СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА - устно - письменный

Объемные требования к вступительным испытаниям в аспирантуру
По группе научных специальностей 5.8. Педагогика
Шифр и наименование научной специальности: 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

 

  1. История развития оздоровительной физической культуры.
  2. Концепции и терминологии оздоровительной физической культуры.
  3. История развития адаптивной физической культуры.
  4. Концепции и терминологии адаптивной физической культуры, их отличие от физической культуры.
  5. Технологии оздоровления человека с помощью целенаправленных средств двигательной активности.
  6. Технологии оздоровления человека с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с помощью целенаправленных средств двигательной активности.
  7. Профили и содержание подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры (уровень бакалавриата).
  8. Профили и содержание подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры (уровень магистратуры).
  9. Классификация основных видов оздоровительной физической культуры.
  10. Краткая характеристика основных видов оздоровительной физической культуры.
  11. Классификация основных видов адаптивной физической культуры.
  12. Краткая характеристика основных видов адаптивной физической культуры.
  13. Содержание, направленность, методы, методики и технологии оздоровления человека с помощью целенаправленного использования средств двигательной активности.
  14. Содержание, направленность, методы, методики и технологии, оздоровления человека с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с помощью целенаправленного использования средств двигательной активности.
  15. Реализация физкультурно-оздоровительных технологий в различные возрастные периоды повседневной жизни и деятельности человека.
  16. Реализация основных видов адаптивной физической культуры в различные возрастные периоды повседневной жизни и деятельности человека с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  17. Профилактика профессиональных и иных наиболее распространённых заболеваний, методы и методики восстановления здоровья с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов.
  18. Профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов у лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  19. Физкультурно-оздоровительные технологии, методы и методики двигательной активности студентов средних профессиональных и высших образовательных организаций, занимающихся физическими упражнениями в составе основных и подготовительных групп.
  20. Физкультурно-оздоровительные технологии, методы и методики двигательной активности студентов средних профессиональных и высших образовательных организаций, занимающихся физическими упражнениями в составе специальных медицинских групп.
  21. Методы и методики укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов.
  22. Методы и методики укрепления здоровья и закаливания организма студентов высших и средних профессиональных образовательных организаций с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов.
  23. Методы закаливания организма детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ, относящихся к специальным медицинским группам, с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов.
  24. Методы закаливания организма студентов высших и средних профессиональных образовательных организаций, относящихся к специальным медицинским группам, с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов.
  25. Оздоровительно-рекреационная и физкультурно-оздоровительная деятельность с использованием соревновательного метода.
  26. Технологии адаптивного физического воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  27. Виды и технологии адаптивного спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп.
  28. Спортивно-функциональная классификация лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, как важнейшая составляющая адаптивного спорта.
  29. Организация адаптивного спорта Российской Федерации.
  30. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе.
  31. Антидопинговое обеспечение адаптивного спорта.
  32. Двигательная рекреация, интегрированные программы, объединяющие креативные (телесно-ориентированные) виды адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
  33. Экстремальные виды адаптивной физической культуры для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.  
  34. Экстремальные виды адаптивной физической культуры в работе с лицами с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра.
  35. Экстремальные виды адаптивной физической культуры в работе с лицами, имеющими сенсорные нарушения (зрение и слух).
  36. Адаптивная физическая реабилитация, физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психического и социального здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  37. Роль и место адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
  38. Адаптированные образовательные программы по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  39. Национальные физкультурно-спортивные технологии в оздоровительной физической культуре.
  40. Национальные физкультурно-спортивные технологии в адаптивной физической культуре.
  41. Технологии обучения двигательным действиям лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  42. Формирование ориентировочной основы действия и входящих в нее основных опорных точек для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  43. Технологии восстановления нарушенных или временно утраченных двигательных функций человека средствами адаптивной физической культуры.
  44. Технологии коррекции физического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  45. Технологии коррекции психического развития, самореализации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  46. Понятие и технологии инклюзивных занятий в процессе адаптивного физического воспитания.
  47. Инклюзивные занятия в системе адаптивного спорта.
  48. Инклюзивные занятия в системе адаптивной двигательной рекреации.
  49. Пространство научных проблем адаптивной физической культуры.
  50. Основные подходы к определению нормативов и требований к физической подготовленности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
  51. Основные группы занимающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, для которых разработаны отдельные нормы и требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
  52. Региональные особенности содержания и организации адаптивного физического воспитания.
  53. Краткая характеристика и история спорта слепых.
  54. Краткая характеристика и история спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
  55. Краткая характеристика и история спорта лиц с интеллектуальными нарушениями.
  56. Краткая характеристика и история спорта глухих.
  57. Паралимпийское движение как основа адаптивного спорта в мировой практике.
  58. Специальное Олимпийское движение как модель адаптивного спорта по упрощенным правилам.
  59. Характеристика основных средств и методов оздоровительной физической культуры.
  60. Характеристика основных средств и методов адаптивной физической культуры.

 
 
 
 
 
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
1. Аксенов, А. В. Адаптивный спорт : инклюзивные и интеграционные процессы / Методические рекомендации. М. : ФЦПСР, 2021. – 41 С.
2. Ашмарин Б.А., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: ЛГОУ, 1999. – 352с.
3. Баряев, А. А. Адаптивный спорт : спорт слепых / Методические рекомендации. М. : ФЦПСР,2021. – 54 С.
4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1986.
5. Брискин, Ю. А. Адаптивный спорт [Текст] / Ю.А. Брискин, С. П. Евсеев, А. В. Передерий. – М. : Советский спорт, 2010. – 316 с. : ил.
6. Визитий Н.Н. Физическая культура личности. – Кишинев: ШТИИНца, 1989. – 169с.
7. Вилинский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. – М.: ФиС, 1992
8. Виноградов Г.П. Теория и методика рекреативных занятий. – СПб., 1997. – 233с.
9. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учебное пособие. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2001. – 76с.
10. Выдрин В.М. Теория и методика физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие. – Л.: ГДОИФК, 1988. – С.45. 8
11. Ворошин, И. Н. Адаптивный спорт в Российской Федерации: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата / Методические рекомендации. М. : ФЦПСР, 2021. – 57 С.
12. Дмитриев С.В. Дидактические основы ценностно-смыслового и биомеханического моделирования двигательных действий спортсмена. – Н.Новгород, 1995. – 150с. 
13. Евсеев, С. П. Адаптивный спорт. Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. – ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2011. – С. 517-539.
14. Евстафьев В.В. Анализ основных понятий теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам. – Л.: ВИФК, 1985. – 133с.
15. Евсеев, С. П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями : состояние и перспективы развития / Адаптивная физическая культура. – 2012. - №2 (50). – С. 2-11.
16. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения / Учебное пособие. М. : Советский спорт. 2014. – 298 с.
17. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев. – М. : Спорт, 2016. – 616 с. : ил.
18. Евсеев, С. П. Честный спорт и основные направления совершенствования его антидопингового обеспечения / Адаптивная физическая культура. – 2019. - №1 (77). – С. 1-3.
19. Евсеев, С. П. Косвенная и прямая дискриминация в адаптивном спорте: пути преодоления / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, Н. Н. Аксенова / Адаптивная физическая культура. – 2019. - №3 (79). – С. 1-3.
20. Евсеев С. П. Неточности в терминологии как фактор, приводящий к дискриминации в адаптивном спорте / Адаптивная физическая культура. – 2020. - №3 (83). – С. 1.
21. Евсеев, С. П. Адаптивный спорт (правовые, организационные и методические основы) / Методические рекомендации. М. : ФЦПСР, 2021. – 46 С.
22. Евсеев, С. П. Адаптивный спорт : спорт лиц с интеллектуальными нарушениями / Методические рекомендации. М. : ФЦПСР, 2021. – 43.
23. Евсеев, С. П. Адаптивный спорт: настольная книга тренера / М. : ООО «Принлето», 2021. – 600 с. : ил.
24. Евсеев, С. П., Евсеева, О. Э. Новые горизонты развития адаптивного спорта в России / Адаптивная физическая культура. 2014. - №2 (58). - С. 2-7.
25. Курамшин Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализ: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 148с.
26. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦИФК, 1992. – 120с.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – 543с.
28. Очерки по теории физической культуры / сост. и общ. ред. Матвеев Л.П. – М.: ФиС, 1984. – 248с.
29. Махов, А. С., Степанова, О. Н. Критерии эффективности функционирования системы адаптивного спорта в Российской Федерации / Адаптивная физическая культура. 2012. -  №3 (51). – С. 31-32.
30. Мутко, В. Л. Специальное Олимпийское движение в Санкт-Петербурге и перспективы его развития / Адаптивная физическая культура. 2000. -  №3-4. – С. 2-5.
31. Переверзин. Н. Н. Искусство спортивного менеджмента. М. : Советский спорт, - 416 с.
32. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 584с.
33. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1996. – 284с.
34. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. – М.: ФиС, 1976, Т.1. – 304с.
35. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. – М.: ФиС, 1976, Т.2. – 304с.
36. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советсткий спорт, 2003. – 464с.
37. Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф.Курамшина, Н.И.Пономарева, В.И.Григорьева. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 254с.