Существует легенда, что в 1896 году, в год утверждения царским правительством Курсов руководительниц и воспитательниц физического воспитания (на базе которых в дальнейшем было создано первое в России высшее учебное заведение в сфере физической культуры), Петр Францевич Лесгафт в кругу своих слушательниц мечтательно произнес: «Верю, что пройдет сто лет и в России будет создана Академия по подготовке специалистов физкультурного образования». Это пророчество ученого за три года до столетия института воплотилось в реальность: решением правительства России от 11 июня 1993 года Институт физической культуры был преобразован в Санкт-Петербургскую государственную ордена Ленина и ордена Красного Знамени академию физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.
Сегодня, мысленно обозревая пройденный вузом путь, можно уверенно сказать, что у него удивительная история, неповторимая судьба, и он по праву носит имя П.Ф. Лесгафта, курсы которого явились эпохой в истории физического воспитания и подготовки физкультурных педагогических кадров в России.
Вся жизнь Петра Францевича Лесгафта — выдающегося учёного-естествоиспытателя, руководителя крупного научно-исследовательского учреждения, прогрессивного общественного деятеля — связана с Санкт-Петербургом.
Здесь в 1837 году он родился, получил образование, начал самостоятельную трудовую и научную деятельность. В Санкт-Петербурге он прославил свое имя как ученый и воспитатель свободной творческой личности. Лесгафт был по достоинству оценен современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Пётр Францевич счастливо сочетал в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела, неутомимого труженика.
В 1872 году, с неофициального согласия градоначальника Санкт-Петербурга, П.Ф. Лесгафт открыл у себя на квартире общеобразовательные анатомические курсы, и эти «домашние курсы» функционировали двадцать пять лет. В 1877 году он организовал работу двухгодичных учебно-гимнастических курсов в 2-й Петербургской военной гимназии, которые по учебному плану и требованиям к занимающимся уже являлись учебным заведением высшего типа. Здесь изучали анатомию (в объеме 440 часов), физиологию (160), химию (80), гигиену (80), историю и теорию телесных упражнений (160), гимнастику (480), методику гимнастики (40), фехтование, плавание и другие телесные упражнения (80), спортивные игры (80). Лекции по физиологии читал И.М. Сеченов, по гигиене — А.П. Доброславин, по другим предметам — профессора Петербургского университета и Медико-хирургической академии. П.Ф. Лесгафт преподавал анатомию, руководил занятиями по методике преподавания физических упражнений. В основе педагогической практики слушателей лежала составленная им «Программа для преподавания гимнастики в военно-учебных заведениях». По гимнастике, фехтованию, плаванию и играм были специальные преподаватели, в том числе А.А. Красуская. В работе этих курсов П.Ф. Лесгафт на практике проверил созданную им систему физического воспитании мальчиков и юношей, которая оказалась в эпицентре поиска путей применения физической культуры в развитии и совершенствовании человека — самой популярной педагогической идеи конца XIX — начала XX века.
Так, в ряде стран Европы в это время были созданы школы физического воспитания, где стремились сочетать умственное и физическое образование. Например, в Германии господствовала идея Гутса-Мутса, считавшего, что в основу формирования личности должны быть положены гимнастические упражнения. Близких позиций придерживалась и шведская школа во главе с ее создателем Пьером Лингом. По мнению руководителя колледжа в Регби (Англия) Томаса Арнольда, подросток должен «созидать собственную зрелость» посредством спорта. Опираясь на традиции и опыт Древней Эллады, в университетах Соединенных Штатов Америки открывались кафедры физического воспитания и гигиены.
В 1882 году в Петербурге с участием П.Ф. Лесгафта при женской гимназии М.Н. Стоюниной были открыты двухгодичные «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования», на которые принимали девушек, окончивших средние учебные заведения. Здесь была составлена подробная «Программа для преподавания гимнастики девицам», научно обоснованы восемь возрастных групп согласно развитию женского организма между 10-ю и 18-ю годами. Для каждой группы были определены порядковые упражнения, упражнения на аппаратах с отягощением, в прыжках, лазании, подвижных играх.
Для кyрсов были разработаны методика обучения, порядок врачебного осмотра и проведения антропометрических измерений. Так была создана русская научная система физического воспитания и подготовки учителей гимнастики, которая нашла отражение в трудах П.Ф. Лесгафта: «Приготовление учителей гимнастики в Германии, Швейцарии, Италии и Австрии (1877—1880)», «Школьные типы», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В то же время П.Ф. Лесгафт и его сторонники искали новые пути распространения этой системы среди населения. В 1893 году ученик П.Ф. Лесгафта, сын сибирского золотопромышленника И.М. Сибиряков подарил своему учителю большой дом в центре Санкт-Петербурга и двести тысяч рублей на создание самостоятельного научного центра. В кратчайшие сроки на эти средства была оборудована Биологическая лаборатория. Ее кабинеты, клиники, операционные и богатейший музей стали реальной базой для работы высшего учебного заведения по физическому воспитанию. За его возникновение активно боролось «Общество содействия физическому развитию», также возглавляемое П.Ф. Лесгафтом.
Разрешение на открытие «Временных курсов для приготовления руководительниц физического воспитания и игр» было получено 19 января (31 января) 1896 года. Именно эта дата стала начальной точкой истории Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Этот год вошел в историю спорта еще и тем, что в Афинах были проведены первые летние Олимпийские игры современности. Тем самым, волею судеб, в одном году свершились два важнейших события, история которых в дальнейшем постоянно переплеталась.
Первоначально предполагалось обучение на Курсах в течении двух лет (с 1897 года Временные курсы стали называться «Курсами воспитательниц и руководительниц физического образования»). Однако, в начале 1898 года было получено разрешение на трехгодичный срок обучения. В то время это был уровень высшего образования. Таким образом, «Курсы Лесгафта» (так их повсеместно называли вплоть до Октябрьской революции) стали первым в мире высшим учебным заведением по физическому образованию.
В учебном плане, рассчитанном на трехлетний срок, было свыше двадцати предметов: математика, механика, физика, химия, анатомия, физиология, эмбриология, биология, ботаника, зоология, гигиена, психология, педагогика, история педагогики, общая история, теория движений, история физического воспитания, черчение, ручной труд, фребелевские занятия, физические упражнения и игры, педагогическая практика. Кроме этого, факультативно читались лекции по философии, литературе и другим социально значимым дисциплинам. Соотношение учебных часов было следующим: биологические науки — 35 процентов, педагогические — 20 процентов, математические — 20 процентов, Практические занятия физическими упражнениями — 25 процентов. Педагогическая практика и экскурсии в учебный план не входили, но были обязательными.
Широта образования, незаурядные преподаватели, соединение учебного процесса с практической деятельностью и научными исследованиями обусловили быстрый рост числа желающих заниматься на Курсах, спрос на выпускников опережал предложение. Так, в 1896 году приступили к занятиям 106 курсисток а спустя десять лет количество слушательниц увеличилось в одиннадцать раз.
Среди преподавателей Курсов Лесгафта было немало прекрасных педагогов и прогрессивных деятелей науки: по анатомии человека занятия проводили профессора: П.Ф. Лесгафт, А.А. Красуская, К.Х. Гильзен, Е.В. Никитина, С.А. Егунова; по физиологии — профессора: И.Р. Тарханов, А.П. Кравков, А.П. Вальтер, А.А. Кулябко, П.Ю. Кауфман, В.Ю. Чаговец; по зоологии — профессора: А.О. Ковалевский, С.И. Метельников, К.Н. Давыдов, И.Я. Шевырев, К.М. Дерюгин, В.В. Рекорцев, Н.М. Книпович; по ботанике — профессора: В.В. Половцев, В.Л. Комаров, В.М. Арциховская, М.С. Цвет, В.С. Ильин; по химии — профессора: П.Л. Мальчевский. М.Д. Ильин, Б.И. Словцов; по математике и физике — профессора: В.К. Лебединский, И.П. Долбня, Л.Г. Богаевский, А.П. Афанасьев; по педагогике и психологии: П.Ф. Лесгафт, А.А. Крогиус, П.И. Лалшин, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурская; по гигиене — профессора: П.Л. Мальчевский, С.А. Острогорский; по физическим упражнениям, играм, отдельным видам спорта — профессора: А.А. Красуская, С.В. Теренина, М.Н. Трушникова, С.М. Познер, А.И. Евгеньева (сокольская гимнастика), Е.В. Добровольская (сольфеджио), А.И. Куренков (ручной труд), Р.С. Ганевский (фехтование); профессор консерватории Г.А. Маренин преподавал пение; инженер-технолог Э.Р. Ульман — черчение; архитектор Е.Е. Баумгартен — рисование.
