СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА - устно - письменный

Объемные требования к вступительным испытаниям в аспирантуру
По группе научных специальностей 5.4. Социология
Шифр и наименование научной специальности: 5.4.6. Социология культуры

 

  1. Habitus, практики и структуры (П. Бурдье).
  2. Смысл и функции культуры.
  3. Культурные универсалии.
  4. Агрессия и ее нейтрализация: социум, культура, воспитание,
  5. Культурологическая концепция Карла Ясперса.
  6. Содержание понятий «масса», «элита», «поколение», «субкультура» в социологии культуры.
  7. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
  8. Межкультурная коммуникация.
  9. Соотношение понятий культуры и цивилизации в истории европейской мысли.
  10. Глобализация культуры и геополитические процессы современности.
  11. Мифологическое мышление в культуре.
  12. Социализация. Понятие, механизмы, этапы.
  13. Городские субкультуры.
  14. Социальная направленность творчества.
  15. Мифологическое мышление и синкретизм в современной общественной жизни.
  16. Городской образ жизни и культура.
  17. Культура как механизм создания текстов.
  18. Мода как социальный феномен (основные подходы, игра и ритуал, функции моды).
  19. Гражданское общество в цивилизации Запада и Востока.
  20. Социология культуры как наука.
  21. Роль культуры в цивилизационном развитии.
  22. Европоцентризм и теории локальных цивилизаций.
  23. Становление и кризис научного позитивизма.
  24. Общество как социокультурная система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  25. Зарождение культуры и общества. Особенности первобытной культуры.
  26. Понятие коммуникативного пространства культуры.
  27. Особенности модернизации России и её место в мировом сообществе.
  28. Значение преемственности воспитания для стабильности общества.
  29. ПК, Интернет и их влияние на современное общество и культуру.
  30. Сущность социокультурного пространства.
  31. Индивидуальная и групповая идентификация к новой культурной среде.
  32. Понятие аккультурации. Типы аккультурации.
  33. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
  34. Интернет как средство массовой информации.
  35. Понятие культуры. (Группы определений.)
  36. Теория культурно исторических типов О. Шпенглера.
  37. Категория игры в социологии культуры (основные подходы, игра и
  38. Публика, толпа, масса и мнение.
  39. Теория социального действия и идеального типа М. Вебера.
  40. Классификация, этапы развития, усвоения новых культурных моделей и образцов.
  41. Региональная культурная политика в условиях модернизации России.
  42. Формационная концепция культуры К. Маркса.
  43. Концепция развития культуры А. Тойнби. «Вызов» и «Ответ».
  44. Реклама как социокультурный феномен.
  45. Ценности и нормы как компоненты культуры.
  46. Культура и образование.
  47. Религия как социокультурное явление.
  48. Циклический подход в изучении социальной динамики (П. Сорокин).
  49. Культура и развитие.
  50. Семиотическое понимание культуры.
  51. Цикличные и линейные модели развития культуры и цивилизации.
  52. Культура и формы человеческого сознания.
  53. Роль средств массовой информации в современном обществе.
  54. Экстримизм и экстремальное поведение в обществе и культуре.
  55. Культура как объект социологического исследования.
  56. Сущность и основные черты цивилизации.
  57. Элитарная и массовая культура: конфликт и взаимодействие.
  58. Культура как фактор социальных изменений.
  59. Системные кризисы культурно-цивилизационных систем.
  60. Элитарная и народная культура: роль в социуме.

 
Основная литература
1.         Алакшин А.Э. Смысл мировой культуры [Электронный ресурс]/ Алакшин А.Э.- Электрон. текстовые данные. - СПб.: Петрополис, 2012. - 238 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20340.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
2.         Бычков В.В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Электронный ресурс]: монография/ Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2012.— 840 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7258.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3.         Дугин, А.Г. Социология русского общества: Россия между Хаосом и Логосом / А.Г. Дугин. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2011. - 592 с. - (Технологии социологии). - Библиогр.: с. 540-564. - ISBN 978-5-8291-1270-7|978-5-98426-102-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137464 (03.12.2015).
4.         Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура (работы разных лет) [Электронный ресурс]/ Лисеев И.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт философии РАН, 2011.— 315 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18755.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1.         Вебер, Ал. Идеи к проблемам социологии государства и культуры / Ал. Вебер. - М. : Директ-Медиа, 2007. - 340 с. - ISBN 978-5-94865-985-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36071 (04.12.2015).
2.         Закревская, Н.Г.   Интеллектуальный потенциал научного сообщества в университетах физической культуры : моногр. / Н. Г. Закревская ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б. и.], 2009. - 158 с. : ил. - Библиогр.: с. 147-158.
3.         Здравомыслов, А.Г. Поле социологии в современном мире / А.Г. Здравомыслов ; под ред. Н.И. Лапин. - М. : Логос, 2010. - 408 с. - ISBN 978-5-98704-466-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84932
4.         Межуев В.М. Идея культуры [Электронный ресурс]: очерки по философии культуры/ Межуев В.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2006.— 408 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21504.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5.         Моль, А.А. Социодинамика культуры / А.А. Моль. - М. : Директ-Медиа, 2007. - 787 с. - ISBN 978-5-94865-219-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36138 (04.12.2015).
6.           Общество знания: от идеи к практике : монография : [в 3 ч.]. Ч.1. Основные контуры концепции общества знания / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Скифия-принт, 2008. - 247 с. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-98620-048-4.
7.         Российская повседневность в условиях кризиса : [монография] / Ин-т социологии РАН; под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. - М. : Альфа-М, 2009. - 270 с. - ISBN 978-5-98281-193-6.
8.         Таран, И.И.   Гендерная социализация дошкольников [Текст] : монография / И. И. Таран ; Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации ; Великолукская государственная академия физической культуры и спорта. - Великие Луки : [б. и.], 2013. - 158, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 139-148. - ISBN 978-5-350-00279-9
9.         Тихонова, Н.Е.   Средний класс: теория и реальность : [монография] / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева ; Ин-т социологии РАН. - М. : АЛЬФА-М, 2009. - 319 с. - ISBN 978-5-98281-182-0
10.       Хренов, Н.А. Избранные работы по культурологии: Культура и империя / Н.А. Хренов ; Научная ассоциация исследователей культуры, Научное объединение «Высшая школа культурологии». - М. : Согласие : Артём, 2014. - 528 с. - (Академическая библиотека российской культурологии). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-906613-01-1; 978-5-906709-01-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252988 (04.12.2015).
11.       Традиции и инновации российского высшего образования в сфере физической культуры. Опыт транскультурного ориентирования : монография / Е. В. Утишева [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург ; под ред. Е.В. Утишевой, Н. Г. Закревской. - СПб.: Стратегия будущего , 2011. – 274 с. 
                                                           ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
•          Alma mater» (Вестник высшей школы) http://www.almavest.ru/
•          Вестник образования  http://vestnikedu.ru/
•          Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН) http://www.inion.ru/
•          Институт социологии РАН http://www.isras.ru/
•          Институт философии Российской академии наук http://iph.ras.ru/
•          КиберЛенинка http://cyberleninka.ru/
•          Молодой ученый http://www.moluch.ru/
•          Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru
•          Научный портал «Теория ру» : http://teoriya.ru
•          Педагогика высшей школы и профессионального образования http://www.pedagogy-of-high-school.ingnpublishing.com/
•          Российская академия наук  http://www.ras.ru/
•          Российская Академия образования  http://rusacademedu.ru/
•          Современные исследования социальных проблем http://journal-s.org/index.php/sisp/index
•          Социологические исследования  http://www.isras.ru/socis.html
•          Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru
Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ
•          Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта http://lesgaft-notes.spb.ru/
•          Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) http://fano.gov.ru/ru/
•          Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
•          Федеральный образовательный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
•          Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
•          Электронная библиотека РГБ http://elibrary.rsl.ru
•          Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/
•          Электронно-библиотечная система Университетская библиотека On-line http://biblioclub.ru/
 
ГЛОССАРИЙ
1.         Адекватность – точность, правильность, соответствие знания предмету исследований.
2.         Аксиология – философская теория, изучающая ценностное содержание культуры. В более общем понимании – теория ценностей.
3.         Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи. Достоинством алфавитного письма является небольшое количество и простота написания знаков (воспроизведение их доступно даже не обладающему художественными способностями человеку), а недостатком остаётся несоответствие количества используемых знаков количеству звуков данного языка.
4.         Анализ - выделение отдельного свойства предмета исследований из круга остальных свойств с целью изучения его специфики. См. синтез.
5.         Антропологический подход - взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы.
6.         Антропоморфизм – представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются связанным с человеком.
7.         Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания.
8.         Анимизм (лат anima - душа) - система представлений о наличии независимого начала - души – у человека, животных, растений и предметов.
9.         Артефакт – искусственно созданный объект.
10.       Аскетизм – моральный и религиозный принцип, требующий воздержания от жизненных благ, удовольствий, ухода от мира.
11.       Ассимиляция – культурное поглощение одним народом другого, в ходе которого происходит полная культурная переориентация "поглощаемого" народа.
12.       Воля – способность к выбору свободы, общественной позиции, к рациональному самоограничению, к усилиям по определению и достижению цели.
13.       Воображение – создание образа мира или отдельных его элементов, никогда не воспринимавшихся в опыте. Как важнейший архетип разума, воображение всегда включено в ситуацию человеческой или общественной жизни и позволяет проектировать способы ее преодоления. Вне ситуации воображение становится фантазией и выступает истоком новых культурных явлений.
14.       Гуманизм - воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
15.       Гуманизм (возрожденческий) – специфическое мировоззрение, ориентированное на приоритет исследования сфер бытия, так или иначе связанных с человеком.
16.       Деятельность – познавательная и преобразовательная активность человека, которая целенаправленна, предметна, социальна, осуществляется в соответствии с материалом, обладает средствами и выражает сущность человека как творца ценностей из материала природы.
17.       Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, которые указывают на другой предмет, событие или действие (Дорожный знак.)
18.       Зооморфизм - представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются или ассоциируются с образами животных.
19.       Идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул общественного развития. Желаемый образ максимального совершенства в этике.
20.       Идеографическое письмо (иероглифика) - способ письма, в котором рисунки приобретают более упрощённый и схематический вид и, в отличе от всех предыдущих видов (предметного и рисуночного письма), приобретают способность передавать фонетические и грамматические особенности применяющего данное письмо языка
21.       Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой.
22.       Имманентный – внутренне необходимый.
23.       Индивидуация – принцип, означающий, что каждый человек в жизни выступает, прежде всего, как индивидуальное, самобытное существо, а любое явление его жизненного мира перед ним предстает как конкретное, единичное явление.
24.       Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционным способам жизни.
25.       Интерпретация - описание и объяснение нового факта средствами определенной теории (или небольшой группы взаимно непротиворечивых теорий).
26.       Интерсубъективность – структура индивидуальной субъективности человека, откликающаяся на субъективность других людей.
27.       Иррациональное – выходящее за пределы человеческого разума, но переживаемое человеком как реальность.
28.       Истина - адекватное отражение действительности.
29.       Картина мира - обусловленная культурой совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения.
30.       Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.
31.       Классификация – система однопорядковых понятий, полученных в результате анализа предмета по одному признаку.
32.       Консерватизм - духовная установка, характеризующаяся нацеленностью на сохранение и восстановление прежних порядков, традиций, образов мысли.
33.       Культура – мера человеческого в человеке; способ и форма человеческой деятельности; совокупность явлений действительности, выступающих для человека ценностями; совокупность социальных институтов и ментальных структур, обусловливающих ценностное содержание человеческого мира. Ценностное отношение человека к миру. Мир ценностей, способ их создания, присвоения и изменения.
34.       Культурная идентификация – определение человеком самого себя как принадлежащего определенной культурной традиции.
35.       Культурная константа – событие или явление, отношение к которому с необходимостью будет возникать в любую эпоху в любой культуре
36.       Культурный контекст – совокупность представлений данного общества о себе и своём отношении к кружающему миру, в которую погружено сознание каждого отдельного человека. Принадлежащего к данной культуре.
37.       Культурно-исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю.
38.       Локальная культура – социальная культура, рассмотренная с точки зрения ее природно-географической, исторической и национально-психологической определенности.
39.       Любопытство – интеллектуальное переживание ситуации, "увлеченность" необычайностью, бескорыстная заинтересованность в познании того, что выходит за пределы жизненного мира.
40.       Массовая культура – культура, ориентированная на ценности большинства членов общества.
41.       Метакультура – сообщество культур, которое имеет надэтнический характер и объединяет разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В качестве такого общего параметра может выступать общность языка, общность природных условий и в особенности общность религиозная.
42.       Метод – направленная на решение проблемы и исследование предмета упорядоченность шагов познания, эффективность которой доказана.
43.       Мировоззрение – культурное отношение к миру, складывающееся на основе философской картины мира и проявляющееся в представлении о ценностях, смыслах и значениях для человека проявлений мировой реальности. Комплекс представлений человека о себе и мире, которые ограничены теми или иными желаниями, ценностями, стремлениями и идеалами человека.
44.       Миф – образ или утверждение, не подтвержденное научно и аргументированное высшим по отношению к человеку авторитетом, принимаемое на веру. Существуют мифы древние и современные, сакральные, политические, экономические и др. Признак мифа – убеждение, что дело обстоит именно так, потому что об этом знают все!..
45.       Обряд и ритуал – Форма культуры, проявление цивилизации. Порядок действий, в которых совершаются, закрепляются и проявляются традиция и обычай.
46.       Объект - то, что субъект различает, это представление о жизненном мире субъекта как о материале для производства ценностей в ходе познания, преобразующей деятельности и присвоения.
47.       Обычай – форма деятельности, лежащая в основе повседневного поведения социальных групп.
48.       Отчуждение – осознание субъектом своего отличия от явлений мира и противопоставленности им.
49.       Парадигма - образец, предписывающий нормативы познания или практики. Социокультурная парадигма – сущностный эталон, образец, норматив культуры. Массовое, общекультурное архетипическое представление об основных качествах человека, мира и их взаимоотношений.
50.       Потенциальное – существующее как возможность своего осуществления.
51.       Прагматизм – этический принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу.
52.       Предмет – данное в опыте явление действительности, на которое направлено познание.
53.       Предметное письмо – возникшее ещё в первобытном обществе использование предметов с целью передачи сообщений (к примеру, кипу – узелковое письмо, применявшееся в обществе инков).
54.       Постиндустриальный тип культуры – сложившийся во второй половине ХХ в. способ культурной деятельности, определяющийся научно – технической революцией, то есть развёрнутым переходом от механизации к широкой автоматизации труда. В постиндустриальной цивилизации возникают новые виды производственной деятельности, а производительность труда возрастает настолько. Что постиндустриальное общество становится "обществом изобилия", где главным объектом деятельности людей становится информация.
55.       Проблема - очевидное незнание, вызывающее познавательный интерес.
56.       Разум (новоевропейского типа) - мышление рационально упорядоченное, операционализированное, проблемное, предметное, методичное, способное к построению гипотез и служащее для познания объекта с целью определения эффективной жизненной стратегии в отношении к объекту. Разум обеспечивает познание объектов, не данных в органах чувств, хотя и требует при этом их редукции к чувственному опыту. При осуществлении редукции разум становится рассудком.
57.       Рассудок – логическая форма познающего разума.
58.       Рефлексия - обращение мышления к собственным всеобщим основаниям и предпосылкам.
59.       Рисуночное письмо (пиктография) – передача сообщений посредством отдельного рисунка или целого ряда рисунков
60.       Ритуал – образцовое действие, которое воспроизводится и передаётся из поколения к поколению, с целью закрепления постоянства приобретаемой от этого действия пользы.
61.       Свобода (новоевропейского типа) - самообусловленность субъекта и обладание им необходимыми условиями жизни, возможность самостоятельного выбора и принятия решений.
62.       Силлабическое (слоговое) письмо – система письменности, в которой каждому знаку соответствует определённый слог использующего данную письменность языка. В отличие от иероглифики, силлабическое письмо определяется меньшим количеством (до 500) и более упрощённым написанием отдельных знаков.
63.       Символ – форма ценности, знак, чье значение зависит от субъективного представления и обусловлено культурной интерпретацией.
64.       Синкретизм (от греч. syncretis) - отличительная черта первобытной культуры и мышления, выражающаяся в нерасчлененности, недифференцированности их форм, слитность искусства, мифологии, религии.
65.       Смысл – обусловленное культурой содержание любого знака или явления, указывающее на его значение для человека. Смысл жизни – предназначенность человека и то, какою должна быть его жизнь. Смысл явления – его значение для человека и его должная форма.
66.       Социализация – процесс усвоения человеком норм и ценностей общественной культуры через образование, воспитание и общение.
67.       Социокультурная парадигма - массово распространенное представление о человеке, мире и способах жизни человека в мире.
68.       Статическое – не изменяющееся во времени, зафиксированное раз и навсегда.
69.       Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое представление о каком - либо культурном явлении или подразделении (поведении, способе мышления и восприятия).
70.       Субкультура – культура отдельных социальных групп как субъектов и элементов пространства общей культуры.
71.       Творчество - способность к созданию новых ценностей, таких, какие могли появиться только через посредство субъективного разума и активности.
72.       Технология - сумма знаний о способах производства ценностей вместе с материальными и институциональными средствами их производства.
73.       Тоталитарный – подчиненный единой вертикали власти, в рамках подобного стиля мышления полностью отрицается ценность субъективного, индивидуального.
74.       Тотемизм – вера в животных-прородителей.
75.       Традиция - процесс передачи социокультурного опыта от поколения к поколению. Это - субъективно усвоенные нормы, воспринимающиеся человеком как естественные и лично осмысленные.
76.       Традиционный тип культуры – способ культурной деятельности, опирающийся на ручной труд и технику. Главным местом приложения производственной деятельности людей при таком типе культуры является природа, а в качестве ведущих - выделяются добывающие способы хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, земледелие). Это культура ориентированная на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей.
77.       Утилитаризм – воззрение, согласно которому целью человеческих поступков всегда должно быть стремление извлекать из всего выгоду, пользу. Этический принцип, согласно которому этичным является все, что служит увеличению общественного блага.
78.       Фантазия – воображение, выходящее за пределы ситуации, источник новых культурных явлений. В крайних случаях может принимать форму бессодержательного фантазирования.
79.       Фетишизм - представления приписывающие вещам необычные для них, сверхъестественные свойства.
80.       Философствование – Размышление человека о месте в жизни и в мире, о собственном смысле и предназначении. Обладает культуротворческим потенциалом.
81.       Феномен - явление мира, постигаемое с помощью чувств.
82.       Ценность – Интенция, объективация человеческой сущности. Соответствие человеческой сущности всеобщей природе человека, представление человека или общества о том, что имеет для них значение и смысл. В этике - соотношение объекта, процесса или явления с характеристикой "добро" или "зло".
83.       Цивилизация – социокультурные системы, различные типы обществ, возникающих в истории человечества. Важнейшим признаком цивилизации является наличие города. В культурологи может быть как синонимом понятия "культура" (А.Тойнби) или его антагонистом (О. Шпенглер)
84.       Элита – социальная группа, занимающая высшее положение в социальной иерархии. Элиты могут быть экономические, политические, интеллектуальные, нравственные. Элита противоположна массе – всем остальным социальным группам. Элитарная культура – наиболее высоко развитая, выступающая образцом культурного поведения в своей сфере.
85.       "Эпохе" – принципиальный отказ в исследовании от любых суждений и утверждений, опирающихся на внешний опыт.
86.       Язык - важнейшая из знаковых систем, образующая основу всей культуры использующего её народа, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, передачу и хранение информации и т.п. Язык как естественное явление есть открытая система, способная развиваться и изменяться.