ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ по вступительному испытанию «профильная дисциплина бакалавриата» – общие вопросы по направлению

ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ по вступительному испытанию «профильная дисциплина бакалавриата» – общие вопросы по направлению
 
Для прохождения вступительного испытания поступающий должен знать:

Общие основы педагогики
История возникновения и развития педагогической науки. Объект и предмет педагогической науки. Педагогическая действительность как объект педагогики. Образование как предмет педагогической науки. Специфика и взаимосвязь объекта и предмета педагогики. Функции и задачи педагогической науки. Основные задачи педагогической науки. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками. Основные педагогические понятия, их сущность. Методология и методы педагогической науки. Развитие и формирование личности. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность», «развитие личности». Биологизаторские и социологизаторские концепции развития личности. Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание. Деятельность и активность как условия развития личности.
Теория воспитания
Воспитание: сущность, назначение, особенности. Разнообразие трактовок воспитания в педагогической науке. Историческая и социальная обусловленность процесса воспитания. Цели воспитания в разные исторические периоды развития общества. Специфика процесса воспитания, его особенности: целенаправленность, двусторонность, многофакторность, отдаленность и неопределенность результатов, длительность и непрерывность и т.д. Движущие силы и диалектика процесса воспитания. Законы, закономерности и принципы воспитания. Самовоспитание как фактор и результат развития. Содержание воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и др. Методы, средства и формы воспитательной работы. Семья как фактор воспитания.Условия эффективности семейного воспитания. Типы семейных отношений. Коллектив: методика его создания и развития. Признаки коллектива. Стадии развития коллектива.
Теория обучения
Дидактика, ее происхождение и развитие. Предмет и задачи дидактики. Основные категории дидактики. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Образование как система и процесс. Уровни и направленность (общее, профессиональное, дополнительное) образования. Основные тенденции развития системы и содержания образования. Понятие «содержание образования». Обучение: структура, основные характеристики. Сущность понятия обучения. Содержательные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства, – их взаимосвязь и взаимозависимости. Преподавание и учение как две стороны процесса обучения. Обучение как составная часть педагогического процесса. Структура процесса обучения. Целостность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения в процессе обучения. Функции и движущие силы обучения. Закономерности и принципы обучения: понятие «закономерность обучения» их классификация, учет закономерностей в процессе обучения; понятия «принципы и правила обучения». Методы обучения: классификации, педагогические возможности, критерии выбора. Понятие о методах и приемах обучения. Основные подходы к классификации методов обучения. Средства обучения. Понятие «средство обучения». Классификация средств обучения.
Урок – центральное звено классно-урочной системы обучения. Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся. Понятие «мотив», «мотивация». Классификация мотивов обучения. Мотивация и успешность обучения. Роль познавательного интереса в учебной деятельности, его развитие в обучении. Диагностика обучаемости. Методы диагностирования обучаемости. Контроль как компонент диагностики обученности. Необходимость осуществления контроля в процессе обучения. Принципы контролирования. Основные виды, формы и методы контроля.
Теория физической культуры
 
Теория физической культуры как наука и учебная дисциплина, ее значение для практики. Понятие «физическая культура», его соотношение с другими понятиями. Понятие «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физическое совершенство»; критерии физического совершенства. Понятие     «физическое     воспитание»,     «физическое     развитие»,     «физическое образование», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация». Структура  физической  культуры  как  вида  культуры,  ее  основные  функции (общие и специфические). Методы научных исследований в теории и методике физической культуры. Цель и основные задачи физического воспитания, их характеристика. Средства    физического    воспитания,    их    общая    характеристика,    состав    и особенности.
Основы теории и методики процесса обучения двигательным действиям
Понятие «метод», «методический прием», методика». Классификация методов, применяемых в физическом воспитании. Требования к выбору методов. Характеристика   методов   слова,   особенности   использования   в   физическом воспитании. Характеристика    методов    наглядности,    особенности    их    использования    в физическом воспитании. Методы   целостного  и  расчлененно-конструктивного  упражнения,  их  связь  с методами слова и демонстрации. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся. Техника физических упражнений: основа, ведущее звено, детали техники, фаза движений. Пространственные и  пространственно-временные характеристики техники движений, их педагогическое значение. Временные и динамические характеристики техники движений, их педагогическое значение. Понятие о ритме движений. Обобщенные (качественные) характеристики техники физических упражнений и их педагогическое значение. Понятие о двигательных умениях и навыках, их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков. Перенос двигательных навыков. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов. Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения, пути предупреждения и устранения ошибок.
Теоретико-методические основы физического воспитания
Принципы,  регламентирующие деятельность  по физическому воспитанию, их классификация и значение. Формы построения занятий в физическом воспитании (общая характеристикаСтруктура и содержание урока физического воспитания. Неурочные формы построения занятий. Их отличительные черты, классификация и методические особенности. Планирование работы по физическому воспитанию. Контроль и учет работы по физическому воспитанию. Физическое воспитание детей в дошкольном возрасте (задачи, формы, основное содержание). Направленность,   задачи,   формы   физического   воспитания   детей   школьного возраста. Планирование    физического    воспитания    на    учебную    четверть    в    школе (назначение, формы, требования, технология планирования). Содержание подготовки педагога к уроку. Форма конспекта урока и требования к его разработке. Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры в школе (содержание, формы и методы). Требования к оценке успеваемости.
 
