Кафедра физиологии

49.04.01 «Физическая культура»
Направленность (профиль): «Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта»;  «Комплексное научное обеспечение спортивной подготовки» 
Факультет здоровья и реабилитологии
Кафедра физиологии

ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В МАГИСТРАТУРУ
 

 

  1. Физиологические   основы   адаптации   к   физическим нагрузкам.   Стадии   адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Функциональная система адаптации.
  2. Изменение функционирования органов и систем организма при выполнении физической нагрузки.
  3. Физиологические механизмы формирования адаптационных сдвигов в организме. Особенности физиологической адаптации в различном возрасте.
  4. Физиологическая характеристика работы субмаксимальной и большой мощности.
  5. Физиологическая характеристика работы умеренной и переменной мощности.
  6. Физиологическая характеристика работы максимальной мощности и статической
    работы.
  7. Физическая работоспособность спортсмена. Ее прямые и косвенные показатели иметоды тестирования.
  8. Физиологические механизмы развития тренированности. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных нагрузках.
  9. Особенности реакций на физические нагрузки вегетативных систем организма людей
    зрелого и пожилого возраста. Влияние физических нагрузок на их функциональное
    состояние, работоспособность и сохранение здоровья.
  10. Адаптация вегетативных систем организма детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Влияние спортивной тренировки на развитие
    функций организма, его работоспособности и устойчивости к заболеваниям.
  11. Физическое   качество   сила,  формы   ее   проявления   и   возрастные   особенности. Физиологические механизмы развитии и функциональные резервы мышечной силы.
  12. Физическое качество быстрота, формы ее проявления и возрастные особенности.
    Физиологические закономерности и   механизмы   развития   физического   качества быстроты.
  13. Физиологические   закономерности, формы   проявления   и   механизмы   развития выносливости.
  14. Физическая работоспособность спортсменов в условиях воздействия низких и высоких температур и высокой влажности.
  15. Физическая работоспособность спортсменов в условиях пониженного атмосферного давления.
  16. Изменение проявления физических качеств и навыков, морфофункциональных и метаболических состояний организма при спортивной деятельности в водной среде.
  17. Физиологические механизмы формирования и поддержания оптимального состояния тренированности у спортсменов.
  18. Способы и методы оценки проявления физических качеств и навыков, изменений морфофункциональных и метаболических состояний организма при спортивной деятельности и использовать их результаты в целях повышения эффективности тренировочного процесса.
  19. Особенности наследования физических качеств, обоснование выбора спортивной специализации на основании генотипических особенностей спортсмена.
  20. Генетические особенности, определяющие результативность тренировочного процесса. Способы прогнозирования достижения спортивных результатов.
  21. Способы оценки генетических, физиологических, морфологических и биохимических показателей организма при спортивной деятельности.
  22. Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта.
  23. Возрастные и половые аспекты психофизиологического статуса человека.
  24. Изменения физиологических и психофизиологических показателей организма при занятиях физкультурой и спортом.
  25. Физиологические ипсихофизиологические особенности спортсменов, их диагностика и учет в проведении спортивного отбора в спортивной практике.
  26. Сущность протекания биохимических процессов в организме при адаптации к физическим нагрузкам.
  27. Изменения биохимических показателей при срочной и долговременной адаптации.
  28. Биохимическая характеристика работы субмаксимальной и большой мощности.
  29. Биохимическая характеристика работы умеренной и переменной мощности.
  30. Биохимическая характеристика работы максимальной мощности и статической
    работы.
  31. Способы и методы оценки биохимических показателей организма при выполнении спортивной деятельности.
  32. Характеристика основных линий метаболических процессов в организме человека. Связь биохимических процессов между собой.
  33. Пути и способы утилизации кислорода в организме (митохондриальное,  перекисное и микросомальное окисление).
  34. Биохимические механизмы срочной (экстренной) и долговременной (хронической) адаптации.
  35. Биохимические компоненты функциональной системы адаптации к различным физическим (мышечным) нагрузкам.
  36. Характеристика биохимических изменений при формировании адаптационных изменений.
  37. Специфичность биохимических систем адаптации к различным физическим (мышечным) нагрузкам, их характеристика.
  38. Оценка физической работоспособности спортсмена по данным биохимических показателей.
  39. Способы и методы сохранения, восстановления и повышения работоспособности, основанные на коррекции биохимических показателей организма.
  40. Основные направления антропологии: биологическая, философская, социальная, культурная, спортивная антропология. Объект и предмет исследования в антропологии. Термины и понятия.
  41. Современный человек и эволюция. Антропология о современном человеке. Настоящее, прошлое и будущее человека.
  42. Место человека в природе. Обще видовые анатомо-антропологические характеристики современного человека.
  43. Основные методы исследований в антропологии. Антропометрические методы исследования в антропологии. Антропометрические приборы.
  44. Морфогенетические, гистологические, математико-статистические методы в антропологических исследованиях и их значение для спортивной практики.
  45. Основные закономерности роста и развития. Биологический возраст и критерии его определения. Видовая продолжительность жизни. Проблемы старения.
  46. Секулярные тренды. Соотношение темпов онтогенеза и конституционально-зависимых признаков. Акселерация развития и спорт.
  47. Физическое развитие человека. Методы определения физического развития. Возрастная изменчивость показателей физического развития. Вариант и критерии темпов развития, его значение в спорте.
  48. Мониторинг индивидуального развития и популяционные стандарты. Индексы физического развития. Особенности оценки индивидуального развития у занимающихся спортивной деятельностью.
  49. Понятие о конституции. Традиционные основы учения о конституции. Морфологические, психофизиологические аспекты конституции, экологические аспекты конституции.
  50. Уровни пола: генетический, гипоталамический, гормональный, генитальный, соматический, нейродинамический и психологический. Половой диморфизм морфологических признаков. Особенности проявления признаков полового диморфизма у спортсменов. Контроль пола в практике спорта.
  51. Критерии соматотипирования. Основные координаты телосложения человека (пропорции, состав тела) и методы его оценки.
  52. Анатомо-антропологические особенности телосложения спортсменов различных спортивных специализаций.
  53. Антропогенетика. Морфогенетические маркеры их значение для спортивного отбора прогнозирование физической работоспособности.
  54. Метод дерматоглифики. Основные дерматоглифические признаки. Дерматоглифические маркеры индивидуального развития человека и спортивного прогноза.
  55. Анатомо-антропологический контроль и его роль в оптимизации спортивного отбора и тренировочного процесса.
  56. Общебиологические основы механизмов адаптации. Природные адаптации человека и общие закономерности. Морфологическая адаптация человека к физическим нагрузкам.
  57. Анатомо-антропологические особенности адаптации опорно-двигательного аппарата под воздействием физических нагрузок.
  58. Факторы, влияющие на формирование соматического статуса человека. Эколого-биологические, социальные факторы их влияние на формирование анатомо-антропологических показателей у человека и их значение для спортивной деятельности.
  59. Анатомо-антропологические особенности модельных характеристик спортсменов различных специализаций.
  60. Спортивный отбор и ориентация спортсменов в спортивно-морфологической практике.

 
Основная литература:
 
1.      Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2015. - 620 с.
2.      Физиология человека / под. ред. В.И.Тхоревского.- М.: Физкультура, образование и наука, 2001 – 492 с.
3.      Руководство к практическим занятиям по физиологии человека. Пособие для вузов физической культуры/ под общ. ред. А. С. Солодкова; НГУ им. П. Ф. Лесгафта.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Советский спорт 2011.-200с.:ил.
4.      Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов. Учебное пособие /И.В.Левшин, Л.В.Михно, А.Н.Поликарпочкин.-2-е изд., испр. и доп. .-М.:Спорт, 2016.-168с.
5.      Диагностика функционального состояния. Учебное пособие. В.В.Селиверстова, Д.С.Мельников. Национальный гос.ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им.П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. –СПб.-2012.- 98с.
 
Дополнительная литература:
 
6.      Чинкин А.С., Назаренко А.С. Физиология спорта. Учебное пособие.-М.:Спорт, 2016.-120с.
7.      Сологуб М.И., Левшин И.В. Клеточные механизмы адаптации. - СПб: НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2014. - 100с. 
8.      Солодков А.С., Селиверстова В.В.. Физиологические проблемы адаптации к физическим нагрузкам. - СПб: НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2014. - 100с.  .                                                                                                                                                     
9.      Физическая работоспособность человека: методы оценки и способы коррекции: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта, 2007. 48 с.
10.  Земцова И.И. Спортивная физиология. Учебное пособие для ВУЗов.
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.-156 с.
11.  Психологическое тестирование спортсменов. Учебно-методическое пособие. В.В.Селиверстова, Д.С.Мельников. Национальный гос.ун-т физ. культуры им.П.Ф.Лесгафта,Санкт-Петербург.-СПб., 2010. – 81 с.
12.  Безаппаратурные методики для определения функционального состояния организма: Учебно-методическое пособие. / Н.В. Кудрявцева, Д.С. Мельников, М.А. Шансков; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.:, 2010. – 50 с.