ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ по вступительному испытанию «профильная дисциплина бакалавриата»

ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ
по вступительному испытанию «профильная дисциплина бакалавриата»
ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ
 
 
49.04.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Требования к уровню подготовленности поступающего в компетентностном формате при прохождении вступительного испытания «Профильная дисциплина бакалавриата» (ООП ВО  49.03.01 Физическая культура)

Для прохождения вступительного испытания поступающий должен обладать:

  • общекультурными компетенциями для формирования мировоззренческой позиции
  • способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
  • способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
  • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
  • способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
  • способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
  • способностью к самоорганизации и самообразованию
  • способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
  • способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
  • способностью определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста
  • способностью проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей
  • обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов
  • способностью осуществлять спортивную подготовку в избранном виде спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований стандартов спортивной подготовки
  • способностью воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность
  • способностью оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений
  • способностью использовать средства избранного вида спорта для формирования навыков здорового образа жизни при проведении занятий рекреационной, оздоровительной направленности с лицами различного пола и возраста
  • способностью обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
  • способностью организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта
  • способностью осуществлять планирование и методическое обеспечение деятельности физкультурно-спортивных организаций, проводить учет и отчетность, руководить работой малых коллективов
  • способностью формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни
  • способностью проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик
  • способностью использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности обучающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой
  • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культур с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
  • способностью использовать основные положения и принципы педагогики, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии
  • способностью осуществлять образовательный процесс на основе положений теории физической культуры
  • способностью разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий
  • способностью проводить учебные занятия  по физической  культуре  с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в образовательных организациях, организовывать внеклассную физкультурно-спортивную работу
  • способностью применять средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния обучающихся с учетом их пола и возраста, индивидуальных особенностей
  • способностью осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни
  • способностью обеспечивать применение навыков выживания в природной среде с учетом решения вопросов акклиматизации и воздействия на человека различных риск-геофакторов
  • способностью использовать знания  об  истоках и  эволюции  формирования теории  спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта
  • способностью формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции
  • способностью реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся
  • способностью разрабатывать перспективные, оперативные планы и программы  конкретных занятий в сфере детско-юношеского и массового спорта
  • способностью использовать в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся, применять методики спортивного массажа
  • способностью использовать актуальные для избранного вида спорта технологии управления состоянием человека, включая педагогический контроль и коррекцию
  • способностью совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владением в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности
  • способностью осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и  результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму
  • способностью формировать и поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности
  • способностью организовывать и вести рекреационную деятельность в организациях различного типа с учетом особенностей обучающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов
  • способностью выбирать средства и методы  двигательной рекреации для  коррекции  состояния обучающихся различного пола и возраста с учетом их профессиональной деятельности
  • способностью реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента обучающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния
  • способностью организовывать и проводить  туристско-экологические, туристско-спортивные и туристско-оздоровительные мероприятия для различных групп населения
  • способностью организовывать и проводить массовые физкультурные и спортивно-зрелищные мероприятия
  • способностью разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в структурных подразделениях организаций
  • способностью составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией
  • способностью вести профессиональную деятельность с учетом особенностей функционирования различных типов спортивных объектов
  • способностью организовывать физкультурно-спортивные мероприятия с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала
  • способностью планировать оснащение физкультурно-спортивной организации соответствующим оборудованием, экипировкой и инвентарем
  • способностью осуществлять маркетинговую деятельность по продвижению физкультурно-спортивных услуг и товаров
  • способностью выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта
  • способностью применять методы обработки результатов исследований с использованием  методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщения  и выводы
  • способностью проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности
  • способностью применять методы и  средства  сбора  и  обобщения  информации о достижениях физической культуры и спорта в ее историческом развитии,  приемы агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью
  • способностью использовать приемы общения при работе с коллективом обучающихся и каждым индивидуумом
  • способностью формировать через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья

Для прохождения вступительного испытания поступающий должен знать:

1. Варианты построения годового тренировочного цикла в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности (далее - ФСД). Условия, определяющие продолжительность периодов и этапов в пределах годового цикла.
2. Адаптация организма к условиям среды. Адаптация организма к мышечной работе. Физиолого-биохимические механизмы срочной и долговременной адаптации. Тренировочный эффект.
3. Частный бизнес в сфере физической культуры и спорта.
4. Воздействие на организм неблагоприятных факторов внешней среды. Роль физической культуры и спорта в повышении функционального состояния и неспецифической устойчивости организма к действию неблагоприятных внешних факторов.
5. Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системы. Дыхательные объемы и показатели внешнего дыхания (ЧД, МОД, МПК, кислородный долг). Участие эритроцитов в транспорте кислорода и углекислого газа.  Влияние занятий физической культурой и спортом на дыхательную систему.
6. Тенденции появления и развития новых видов спорта и перспективы успешного освоения их представителями традиционных видов.
7. Задачи и формы контроля и учета подготовки в избранном виде ФСД. Требования к показателям, используемым в процессе контроля и учета,
8. Анатомо-физиологическая характеристика нервно-гормональной регуляции. Строение и механизм действия гормонов. Особенности нервно-гормональной регуляции мышечной работы.
9. Цели и задачи физкультурного образования. Конкретизация задач на примере  дошкольных, школьных, вузовских и др. учреждений.
10. Критерии, методы и организация спортивного отбора в избранном виде ФСД.
11. Анатомо-физиологическая характеристика пищеварительной системы. Особенности переваривания и всасывания  углеводов, белков и жиров.
12. Валеологическое воспитание в процессе занятий физической культурой. Здоровье сберегающие технологии.
13. Место и роль избранного вида ФСД в различных звеньях физкультурного движения.
14. Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системы. Показатели деятельности сердца (ЧСС, УОК, МОК).  Кровяное давление. Влияние занятий физической культурой и спортом на сердечно-сосудистую систему.
15. Актуальные проблемы массового спорта в России (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические,  экономические, организационные и др.).
16. Методика обучения технике движения и формирования двигательного навыка в избранном виде ФСД. Стадии формирования двигательного навыка.
17. Анатомо-физиологическая характеристика центральной нервной системы. Рефлекторная дуга. Проявление статических и статокинетических рефлексов в различных физических упражнениях.
18. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на отношение населения к физической культуре, спорту и спортсменам.
19. Методы самоконтроля и меры предупреждения травматизма при использовании бега и других упражнений в оздоровительных целях.
20. Биологическое значение питания. Калорийность пищевого рациона и соответствие ее энерготратам организма. Сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам и углеводам. Особенности питания спортсменов.
21. Воспитание волевых качеств, трудолюбия, ответственности и дисциплинированности.
22. Многолетняя подготовка спортсмена в избранном виде ФСД, характеристика ее этапов.
23. Биохимические и физиологические особенности стареющего организма: снижение интенсивности метаболизма, уменьшение возможностей энергетического обеспечения и восстановительных процессов. Особенности проведения занятий оздоровительной физкультурой с людьми пожилого возраста.
24. Инновации в специальном и неспециальном физкультурном образовании.
25. Обоснование подбора специальных упражнений в избранном виде ФСД с учетом анатомических, физиологических и биомеханических факторов.
26. Биохимические и функциональные сдвиги в организме при выполнении мышечной работы. Показатели функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем у спортсменов различной квалификации и специализации.
27. Работа с лидерами спортивной команды и секции.
28. Общая характеристика средств подготовки в избранном виде ФСД.
29. Биоэнергетические, структурно-функциональные, технические и психологические факторы, обусловливающие выносливость. Методика развития выносливости в избранном виде ФСД.
30. Спонсорство в сфере физической культуры и спорта (правовые, психологические, экономические, организационные аспекты).
31. Основы обучения физическим упражнениям в избранном виде ФСД.
32. Биоэнергетическое обеспечение мышечной деятельности. Соотношение между путями ресинтеза АТФ при выполнении физических нагрузок различного характера. Зоны относительной мощности работы.
33. Организация массовых физкультурно-пропагандистских мероприятий (показательных выступлений, спортивных парадов, фестивалей, конкурсов, встреч с известными спортсменами и тренерами и т.п.).
34. Особенности психологической подготовки в избранном виде ФСД.
35. Высшая нервная деятельность. Условия образования и биологическое значение условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности и их учет при проведении занятий физической культурой и спортом.
36. Актуальные проблемы спорта высших достижений (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические,  экономические, организационные и др.).
37. Особенности тактической подготовки в избранном виде ФСД.
38. Изменение функционального состояния при адаптации организма к различным двигательным режимам.
39. Ведущие компоненты профессиограммы специалиста в современных условиях в связи со структурными изменениями  рынка  труда  в сфере физической культуры. Самопрезентация (резюме) молодого специалиста.
40. Особенности технической подготовки в избранном виде ФСД.
41. Интегральные показатели техники  и энергообеспечения, обусловливающие спортивные результаты в циклических видах спорта, связанных с проявлением аэробной выносливости.
42. Гипокинезия и гиподинамия — "болезнь" цивилизованного  мира. Влияние  недостатка двигательной активности на организм человека.
43. Особенности физической подготовки в избранном виде ФСД.
44. Критерии и способы оценки техники выполнения двигательных действий в избранном виде ФСД (педагогические, биомеханические, физиологические, эстетические и др.).
45. Пути решения в современных условиях социально-экономических вопросов развития массового детского спорта.
46. Переходный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность,  типичные задачи, средства и методы. Факторы, регламентирующие продолжительность и содержание периода.
47. Медико-биологическая  характеристика процесса формирования тренированности. Тестирование уровня тренированности в покое, при выполнении стандартных и предельных нагрузок.
48. Спортивная литература (книги, журналы), средства массовой информации о нововведениях и творчестве специалистов сферы физической культуры и спорта.
49. Планирование, организация и проведение соревнований в избранном виде ФСД.
50. Медико-биологические основы спортивного отбора и прогнозирования спортивных результатов в избранном виде спорта.  Учет генетических факторов при проведении спортивного отбора.
51. Средства и методы формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
52. Подготовительный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность, варианты  структуры, типичные задачи, средства и методы.
53. Медико-биологические основы тренируемости. Варианты тренируемости. Учет критических периодов онтогенеза, биологического возраста, типа высшей нервной деятельности при построении учебно-тренировочного процесса.
54. Методы и приемы обеспечения выполнения педагогических требований, не вызывающих энтузиазма у занимающихся.
55. Построение тренировочных микро, мезо   и  макроциклов в избранном виде ФСД.
56. Методы оценки энергетического обмена организма. Основной обмен, его зависимость от возраста и пола. Энерготраты при различных видах трудовой и спортивной деятельности.
57. Воспитание  гражданских, патриотических и нравственных чувств у занимающихся физической культурой и спортом.
58. Построение этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям в избранном виде ФСД.
59. Морфологическое и физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок. Взаимосвязь влияния уровня физической активности, особенностей строения и развития на состояние здоровья и адаптацию к физическим нагрузкам.
60. Актуальные проблемы олимпийского спорта (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические,  экономические, организационные и др.).
61. Причины возникновения ошибок при обучении двигательным действиям в избранном виде ФСД. Современные информационные технологии для выявления и устранения двигательных ошибок.
62. Общая характеристика выделительных процессов. Анатомо-физиологическая характеристика почек. Механизм и регуляция мочеобразования.
63. Актуальные проблемы профессионального спорта (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические,  экономические, организационные и др.).
64. Проблемы ранней специализации в различных видах спорта.
65. Общая характеристика и биологические функции крови. Буферные системы крови и их роль в поддержании постоянства рН при выполнении физической работы.
66. Основные финансовые документы учета и отчетности  в сфере физической культуры  и спорта.
67. Систематизация физических упражнений в избранном виде ФСД.
68. Общий план организации и функции сенсорных систем (анализаторов). Роль сенсорных систем (двигательных анализаторов) в физкультурно-спортивной деятельности.
69. Алгоритм и организация проведения массовых спортивных мероприятий.
70. Содержание и основные разделы перспективного планирования тренировки в избранном виде ФСД. Технология разработки планов многолетней подготовки.
71. Определение и виды выносливости. Биохимические и физиологические основы выносливости. Резервы выносливости.
72. Актуальные проблемы физической культуры на современном этапе развития общества (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические,  экономические, организационные и др.).
73. Содержание и особенности соревнований в отдельных видах ФСД. Показатели, определяющие эффективность соревновательной деятельности.
74. Острые патологические состояния при занятиях спортом (обмороки, травматизм, острая сердечная недостаточность). Первая помощь, профилактика.
75. Влияние на организм человека условий современной жизни  (стресс, вредные привычки, гиподинамия, гипокинезия).
76. Соревновательный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность, варианты  структуры, типичные задачи, средства и методы.
77. Периодизация роста и развития человека. Биохимические и физиологические особенности растущего организма: интенсивность и направленность метаболизма, особенности энергообеспечения и нервно-гормональной регуляции.
78. Стиль руководства педагогическим и спортивным коллективом с учетом уровня его сформированности.
79. Специфика проведения соревнований по отдельным видам спорта (командным, игровым, единоборствам, индивидуальным).
80. Повышение и снижение функционального состояния организма в связи с адаптацией организма к различным двигательным режимам.
81. Понятие о здоровье и болезни. Здоровый образ жизни. Факторы внешней среды, обеспечивающие высокий уровень здоровья.
82. Техника выполнения двигательных действий в избранном виде ФСД. Основные группы мышц, обеспечивающие выполнение двигательного действия. Современные информационные технологии, используемые для контроля и совершенствования техники двигательных действий.
83. Причины и механизмы дизадаптации  и реадаптации. Закономерности проявления. Понятие о перетренированности и растренированности.
84. Бюджетное и внебюджетное финансирование физкультурно-спортивной деятельности.
85. Факторы, определяющие выбор стратегии и тактики при проведении соревнований в избранном виде ФСД.
86. Причины, признаки и профилактика хронических заболеваний у спортсменов (заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, хронические инфекции).
87. Актуальные проблемы спорта инвалидов (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические,  экономические, организационные и др.).
88. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в избранном виде ФСД.
89. Психофизиологические особенности нестандартной (ситуационной) соревновательной деятельности (спортивные игры, единоборства и т.п.). Физиологические процессы восприятия информации, принятия решения и программирования ответных действий. Значение тактического мышления при спортивной деятельности.
90. Условия достижения оздоровительного эффекта физкультурно-оздоровительных занятий.
91. Характеристика принципов спортивной тренировки в избранном виде  ФСД: цикличность тренировочного процесса, единство и взаимосвязь структуры  соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
92. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления. Физиолого-гигиеническая характеристика факторов, действующих на организм в горной местности. Динамика спортивной работоспособности в горах, акклиматизация и реакклиматизация.
93. Факторы, обусловливающие  подбор средств в оздоровительной физической культуре.
94. Характеристика принципов спортивной тренировки в избранном виде ФСД: направленность на высшие достижения, углубленная специализация и индивидуализация, единство общей и специальной подготовки.
95. Строение и химический состав скелетных мышц. Двигательные единицы мышц. Механизмы мышечного сокращения и расслабления.
96. Развитие навыков самоуправления, самоорганизации и самосовершенствования в спортивном коллективе. 
97. Характеристика принципов спортивной тренировки в избранном виде ФСД: постепенность в увеличении и тенденция к максимальным тренировочным нагрузкам, волнообразность и вариативность нагрузок, непрерывность тренировочного процесса.
98. Физиологические механизмы, стадии и закономерности формирования двигательного навыка. Двигательный динамический стереотип. Особенности формирования двигательного навыка в избранном виде ФСД.
99. Реализация воспитывающего обучения в процессе проведения тренировочных занятий.
100.  Реализация основных дидактических принципов при обучении в избранном виде ФСД.
101.  Физиолого-биохимическая характеристика восстановления после мышечной работы. Периоды восстановления. Классификация и краткая характеристика средств, используемых в спортивной практике для ускорения восстановительных процессов.
102.  Педагогические, психологические и технические аспекты формирования спортивной команды.
103.  Характеристика игрового метода проведения занятий в избранном виде ФСД.
104.  Физиолого-биохимическая характеристика изменений в организме при выполнении динамической работы различной мощности. Характеристика сердечно-сосудистой, дыхательной системы, двигательного аппарата, системы крови. Энерготраты.
105.  Диагностический аппарат изучения социальных стимулов занятий физической культурой и спортом.    
106.  Сферы нововведений в физической культуре и спорте. Обоснование инноваций в избранном виде ФСД.
107.  Физиолого-биохимическая характеристика утомления. Особенности развития утомления при выполнении работы разного характера.
108.  Варианты проведения общешкольного спортивного праздника, направленного на решение задач олимпийского образования.
109.  Средства восстановления и стимуляции работоспособности в избранном виде ФСД.
110.  Физиолого-биохимические механизмы проявления быстроты. Определение, формы. Резервы быстроты и их особенности проявления в различных видах спорта. Возрастные изменения, сенситивные периоды, тренируемость.
111.  Методики психодиагностики, используемые занимающимися самостоятельно или под руководством психолога.
112.  Факторы, определяющие координационные способности.  Методика развития координационных способностей в избранном виде ФСД.
113.  Физиолого-биохимические механизмы формирования и проявления силы. Определение, классификация. Факторы, определяющие максимальную мышечную силу (основные и дополнительные). Физиологические основы тренировки и резервы мышечной силы. Тренируемость, сенситивные периоды, возрастные изменения.
114.  Показатели определения  стиля руководства в работе  тренера и оценка его педагогической эффективности.
115.  Компоненты физической  нагрузки и их дозирование при занятиях в группах оздоровительной направленности.
116.  Физиолого-биохимические основы скоростно-силовых способностей. Факторы, определяющие скорость и силу в процессе двигательной деятельности. Особенности проявления скоростно-силовых качеств в различных видах спорта.
117.  Формирование межличностной адаптации в спортивном коллективе.
118.  Показатели и критерии эффективности спортивно-педагогической деятельности.
119.  Физическая работоспособность. Понятие и показатели. Принципы и методы тестирования (PWC170, степ-тест).
120.  Профессионально-педагогические умения и их влияние на эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов  физической культуры.
121.  Физиологическая классификация физических упражнений. Характеристика стандартных циклических и ациклических движений.
122.  Характеристика функциональных состояний спортсмена: предстартовое,  врабатывание, истинное и ложное устойчивое состояние.
123.  Основные формы  оздоровительной  физической культуры. Физиологическое обоснование оптимальных двигательных режимов для различных групп населения.
124.  Работа, нагрузка, восстановление - составляющие тренировочного процесса (характеристика, взаимосвязь).
125.  Основные формы лечебной физической культуры. Классификация  и характеристика упражнений, используемых с лечебной целью. Двигательные режимы.
126.  Формы педагогического и медико-биологического контроля качества учебно-тренировочного процесса.
127.  Планирование и организация самообразования специалиста по физической культуре и спорту.
128.  Понятие об иммунитете и его видах.  Влияние  занятий физической культурой и спортом на иммунитет. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).
129.  Неблагоприятные предстартовые состояния и способы их предотвращения.
 
Рекомендуемая литература
 

  1. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : [монография]/ В.Б. Иссурин. - М. : Советский спорт, 2010. - 283 с. : ил. - (Спорт без границ). - ISBN 978-5-9718-0410-9.
  2. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для студ. вузов / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2011. - 340 с. : ил. - (Атланты спортивной науки).
  3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высш. спец. физкультур. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., стереотип. - СПб. : Лань, 2010. - 159 с. : ил.
  4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 543 с. - (Корифеи спорт. науки).
  5. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимп. лит., 2013. - 623 с. : ил. - ISBN 978-9668708-66-4.
  6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с. : ил.
  7. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Курамшина Ю.Ф. – М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.
  8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
  9. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для высших учебных заведений : в 2 т. / под ред. С. П. Евсеева. - Москва : Советский спорт, 2010. - ISBN 978-5-9718-0450-5 (т. 1) ; ISBN 978-5-9718-0402-4 (т. 2).
  10. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: Общая, Спортивная, Возрастная.-Изд.3 исправленное и доп. -М.:Советский спорт.-2008.-620с.
  11. Поварещенкова Ю.А., Кудрявцева  Н.В., Большова Е.В. Спортивная психофизиология (учебное пособие).-СПб, 1915.-88с.
  12. Мельников Д.С., Селиверстова В.В. Гуморальная регуляция мышечной деятельности : учебное пособие