Курсы П.Ф. Лесгафта, как и все высшие учебные заведения Петербурга, в начале 1905 года в знак протеста против произвола царских властей, расстрелявших демонстрацию трудящихся столицы 9 января, прекратили занятия: студенчество объявило забастовку до следующего учебного года.
В 1906 году П.Ф. Лесгафт преобразовал Курсы в Вольную высшую школу, практически ставшую первым общественным университетом России. Здесь было уже три факультета: педагогический (физического образования), исторический (социальный) и биологический. На Курсах стали заниматься не только женщины, но и мужчины, главным образом представители демократической интеллигенции.
Учебные планы на всех факультетах были рассчитаны на четыре года, но официального диплома о высшем образовании выпускники не получали. В 1907/08 учебном году были поданы более трех тысяч заявлений с просьбой о приеме, но за революционную деятельность осенью 1907 года школа была закрыта.
Вольная высшая школа и действовавший при ней вечерний рабочий факультет были последним деянием Петра Францевича Лесгафта в развитии народного образования в России.
Тридцатисемилетняя история «Курсов Лесгафта» говорит о его страстном желании создать в стране высшее педагогическое учебное заведение по подготовке преподавателей физического воспитания. «Не рецепты даю я вам, а также не техников и книжников хотел бы я видеть в вас, но прежде всего сознательно мыслящих людей, высококвалифицированных педагогов, горячо любящих избранную профессию, искренне преданных своему народу и Родине, достойных интеллигентных работников русского общества», — говорил он.
После смерти П.Ф. Лесгафта в 1909 году его ученики и последователи добились в 1910 году разрешения на открытие Высших курсов. Структура их включала в себя общеобразовательный двухгодичный факультет, затем следовало распределение студентов на три специальных факультета — физического образования, естествознания и исторический. Общий срок обучения составлял четыре года.
От правительства Высшие курсы ничего не получали на свое содержание. Преподаватели нередко тратили на обеспечение учебного процесса личные деньги. Бывали и критические моменты: в 1915 году из-за полного отсутствия средств был поставлен вопрос о закрытии Курсов, но студенческий комитет сумел найти мецената, и дело П.Ф. Лесгафта было спасено.
За время до Октябрьской революции на Курсах было подготовлено около двух тысяч квалифицированных преподавателей физического образования. Их воспитанники работали в ста шестидесяти пяти городах России. Гимнастика по системе Лесгафта проводилась более чем в четырехстах гимназиях, а также в некоторых учительских семинариях и ряде средних и высших учебных заведений. Многие выпускники стали работниками науки. Среди них — академик О.Б. Лепешинская, доктора наук А.А. Красуская, Л.И. Чулицкая, профессор Г.Г. Шахвердов и другие.
Впоследствии ученики Курсов сыграли заметную роль и в становлении московского Центрального института физической культуры, в частности выдающийся специалист в области физического воспитания детей М.М. Канторович, с первого дня создания вуза ставшая заведующей профилирующей кафедрой теории и методики физического воспитания, и профессор В.В. Гориневский, возглавивший деятельность института в целом.
Революция 1917 года застала Высшие курсы П.Ф. Лесгафта в тяжелом положении. Преподавательский состав работал без всякого вознаграждения, ведя лишь отдельные групповые занятия. Слушателей было около двухсот, но лекции, несмотря на скудное питание и самые неблагоприятные условия передвижения по городу, посещались лучше, чем во многих других учебных заведениях Петрограда. Занятия велись в неосвещенных, неотапливаемых помещениях, и подчас маленькая свеча зажигалась лишь для того, чтобы на несколько минут осветить формулу на доске.
Серьезным препятствием для нормальной работы являлось также вечернее время проведения занятий, так как большинство слушателей работали. Воскресные и праздничные дни использовались для проведения практических занятий, посещения специальных музеев и экскурсий с детьми. Продолжалась деятельность открытых незадолго до революции одногодичных курсов по внешкольному и дошкольному образованию, готовивших руководителей детских площадок, садов и клубов.
Однако, требовалась основательная реорганизация учебного процесса, так как, в связи с открывшимся широким доступом в университеты, уже не было нужды в сохранении естественного и исторического факультетов; не могли Курсы оставаться и женским учебным заведением. Поэтому летом 1919 года, несмотря на крайне тяжелую обстановку в стране — гражданскую войну, голод, — правительство страны сочло возможным на базе одного из факультетов Курсов Лесгафта создать первый в стране Государственный институт физического образования (ГИФО). Вначале он находился в ведении городского отдела здравоохранения, а с 1923 года был подчинен Наркомздраву РСФСР.
Институт, которому в 1924 году присвоили имя П.Ф. Лесгафта, стал быстро расти. Во многом этому способствовало передача ему в этом же году Великокняжеского дворца на улице Декабристов, дом 35.
Перед вузом были поставлены две задачи государственной важности: построение научно-обоснованной системы физического воспитания и подготовка новых высококвалифицированных педагогических кадров, сочетающих идейную убежденность, широкую эрудицию и высокую общую культуру.
Институт наладил связи с Высшим советом физкультуры, комсомолом и организацией «Спартак», несколько позднее — с местным Губернским советом физической культуры, введя в его научно-методическую комиссию одного из своих преподавателей, а в свое правление его представителей наряду с представителями Губсовета профсоюзов. Постоянные связи были установлены и с Губотделом народного образования.
На долю института выпала трудная миссия создания новой профессии — специалиста по физической культуре, хорошо знакомого с физическими упражнениями, могущего оценить их влияние на здоровье и духовное развитие человека, самостоятельно разбирающегося в сложных научных проблемах, выдвигаемых практикой. Это предполагало серьезную постановку преподавания естественнонаучных и педагогических дисциплин.
Общее биологическое образование должно было быть не ниже, чем в медицинских вузах. На первое место ставилась задача подготовки педагогов, которые смогли бы внести в школу новые принципы образования.
В 1920-е годы многие хотели видеть в высшей школе по физической культуре нечто вроде консерватории, где выращивались бы виртуозы, образцовые мастера, способные поднять искусство спорта на большую высоту, а не научно-учебное заведение педагогического типа. Отсюда — частые недоразумения и обвинения института в излишней учености как учреждения, все внимание «сосредоточившего на теории и игнорировавшего практику. Действительно, наряду с чисто учебными задачами ГИФО ставил целью научную работу в сфере физической культуры, в частности занимаясь изучением движений и их влияний на организм человека, не отделял науку от учебной работы. И то и другое в деятельности вуза было теснейшим образом связано и создавало для слушателей серьезную научную атмосферу. В целях пропаганды знаний по физическому воспитанию с первых дней своего существования институт способствовал изданию специальной литературы для педагогов и врачей, оказывал помощь общественным организациям и учащимся в их практической деятельности.
В соответствии с этим строился учебный план. Он вырабатывался постепенно, путем постоянной проверки и переработки принятого, кропотливым пересмотром программ предметов, детальным исследованием связей отдельных дисциплин и целесообразности ввода новых курсов. Первоначально в институте было организовано два отделения: основное и дошкольное, являвшихся, по сути, одинаковыми, но имевших различные уклоны в подготовке работников, что, в частности, диктовалось анатомо-физиологическими особенностями детей дошкольного возраста. Курс обучения был рассчитан на три года, но уже в 1922/23 учебном году выяснилась необходимость продления срока обучения до четырех лет.
Учебный план включал в себя ряд основных и вспомогательных теоретических дисциплин в объеме, способствующем действительному приобщению студентов к самостоятельной научной работе. В основе теоретической части, кроме специальной теории и истории физического образования, лежали предметы, обеспечивающие серьезную биологическую подготовку: общая биология (зоология и ботаника), анатомия и физиология, патология и гигиена. Для их успешного освоения были введены физика, химия и высшая математика, без которых невозможно понимание биологических наук. Поскольку физическое образование рассматривалось как необходимый элемент общего, в учебном плане большое место было отведено педагогическим дисциплинам (общей педагогике, истории педагогических учений, теории и истории школьного дела и другим), в качестве вспомогательных предметов вводились экспериментальная психология, психология детского возраста и прочие.
В основе всего физического образования лежало преподавание физических упражнений по системе П.Ф. Лесгафта и других гимнастических систем: шведской и сокольской гимнастик, ритмики и сольфеджио, танцев.
Таким образом, у института с самого начала было два вектора развития:
Первый - готовить умелых инструкторов по видам упражнений из арсенала спортивных кружков, что обеспечивало выпускникам вполне определенное ремесло.
Второй — продолжать начатое П.Ф. Лесгафтом воспитание широкого специалиста и пропагандиста физического образования на основе обширной научно-теоретической подготовки, рискуя, может быть, не дать тех исключительных умений, которых требовали практика и оценка успехов только по достижениям в соревнованиях всякого рода.
Институт считал, что научная квалификация студентов поможет им победить в противоборстве со «спецами» в физической культуре и стать достойными сотрудниками врачей и педагогов в деле физического, умственного и морального оздоровления страны, оградив свою профессию от случайных работников, дискредитирующих физическое образование. Этим объясняется обширность и разнообразность учебного плана ГИФО, многим казавшегося чрезмерно «академическим».
Таковы были основная программа и путь развитии института, которые в деталях и частностях постоянно пересматривались, перестраивались, дополнялись новыми дисциплинами и методами обучения в зависимости от спортивной и политической жизни страны. Влияние идеологии скалывалось в том, что в учебный план был введен как предмет ручной труд, связанный с изучением трудовых процессов вообще, с 1923 года начато преподавание общественных наук, а с 1926 — военных наук, согласно распоряжению о военизации вузов.
Были пересмотрены методики некоторых дисциплин. Например, оспаривалась необходимость преподавания отдельных гимнастических систем. Так, если П.Ф. Лесгафтом был создан определенный план физических упражнений, подчиненный его основной идее, то именно этот план и должен был признаваться единственно целесообразным. Но, исходя из идеи П.Ф. Лесгафта, он должен был непрерывно совершенствоваться, обогащаясь опытом других, параллельно идущих попыток того же рода.
Постановка физического образования мыслилась как творческое, живое преподавание физических упражнений с критической оценкой всего используемого материала и рациональным приспособлением его к отдельным конкретным случаям времени и индивидуальности занимающихся. Согласно принципам П.Ф. Лесгафта, преподавание должно опираться на анализ движений с учетом их влияния на развитие психических способностей обучаемого, чтобы окончательным результатом стало умение свободно владеть движениями, подчинять их своей воле, а не подчиняться им. К сожалению, сразу поставить дело в полном соответствии с этими принципами институт не мог: еще не была произведена научная оценка эмпирического материала, и поэтому в учебный план не включались такие важные специальные предметы, как методика физических упражнений и игр. Нередко вносилось предложение сократить теоретическую часть обучения, так как считалось, что ее избыток неблагоприятно отражается на практической подготовке студентов.
Были предприняты попытки совершенствования именно практической части: так, летом 1926 года было предложено новое временное распределение занятий: при ежедневной семичасовой нагрузке физическим упражнениям стали отводить два часа. Другим принципом концентрации практики стало сосредоточение сезонных спортивных занятий. Согласно новому плану, для первых двух курсов устанавливался специальный летний триместр (в два месяца) для занятий по легкой атлетике, плаванию и гребле, а один зимний месяц всецело посвящался упражнениям в зимних видах спорта. Тогда же было увеличено количество часов на семинарские занятия по теории физического образования, введены новые предметы — научный контроль и физиотерапия, расширено преподавание ортопедии и врачебной корректирующей гимнастики. Был поднят вопрос о разработке программ физических упражнений и нормального урока для школ 1-й и 2-й ступеней.
На четвертом курсе введены занятия по практической методике «нормального урока гимнастики». Было упразднено дошкольное отделение, на последнем курсе вводилось четыре уклона — дошкольный, школьный, внешкольный и врачебно-профилактический; впоследствии были оставлены дошкольный и школьный с внешкольным.
Главным фактором, обеспечивавшим в то трудное время высокий уровень учебного процесса и научной работы в институте, явилась связь с Научным институтом им. П.Ф. Лесгафта, предоставлявшим в случае необходимости в полное распоряжение Институту физического образования свои помещения, учебные пособия, микроскопы, материалы, а также богатейшие музеи анатомии и сравнительной анатомии, в которых была собрана большая коллекция препаратов исключительной ценности. Не менее важную роль играла атмосфера серьезной научной работы, которая царила в Научном институте и заражала своим духом всякого, кто проводил время в его лабораториях и кабинетах.
