Программа вступительных испытаний проводимых Университетом самостоятельно

 

ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ на направление 49.02.02 «Адаптивная физическая культура»

Абитуриенту предлагается ответить на 2 устных вопроса. Каждый вопрос оценивается до 50 баллов по следующим критериям:
К-во балов Критерии оценки ответов абитуриента
50 дан полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятий, умении выделять его существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию абитуриента.
40-49 дан полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, показано совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы, в ответе прослеживается чёткая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочёты в определении понятий, исправленные абитуриентом самостоятельно в процессе ответа.
30-39 дан полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы, в ответе прослеживается чёткая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочёты, исправленные абитуриентом с помощью экзаменатора.
20-29 дан полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ чётко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочёты, исправленные абитуриентом с помощью «наводящих» вопросов экзаменатора.
10-19 дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ логичен, изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно.
5-9 дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений вследствие непонимания абитуриентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщённых знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
0-4 дан неполный ответ. Присутствует нелогичность изложения. Абитуриент затрудняется с доказательностью. Масса существенных ошибок в определении терминов, понятий, характеристике фактов, явлений. В ответе отсутствуют выводы. Речь неграмотна. При ответе на дополнительные вопросы абитуриент начинает осознавать существование связи между знаниями только после подсказки экзаменатора.
0 не получен ответ на поставленный вопрос.
 
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания – 30 баллов. Максимальное количество баллов, установленное для каждого вступительного испытания – 100 баллов.

 
Вступительное испытание по предмету «Физическая культура» проводится в форме собеседования.

Объемные требования к минимуму знаний выпускников полного среднего (общего) образования по предмету «Физическая культура»
 
Понятие «физическая культура». Понятие «спорт».
Физическая культура в развитии и воспитании человека, её роль в формировании здорового образа жизни.
Возникновение и развитие физической культуры.
Олимпийские игры в Древней Греции.
Современное олимпийское движение.
Развитие физической культуры и спорта в России, выдающиеся деятели и спортсмены.

Естественно-научные основы физической культуры личности
 
Понятие «физическая культура».
Понятие «физическое развитие».
Человек как биологическая система.
Влияние занятий физическими упражнениями на развитие основных систем и функций организма. Физическое развитие и физическая подготовленность как результат общего развития и воспитания. Гигиенические основы организации занятий физическими упражнениями, закаливающих процедур, питания и режима дня.
Предупреждение травм при выполнении физических упражнений.
Социально-психологические основы физической культуры личности
 Эмоциональные состояния человека и формы их проявления при занятиях физическими упражнениями и спортом.
Регуляция эмоциональных и психических состояний средствами физической культуры. 
Основы развития психофизических способностей человека и формирование здорового образа жизни
 Физические способности и их использование в жизнедеятельности человека.
Особенности выполнения двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, плавание, метание, переноска груза, лазание, передвижение на лыжах) и основных физических упражнений (гимнастика, спортивные игры, лёгкая атлетика, подвижные игры, туризм и др.).
Развитие физических качеств как одна из составляющих гармоничного развития личности и её физических способностей (силовых, скоростно-силовых, координационных, проявление выносливости).
Использование физических упражнений для формирования нормальной осанки, коррекции телосложения, организации активного отдыха, создания индивидуального стиля жизни.
Основные группы физических упражнений и видов спорта
 Гимнастика
Особенности гимнастических упражнений. Основные понятия и термины гимнастики и её спортивных видов.
Виды гимнастических упражнений в школьной программе.
Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике.
Гимнастическое оборудование.
Лёгкая атлетика
Особенности выполнения легкоатлетических упражнений.
Основные понятия и термины лёгкой атлетики.
Виды легкоатлетических упражнений в школьной программе.
Предупреждение травматизма на занятиях по лёгкой атлетике.
Плавание
Плавание как жизненно важное умение и навык.
 Основные понятия и термины плавания.
Плавание в программе по физическому воспитанию в школе.
Основные гигиенические требования к занимающимся плаванием.
Правила соревнований по плаванию.
Туризм
Туризм и краеведение в школьной программе.
Значение туризма в жизни человека.
Основные понятия и термины туризма.
Туристический инвентарь и снаряжение.
Правила гигиены, санитарии и охраны окружающей среды в походе и в повседневной жизни.
Футбол
Футбол в программе школы по физическому воспитанию. Основные понятия и термины футбола. Инвентарь, оборудование и требования, предъявляемые к месту проведения занятий. Правила соревнований по футболу. Основы судейства и жестикуляции. Организация соревнований по футболу.
Баскетбол
Баскетбол в программе школы по физическому воспитанию.
Баскетбол как средство физического воспитания.
Основные понятия и термины.
Инвентарь, оборудование и требования, предъявляемые к местам занятий, к спортивной форме одежды.
Гигиена занятий в баскетболе.
Правила соревнований по баскетболу.
Волейбол
Волейбол как средство физического воспитания.
Основные понятия и термины волейбола.
Гигиена занятий волейболом.
Правила соревнований.
Организация соревнований по волейболу. Ведущие клубы, специалисты, спортсмены.
Подвижные игры
Характеристика подвижных игр в программе школы по физическому воспитанию.
Подвижные игры как средство физического воспитания.
Основная рекомендуемая литература:
1.Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич.- изд.- М.: Просвещение, 2011.
2.Физическая культура, 8-9 класс, Лях В.И. 2014. - 260 с.: ил.-
3.Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. организаций. Базовый уровень. ФГОС / В.И. Лях. - изд.- М.: Просвещение, 2014.
4. Физическая культура, 8-9 класс, Лях В.И. 2017. - 256 с.: ил.-
5. Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. организаций. Базовый уровень. ФГОС / В.И. Лях. - изд.- М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная рекомендуемая литература:
1. Физическая культура школьника: Учеб. пособие для школьников и абитуриентов/Г.Н. Германов, М.М. Кубланов, М.Е. Злобина. – Воронеж: «Истоки», 2008. – 333с.
2. Основы теории физической культуры. 10 – 11 классы: учеб. пособие [Ф.И. Собянин и др.] ; Под общ. ред.Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 151 с.: ил. –
3. С.П. Евсеев, Г.М. Поликарпова, М.В. Прохорова. Проведение олимпийских уроков в школе: Учебное пособие / Под общей редакцией В.У. Агеевца // СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1995. 72 с.
4. Твой Олимпийский учебник: учеб. Пособие / А.Т. Константинов, В.В. Столбов, С.А. Иванов, В.С. Родиченко, Л.Б. Кофман, В.И. Столяров. – М. : Советский спорт, 2014. – 224.