Профильная дисциплина бакалавриата

 Вопросы по теории и методике направленности (профиля) кафедры.

  1. Физические       упражнения,       их       классификация. Многосторонность       и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  2. Техника физических упражнений: основа, ведущее звено, детали техники, фаза движений.
  3. Характеристики техники физических упражнений, их педагогическое значение.
  4. Понятие «метод», «методический прием», методика». Классификация методов, применяемых в физическом воспитании. Требования к выбору методов.
  5. Характеристика   методов   слова,   особенности   использования   в   физическом воспитании.
  6. Характеристика    методов    наглядности,    особенности    их    использования    в физическом воспитании.
  7. Методы   целостного  и  расчлененно-конструктивного  упражнения,  их  связь  с методами слова и демонстрации.
  8. Нагрузка и отдых в физическом воспитании. Компоненты дозирования нагрузки, приемы ее регулирования.
  9. Метод   равномерного   упражнения       (назначение,   методические   особенности, содержание).
  10. Метод    переменного   упражнения       (назначение,    методические    особенности, содержание).
  11. Метод    повторного    упражнения        (назначение,    методические    особенности, содержание).
  12. Метод   интервального   упражнения      (назначение,   методические   особенности, содержание).
  13. Игровой и соревновательный методы    (назначение, методические особенности, содержание).
  14. Круговая    тренировка    как    организационно-методическая    форма    занятий (назначение, методические особенности, содержание, варианты).
  15. Принципы,  регламентирующие деятельность  по физическому воспитанию, их классификация и значение.
  16. Понятие о двигательных умениях и навыках, их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков. Перенос двигательных навыков.
  17. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов.
  18. Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения, пути предупреждения и устранения ошибок.
  19. Физические способности как вид способностей человека: понятие, классификация, закономерности развития.
  20. Силовые способности, формы их проявления и методика развития.
  21. Скоростные способности, формы их проявления и методика развития.
  22. Выносливость, формы ее проявления и методика развития.
  23. Координационные способности, формы их проявления и методика развития.
  24. Гибкость, формы ее проявления и методика развития.
  25. Перенос физических способностей: понятие о переносе, его виды и значение.
  26. Формы построения занятий в физическом воспитании (общая характеристика).
  27. Урочные формы построения занятий в физическом воспитании. Их отличительные черты, классификация, назначение.
  28. Структура и содержание урока физического воспитания.
  29. Неурочные формы построения занятий. Их отличительные черты, классификация и методические особенности.
  30. Планирование работы по физическому воспитанию. Назначение, методические требования, виды, документы.
  31. Контроль и учет работы по физическому воспитанию. Назначение, виды, документы, методические требования.
  32. Понятие «спорт». Место спорта в культуре общества, его социальная функция.
  33. Понятие «подготовка спортсмена» и «спортивная тренировка».
  34. Цель, задачи и содержание спортивной тренировки.
  35. Средства спортивной тренировки. Классификация физических упражнений, применяемых в спортивной тренировке.
  36. Классификация методов спортивной тренировки. Требования к выбору методов.
  37. Основные принципы спортивной тренировки, их характеристика.
  38. Физическая подготовка спортсмена (понятие, виды, содержание).
  39. Техническая подготовка спортсмена (понятие, виды, задачи, средства, методы, содержание).
  40. Тактическая подготовка спортсмена (понятие, виды, содержание, значение, связь с другими видами подготовки).
  41. Направленное формирование личности, воспитание моральных, волевых качеств и специальная психическая подготовка спортсмена.
  42. Теоретическая  подготовка  спортсмена  (задачи,  содержание,  методы,  связь  с другими сторонами подготовки).
  43. Структура  отдельных  тренировочных  занятий  и  малых  циклов  тренировки (микроциклов).
  44. Средние циклы тренировки (мезоциклы): понятие, факторы, обусловливающие их структуру. Типы мезоциклов.
  45. Обоснование периодизации круглогодичной тренировки. Спортивная форма и фазы ее становления. Внешние условия периодизации спортивной тренировки.
  46. Контроль  в  системе  подготовки  спортсмена     (понятие,  виды,  содержание  и технология проведения).
  47. Основы теории и методики спортивного отбора.
  48. Физическое воспитание детей в дошкольном возрасте (задачи, формы, основное содержание).
  49. Направленность,   задачи,   формы   физического   воспитания   детей   школьного возраста.
  50. Планирование    физического    воспитания    на    учебную    четверть    в    школе (назначение, формы, требования, технология планирования).
  51. Содержание подготовки педагога к уроку. Форма конспекта урока и требования к его разработке.
  52. Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры в школе (содержание, формы и методы). Требования к оценке успеваемости.
  53. Физкультурно-оздоровительные  мероприятия  в  режиме учебного  дня  школы (назначение, виды и особенности каждого).
  54. Назначение и виды внеклассных занятий по физической культуре в школе.
  55. Назначение и виды внешкольной работы по физической культуре с детьми; ее связь со школьной работой.
  56. Задачи,  формы,  основное  содержание и  особенности  физической  культуры в детских оздоровительных лагерях.
  57. Физическое воспитание детей в семье (задачи, формы, основное содержание).
  58. Формы     физического     воспитания     студентов     вузов.     Их     методическая направленность.
  59. Физическое воспитание студентов в подготовительном отделении (содержание и организационно-методические особенности).
  60. Физическое воспитание студентов в отделениях спортивного совершенствования (содержание и организационно-методические особенности).
  61. Физическое   воспитание   студентов   в   специальном   отделении   (содержание   и организационно-методические особенности).
  62. Физическая    культура    трудящихся    в    зрелом    возрасте    (значение,    задачи, направленность, формы и основное содержание).
  63. Рекреативные формы физической культуры взрослого населения в условиях быта и отдыха.
  64. Особенности физической культуры в пожилом и старческом возрасте (значение, задачи, направленность, формы и основное содержание).
  65.  Психологические условия повышения эффективности педагогических воздействий.
  66. Физическая рекреация, ее цель, задачи.
  67. Характеристика основных принципов рекреационной тренировки.
  68. Характеристика основных средств физической рекреации.
  69. Рекреационная нагрузка и ее эффекты.
  70. Особенности рекреационных занятий с детьми дошкольного возраста.
  71. Особенности рекреационных занятий с детьми школьного возраста.
  72. Методики психодиагностики, используемые занимающимися самостоятельно или под руководством психолога.
  73. Закономерности и факторы психического развития.
  74. Психологическая характеристика детей раннего возраста.
  75. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста.
  76. Психологическая характеристика детей школьного возраста.
  77. Понятие «средовая адаптация». Особенности средовой адаптации в различные возрастные периоды.
  78. Психологические классификации видов спорта.
  79. Психические предстартовые состояния.
  80. Психорегуляция в процессе занятий физическими упражнениями.