Литература:
Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 543 с. - (Корифеи спорт. науки).
Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Курамшина Ю.Ф. – М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
 
б) дополнительная
 
Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры : учеб. пособие / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин ; Ленингр. гос. обл. ун-т. – СПб. : [б. и.], 1999. – 352 с.
Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. – М. : Медицина, 1991. – 287 с.
Боген, М.М.  Обучение двигательным действиям : учебное пособие / М.М. Боген. -  М. : Физкультура и спорт, 1985. - 170 с.
Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 331 с. : ил. - (Наука-спорту. Основы тренировки).
Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида физической культуры : учебное пособие / В.М. Выдрин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 2001. - 75 с.
Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры : учебное пособие / Б.В. Евстафьев ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1985. – 133 с.
Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 199 с. : ил. - (Спорт без границ).
Кузнецов, В.С. Методика обучения основным видам движений  на уроках физической культуры в школе / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с. : ил.
Курпан, Ю.И. Физкультура, формирующая осанку / Ю.И. Курпан, Е.А. Талабум. - М. : Физкультура и спорт, 1990. – 32 с. : ил.
Лях, В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000. - № 4. – С. 6-13 ; № 5. – С. 3-10.
Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. – М. : [б.и.], 1992. – 120 с.
Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана ; авт.-сост. Г.И. Погадаев ; предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии ХХI века / Ю.М. Николаев. – СПб. : [б.и.], 1998. - 217 с.
Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты : учебное пособие / Ю.М. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 2000. - 80 с.
Никольская, С.В. Технология планирования учебного материала по предмету «Физическая культура» : учеб.-метод. пособие / С.В. Никольская, О.Н. Титорова ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 2005. - 94 с.
Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека : монография / Н.И. Пономарев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 1996. - 284 с. : ил.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений : пер. с польск. / Е. Талага. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 412 с. : ил.
Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте / В.В. Фарфель. – М. : Советский спорт, 2011. – 202 с.
Физическая культура. 1-11 классы : программы для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – М. : Дрофа, 2002. – 96 с.
Физическая культура в начальных классах. – М. : Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с.
Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры : опорные схемы : учебное пособие / К.Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005. – 272 с.
журналы
 
Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал.
Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал.
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : научно-методический журнал.
Физическая культура в школе : научно-методический журнал.
 
Перечень электронных и Интернет-ресурсов
 
www.sportedu.ru(link is external)
www.infosport.ru(link is external)
http://www.livesport.ru/(link is external)
http://www.sport.ru/(link is external)
http://www.nevasport.ru/(link is external)
ActiveSport.info - первый портал активного отдыха и экстремального спорта в Петербурге http://www.activesport.info/(link is external)
Эксклюзивные новости российского и мирового спорта. РосБизнесКонсалтинг http://sport.rbc.ru/(link is external)
Спортивный портал на Рамблере http://sport.rambler.ru/(link is external)
Спортивный портал Sports.ru
Спортивный портал Казахстанаhttp://www.sports.kz/(link is external)
Спорт в Санкт-Петербурге http://www.sportspb.com/(link is external)
Информационно-спортивный портал Sportfinder http://www.sportfinder.ru/(link is external)
Новости спорта. Спортивная аналитика. http://news.sportbox.ru/(link is external)
МОСКОМСПОРТ - информационный портал о спорте http://www.mossport.ru/(link is external)
Спортивный портал на Куличиках http://sport.kulichki.net/(link is external)
Неофициальный спортивный портал Москвы http://www.sportmsk.ru/index.php(link is external)
Рецепт - спорт(link is external) - спортивно-информационный сайт социального интернет-проекта "Единая страна"
 Электронная библиотека НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург