системы отечественной, западной и восточной культур.
 Возникновение и развитие физической культуры. Олимпийские игры в Древней Греции. Современное олимпийское движение.
Развитие физической культуры и спорта в России, выдающиеся деятели и спортсмены. Естественнонаучные основы физической культуры личности
Понятие «физическая культура». Понятие «физическое развитие». Понятие «система». Человек как биологическая система. Опорно-двигательный аппарат и его роль в осуществлении движений человека. Взаимодействие мышц при выполнении движений. Роль центральной нервной системы в управлении движениями. Система дыхания, кровообращения и энергообмена в обеспечении мышечной деятельности. Влияние занятий физическими упражнениями на развитие основных систем и функций организма. Физическое развитие и физическая подготовленность как результат общего развития и воспитания. Гигиенические основы организации занятий физическими упражнениями, закаливающих процедур, питания и режима дня. Предупреждение травм при выполнении физических упражнений.
Социально-психологические основы физической культуры личности Эмоциональные состояния человека и формы их проявления при занятиях физическими упражнениями и спортом. Использование занятий физическими упражнениями для повышения учебно-трудовой активности и воспитания личностно-значимых качеств и свойств личности (воли, общительности, организованности, дисциплинированности и др.). Регуляция эмоциональных и психических состояний средствами физической культуры.
Основы развития психофизических способностей человека и формирование здорового образа жизни Физические способности и их использование в жизнедеятельности человека. Двигательные действия в развитии физических способностей человека. Особенности эффективного выполнения двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, плавание, метание, переноска груза, лазание, передвижение на лыжах) и основных физических упражнений (гимнастика, спортивные игры, лёгкая атлетика, подвижные игры, туризм и др.). Развитие физических качеств как одна из составляющих гармоничного развития личности и её физических способностей (силовых, скоростно-силовых, координационных, проявление выносливости). Занятия различными оздоровительными системами как средство приобретения привычек здорового образа жизни. Использование физических упражнений для формирования нормальной осанки, коррекции телосложения, организации активного отдыха, создания индивидуального стиля жизни. Организация отдельных форм физической культуры с различной направленностью (реактивно-оздоровительной, реабилитационной и спортивной).
Основные группы физических упражнений и видов спорта
Гимнастика
Особенности гимнастических упражнений. Основные понятия и термины гимнастики и её спортивных видов. Виды гимнастических упражнений в школьной программе. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике. Организация занятий, переноска, установка и уборка гимнастических снарядов. Гимнастическое  оборудование.
Лёгкая атлетика
Особенности легкоатлетических упражнений. Основные понятия и термины лёгкой атлетики. Виды легкоатлетических упражнений в школьной программе. Предупреждение травматизма на занятиях по лёгкой атлетике.
Плавание
Плавание как жизненно важное умение и навык. Основные понятия и термины плавания. Плавание в программе по физическому воспитанию в школе. Особенности отдельных упражнений. Виды спортивного плавания. Спортивная форма одежды для плавания. Основные гигиенические требования к занимающимся плаванием. Правила соревнований по плаванию. Организация соревнований по плаванию.
Туризм
Туризм и краеведение в школьной программе. Значение туризма в жизни человека. Основные понятия и термины туризма. Туристический инвентарь и снаряжение. Правила гигиены, санитарии и охраны окружающей среды в походе и в повседневной жизни.
Футбол
Футбол в программе школы по физическому воспитанию. Основные понятия и термины футбола. Инвентарь, оборудование и требования, предъявляемые к месту проведения занятий. Правила соревнований по футболу. Основы судейства и жестикуляции. Организация соревнований по футболу.
Баскетбол
Баскетбол в программе школы по физическому воспитанию. Баскетбол как средство физического воспитания. Основные понятия и термины. Особенности игровых упражнений в баскетболе. Инвентарь, оборудование и требования, предъявляемые к местам занятий, к спортивной форме одежды. Гигиена занятий в баскетболе. Правила соревнований по баскетболу. Основы судейства игр, специфическая жестикуляция. Организация соревнований по баскетболу.
Волейбол
Волейбол в программе школы по физическому воспитанию. Волейбол как средство физического воспитания. Основные понятия и термины волейбола. Особенности игровых упражнений. Инвентарь, оборудование и требования, предъявляемые к местам занятий, к спортивной форме одежды. Гигиена занятий волейболом. Правила соревнований. Основы судейства игр, специфическая жестикуляция. Организация соревнований по волейболу. Ведущие клубы, специалисты, спортсмены.
Ручной мяч
Ручной мяч в программе школы по физическому воспитанию. Ручной мяч как средство физического воспитания. Основные понятия и термины. Особенности игровых упражнений. Инвентарь, оборудование и требования, предъявляемые к местам занятий, к спортивной форме одежды. Гигиена занятий ручным мячом. Правила соревнований. Основы судейства игр, жестикуляция. Организация соревнований по ручному мячу. Ведущие клубы, специалисты, спортсмены.
Единоборства
Виды единоборств в программе школы по физическому воспитанию. единоборства как средство физического воспитания. Основные понятия и термины в видах единоборств. Особенности физических упражнений в единоборствах. Инвентарь, оборудование для занятий единоборствами. Клубы единоборств,  известные специалисты, спортсмены.
Подвижные игры
Характеристика подвижных игр в программе школы по физическому воспитанию. Воспитательные функции подвижных игр. Подвижные игры  как средство физического воспитания. Инвентарь и места занятий подвижными играми.
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Цели и задачи профессионально- прикладной подготовки. Ее формы и средства.
Музыкально- ритмическое воспитание
Цели и задачи музыкально- ритмического воспитания. Понятия и термины. Основные позиции для рук, положения рук, стойки, шаги в музыкальной ритмике. Значение и роль музыки в повышении двигательной активности и работоспособности занимающихся.
Основная рекомендуемая литература:
1.    Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич.- изд.- М.: Просвещение, 2011.
2.    Физическая культура, 8-9 класс, Лях В.И., Зданевич А.А., 2012. - 260 с.: ил.-
3.    Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. организаций. Базовый уровень / В.И. Лях. - изд.- М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная рекомендуемая литература:
1.   Физическая культура школьника: Учеб. пособие для школьников и абитуриентов/Г.Н. Германов, М.М. Кубланов, М.Е. Злобина. – Воронеж: «Истоки», 2008. – 333с.
2.    Основы теории физической культуры. 10 – 11 классы: учеб. пособие [Ф.И. Собянин и др.] ; Под общ. ред.Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 151 с.: ил. –
3.    С.П. Евсеев, Г.М. Поликарпова, М.В. Прохорова. Проведение олимпийских уроков в школе: Учебное пособие / Под общей редакцией В.У. Агеевца // СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1995. 72 с.
ПРИМЕЧАНИЕ. Настоящие нормативные требования составлены на основе программы образовательных учреждений: «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (Москва, «Просвещение», 2007 г.).
 Пример тестового задания
НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт- Петербург
Тестовые задания по учебному предмету  «Физическая культура»
 
Ф.И.О. ______________________Факультет__________
№ группы_____________ № допуска ____________
№ вар-та тест. зад. ___________
Дата экзамена ___________
Время начала экзамена _________________
Время окончания экзамена _____________
 
I часть (А)
За каждый правильный ответ на тестовые задания части I (А) начисляется по 1 баллу. Все полученные баллы суммируются

При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А 1- А 10) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

А 1. Спорт это…
1) Здоровый образ жизни.  
2) Физические упражнения.  
3) Искусство.  
4) Игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней.  

 

А 2.   Физическая культура  представляет собой…
1) Это занятия по общей физической подготовке.  
2) Выполнение упражнений.  
3) Процесс совершенствования возможностей человека.  
4) Часть человеческой культуры.  

 

А 3. Что такое здоровый образ жизни:
1) Качество повседневной жизни.  
2) Низкая физическая активность.  
3) Комфортное состояние человека, при котором все его органы и системы работают эффективно и экономно.  
4) Отсутствие вредных привычек.  

 

А 4.   Физическое воспитание  представляет собой…
1) Вид физической культуры.  
2) Часть человеческой культуры.  
3) Движение или действие.  
4) Учебный процесс в школе.  

 

А 5. Основным специфическим средством физического воспитания является…
1) Физические упражнения.  
2) Закаливание.  
3) Солнечная радиация.  
4) Соблюдение режима дня.  

 

А 6. Термин «Олимпиада» означает…
1) Четырехлетний период между олимпийскими играми.  
2) Первый год четырехлетия, наступление  которого празднуют Олимпийские игры.  
3) Синоним Олимпийских игр.  
4) Соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.  

 

А 7. Впервые в истории человечества Олимпийские игры состоялись:
1) В V в. до н.э.;  
2) В 776 г. до н.э.;  
3) В I  в. н.э.;  
4)  В 394 г. н.э.;  

 

А 8. Кто мог участвовать в Олимпийских играх древности:
1) Все кто пожелает.  
2) Свободнорожденные греки.  
3) Все кто живет в Греции.  
4)  Женщины и мужчины после 18 лет.  

 

А 9.  Знаменитый ученый, мудрец, победитель Олимпийских древности:
1) Анаксимен.  
2) К.Юнг.  
3) Пифагор.  
4)  Эпикур.  

 

А 10.  Олимпиониками в Древней Греции  называли:
1) Жителей Олимпии.  
2) Участников Олимпийских игр.  
3) Победителей Олимпийских игр.  
4)  Судей Олимпийских игр.  

 
 
Количество набранных баллов на вопросы части I (А) - ___________
 
Часть 2 (В)
За каждый правильный ответ на тестовые задания части II (В) начисляется по 1 баллу.
 

При выполнении заданий части 2 (В) в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (В 1- В10) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

В 1. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…
1) Развитие физических качеств.  
2) Поддержание высокой работоспособности людей.  
3) Сохранение и улучшение здоровья человека.  
4) Подготовку к профессиональной деятельности.  

 

В 2.Физической работоспособностью принято называть…
1) Способность человека выполнять большой объем физической работы за отведенный промежуток времени.  
2) Способ организации движений при выполнении упражнений.  
3) Состав и последовательность движений при выполнении упражнений.  
4) Рациональную организацию двигательных действий.  

 

В 3.В подготовительную часть урока физической культуры включают…
1) Строевые упражнения и упражнения на дыхание;  
2) Акробатические упражнения;  
3) Атлетические упражнения;  
4) Спортивные игры.  

 

В 4.   Под самоконтролем понимается:
1) Контроль за человеком, осуществляемый медицинским работником;  
2) Самонаблюдение занимающегося за своим состоянием организма в процессе тренировки;  
3) Самостоятельное измерение роста, веса и окружности грудной клетки;  
4) Обследование нервной и сердечно-сосудистой систем.  

 

В 5.Под нормальнойосанкойпонимается…
1) Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие.  
2) Умеренно выраженная изогнутостью всех отделов позвоночника.  
3) Привычная поза человека в вертикальном положении.  
4) Силуэт человека.  

 

В 6.  Физическими упражнениями  называются…
1) Двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки и продолжительности выполнения.  
2) Движения, выполняемые на уроках физической культуры и во время утренней гимнастики.  
3) Формы двигательных действий, способствующих решению задач физического воспитания.  
4) Двигательные действия, с помощью которых развивают физические качества и укрепляют здоровье.  

 

В 7.   Под закаливанием понимается…
1) Купание в холодной воде и хождение босиком.  
2) Приспособление организма к воздействиям внешней среды.  
3) Сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и играми.  
4) Укрепление здоровья.  

 

В 8.   Правильное дыхание характеризуется…
1) Более продолжительным вдохом.  
2) Более продолжительным выдохом  
3) Вдохом через нос и выдохом через рот  
4) Равной продолжительностью вдоха и выдоха.  

 

В 9.Первая помощь при ударах о твердую поверхность и возникновении ушибов заключается в том, что ушибленное место следует…
1) Потереть, почесать.  
2) Тепло на место ушиба  
3)  Давящая повязка  
4) Постараться положить на возвышение и обратиться к врачу.  

 

В 10.Правильной можно считать осанку, если ВЫ, стоя у стены, касаетесь ее…
1) Затылком, ягодицами, пятками.  
2) Лопатками, ягодицами, пятками.  
3) Затылком, спиной, пятками..  
4) Затылком, лопатками, ягодицами, пятками  

 
Количество набранных баллов на вопросы части II (B) - ___________