рекомендуемая литература 
 
а) основная
 
Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для студ. вузов / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2011. - 340 с. : ил. - (Атланты спортивной науки).
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 543 с. - (Корифеи спорт. науки).
Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимп. лит., 2013. - 623 с. : ил. - ISBN 978-9668708-66-4.
Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Курамшина Ю.Ф. – М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
 
б) дополнительная
 
Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры : учеб. пособие / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин ; Ленингр. гос. обл. ун-т. – СПб. : [б. и.], 1999. – 352 с.
Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. – М. : Медицина, 1991. – 287 с.
Боген, М.М.  Обучение двигательным действиям : учебное пособие / М.М. Боген. -  М. : Физкультура и спорт, 1985. - 170 с.
Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 331 с. : ил. - (Наука-спорту. Основы тренировки).
Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида физической культуры : учебное пособие / В.М. Выдрин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 2001. - 75 с.
Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры : учебное пособие / Б.В. Евстафьев ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1985. – 133 с.
Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 199 с. : ил. - (Спорт без границ).
Кузнецов, В.С. Методика обучения основным видам движений  на уроках физической культуры в школе / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с. : ил.
Курпан, Ю.И. Физкультура, формирующая осанку / Ю.И. Курпан, Е.А. Талабум. - М. : Физкультура и спорт, 1990. – 32 с. : ил.
Лях, В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000. - № 4. – С. 6-13 ; № 5. – С. 3-10.
Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. – М. : [б.и.], 1992. – 120 с.
Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана ; авт.-сост. Г.И. Погадаев ; предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии ХХI века / Ю.М. Николаев. – СПб. : [б.и.], 1998. - 217 с.
Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты : учебное пособие / Ю.М. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 2000. - 80 с.
Никольская, С.В. Технология планирования учебного материала по предмету «Физическая культура» : учеб.-метод. пособие / С.В. Никольская, О.Н. Титорова ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 2005. - 94 с.
Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека : монография / Н.И. Пономарев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 1996. - 284 с. : ил.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений : пер. с польск. / Е. Талага. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 412 с. : ил.
Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте / В.В. Фарфель. – М. : Советский спорт, 2011. – 202 с.
Физическая культура. 1-11 классы : программы для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – М. : Дрофа, 2002. – 96 с.
Физическая культура в начальных классах. – М. : Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с.
Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры : опорные схемы : учебное пособие / К.Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005. – 272 с.
журналы
 
Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал.
Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал.
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : научно-методический журнал.
Физическая культура в школе : научно-методический журнал.
 
Перечень электронных и Интернет-ресурсов
 
www.sportedu.ru(link is external)
www.infosport.ru(link is external)
http://www.livesport.ru/(link is external)
http://www.sport.ru/(link is external)
http://www.nevasport.ru/(link is external)
ActiveSport.info - первый портал активного отдыха и экстремального спорта в Петербурге http://www.activesport.info/(link is external)
Эксклюзивные новости российского и мирового спорта. РосБизнесКонсалтинг http://sport.rbc.ru/(link is external)
Спортивный портал на Рамблере http://sport.rambler.ru/(link is external)
Спортивный портал Sports.ru
Спортивный портал Казахстанаhttp://www.sports.kz/(link is external)
Спорт в Санкт-Петербурге http://www.sportspb.com/(link is external)
Информационно-спортивный портал Sportfinder http://www.sportfinder.ru/(link is external)
Новости спорта. Спортивная аналитика. http://news.sportbox.ru/(link is external)
МОСКОМСПОРТ - информационный портал о спорте http://www.mossport.ru/(link is external)
Спортивный портал на Куличиках http://sport.kulichki.net/(link is external)
Неофициальный спортивный портал Москвы http://www.sportmsk.ru/index.php(link is external)
Рецепт - спорт(link is external) - спортивно-информационный сайт социального интернет-проекта "Единая страна"
 Электронная библиотека НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург