Русский язык

Объёмные требования

1. Речевые нормы
Орфоэпические нормы (нормы ударения и произношения)
Ударение в именах существительных, ударение в именах прилагательных, ударение в глаголах и причастиях, ударение в наречиях. Произношение гласных звуков, произношение согласных звуков.
Морфологические нормы
Употребление имён существительных: формы склонения, род имён существительных. Употребление имен прилагательных: употребление кратких форм, употребление степеней равнения прилагательных и наречий. Употребление имён числительных: формы склонения, употребление собирательных числительных. Употребление глаголов: образование форм глаголов, видо-временная соотнесённость глаголов. Употребление причастий. Употребление деепричастий. Употребление наречий.
Синтаксически нормы
Нормы управления, предложное управление, употребление дополнений с предлогами, управление при однородных членах предложения.
Употребление предложений с однородными членами: грамматическое оформление однородных членов, употребление двойных союзов при однородных членах, логические ошибки в употреблении однородных членов предложения, обобщающее слово. Употребление причастных оборотов. Употребление деепричастных оборотов.
Лексические нормы
Смысловая точность речи. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Смешение паронимов. Лексическая сочетаемость. Употребление фразеологизмов.
Стилистические нормы
Неоправданное употребление иностилевой лексики, смешение лексики различных исторических эпох, нарушение порядка слов, неоправданные повторы слов.

2. Орфография
Гласные и согласные в корне
Проверяемые гласные в корне. Непроверяемые гласные в корне. Проверяемые согласные в корне. Непроверяемые согласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Буквы Ы и И после приставок.
Гласные и согласные в приставках
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- . Гласные в приставках НЕ- и НИ- в неопределённых и отрицательных местоимениях, местоименных отрицательных наречиях. Согласные на конце приставок. 
Гласные и согласные в суффиксах
Гласные в суффиксах -ЕК-, -ИК- существительных. Суффиксы –К-, -СК- прилагательных. –Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных. –Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях. –Н- и –НН- в кратких прилагательных и причастиях. Отличие кратких прилагательных от кратких причастий. –Н- и –НН- в наречиях на –О (-Е) и существительных. Гласные в суффиксах прилагательных. Гласные в безударных окончаниях глаголов I и II спряжения. Гласные в суффиксах причастий.
Гласные в окончаниях.
Буквы –Е и –И в падежных окончаниях существительных.
Гласные после шипящих и Ц
Буквы О или Ё после шипящих под ударением. Буквы И или Ы после Ц.
Буквы Ъ и Ь
Разделительные Ъ и Ь. Мягкий знак в разных частях речи. Отсутствие Ь в разных частях речи.
Слитное раздельное и дефисное написание слов
Слитное и раздельное написание слов  с НЕ. Различение НЕ и НИ. Различение ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ, ЗА ТО. Слитное или раздельное написание производных предлогов. Слитное или раздельное написание наречий.

3. Пунктуация
Члены предложения
Простое предложение
Тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуация при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.
Обособление определений.
Согласованные определения. Обособления согласованных определений. Несогласованные определения. Обособление несогласованных определений. Пунктуация при обособленных приложениях.
Обособление обстоятельств и дополнений
Запятые при уточняющих членах предложения. Запятые при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при обращении
Вводные слова и словосочетания
Знаки препинания при вводных словах и обращениях. Знаки препинания при вводных предложениях.
Сложносочиненное предложение
Сочинительные союзы. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение
Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Запятая на стыке союзов
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при цитатах. Знаки препинания при разговоре, реплике.

4. Средства выразительности
Парцелляция. Градация. Анафора. Эпифора. Синтаксический параллелизм.       Лексические средства выразительности. Фразеологизмы. Паронимы

5. Написание сочинения (эссе)
Формулирование проблемы в соответствии с предложенной темой,  обоснование своей позиции. Языковые средства выразительности.
 
Рекомендуемая литература

  1. Амелина, Е.В. Русский язык в таблицах и схемах / Е.В. Амелина. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 220 c.
  2.  Балуш, Т.В. Русский язык в таблицах: Пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену / Т.В. Балуш. — Мн.: ТетраСистемс, 2012. — 240 c.
  3. Нарушевич, А.Г. Русский язык: Сочинение на ЕГЭ: Формулировки, аргументы, комментарии: Пособие для учащихся общеобр. учреждений / А.Г. Нарушевич. — М.: Просв., 2012. 160 c.
  4. Гостева, Ю.Н. ЕГЭ 2013. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ / Ю.Н. Гостева, В.В. Львов. — М.: Экзамен, 2013. — 136 c.
  5. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. Учеб. Для филол.спец.высших учебных заведений / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др… — М.: Альянс, 2016. — 928 c.
  6. Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: Учебное пособие / Н.С. Болотнова. — М.: Флинта, Наука, 2016. — 224 c.
  7. Бондаренко, Т.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Т.А. Бондаренко, О.Г. Демченко. — М.: Омега-Л, 2013. — 159 c.
  8. Валгина, Н.С Современный русский язык. Синтаксис. 4-е изд. / Н.С Валгина. — М.: Высшая школа, 2003. — 416 c.
  9. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 380 c.
  10. Голуб, И.Б. Русский язык и практическая стилистика 2-е изд. справочник / И.Б. Голуб. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 459 c.
  11. Никулина, М.Ю. Русский язык. Все правила: Орфография. Пунктуация. Словарь. Контрольные и проверочные работы / М.Ю. Никулина. — М.: Экзамен, 2013. — 253 c.
  12. Рогачева, Е.Н. Русский язык: синтаксис и пунктуация: второй уровень владения языком: Учебное пособие. 2-е изд., стер / Е.Н. Рогачева, О.А. Фролова, Е.А. Лазуткина. — М.: Флинта, 2016. — 136 c.