Благотворно отразился на институте удачный подбор преподавательского состава. Основными кафедрами его руководили: физиологии — профессор Л.А. Орбели (до 1927), анатомии — С.А. Егунова (1919—1920), А.А. Красуская (с 1921), физики — А.П. Афанасьев, химии — П.Л. Мальчевский (до 1923), В.Г. Тидеман; математики — В.И. Бауман (до 1923), А.Я. Билибин, зоологии — Н.K. Давыдов, ботаники — В.Н. Любименко, гигиены — А.Ф. Сулима-Самойло, а в числе преподавателей были B.C. Серебренникова (психология), И.И. Тихеева (дошкольное образование), И.Д. Стрельников (зоология), В.В. Успенский (педагогика), С.М. Познер (система Лесгафта) и многие другие. Осенью 1920 года для преподавания антропометрии была приглашена Л.И. Чулицкая. В 1923 году была образована кафедра патологии, заведующим которой стал профессор Н. В. Веселкин. Приблизительно в то же время возобновилось преподавание гистологии, которое взял на себя профессор В.Ф. Мартынов. Общее руководство занятиями по ручному труду осуществлялось Е.С. Дедюлиной-Успенской. Специалисты по спортивным занятиям до 1926 года работали под общим руководством Г.А. Дюперрона - выдающегося спортивного деятеля дореволюционной России, основоположника отечественного футбола. В целом же изменения в составе преподавателей происходили только по причине введения новых предметов, если не считать случаев смерти или переезда в другой город.
До 1924 года существовали два деканата. Деканом основного отделения был Л.А. Орбели, дошкольного — В.С. Серебренников. После упразднения деканатов во главе учебной части в должности проректора встал Л.А. Орбели, в 1925 году — В.В. Успенский, с 1926 года — Н.В. Веселкин, с 1927 — В.Ф. Мартынов.
В ГИФО сохранилась существенная особенность Курсов П.Ф. Лесгафта: научно-педагогической работой здесь занимались корифеи отечественной науки: лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов, академики А.А. Ухтомский. Л.А. Орбели, будущий президент Академии наук СССР академик В.Л. Комаров, читавший курс ботаники, академик Е.В. Тарле, преподававший курс Всемирной истории, и другие. Ими были заложены научная школа и традиции вуза, написаны первые в стране учебники для институтов и техникумов физической культуры, методики и пособия по физиологии, теории физического воспитания, истории физической культуры, легкой атлетике, гимнастике, плаванию, фехтованию, лыжному спорту, по которым обучались сотни тысяч студентов и практических работников физической культуры и спорта в СССР.
Уже с первых дней своего существования институт занимал ведущее место в физкультурном движении страны. Широко развернулась работа всем основным проблемам практики физкультурного движения, формировались научные школы, был создан кабинет для обследования физического развития, организованный Л.И. Чулицкой, родились самостоятельные дисциплины: история физической культуры, теория движений и методика физической культуры. Переход Государственного института физического образования в 1931 году в ведение Совета физической культуры еще больше активизировал работу, способствовал расширению его материальной базы.
1930-е годы ознаменовались высокими достижениями института. В 1935 году Правительство страны, «… отмечая высокие показатели, достигнутые Ленинградским институтом физической культуры им. П.Ф. Лесгафта за последние годы и образцовую работу …», наградило его орденом В.И. Ленина.
Международная обстановка конца 1930-х годов потребовала изменений в содержании и методике физкультурной работы. Важное место в учебной программе института заняла военная подготовка. Среди студентов института появились отличные стрелки, парашютисты, лыжники. Так, студентка Т. Куталова установила мировой рекорд по высотному прыжку без кислородного прибора, студент-снайпер Г. Иванов выбил 400 очков из 400 возможных. Прошло время, и Великая Отечественная Война проверила профессиональные качества воспитанников института. Патриотизм, идейная убежденность, сила и стойкость явились грозным оружием в борьбе с врагом. В боевых условиях физическая закалка человека сыграла исключительно важную роль.
Пройдут годы, в летопись вуза будут вписаны новые страницы, но и тогда самыми волнующими останутся те, что повествуют о событиях, ставших легендой, о ратных подвигах студентов института, об их участии в защите Отечества. В первые дни войны более семисот преподавателей и студентов института вместе с директором И.И. Никифоровым ушли добровольцами в Красную Армию, в партизанские отряды, в народное ополчение. Сто шестьдесят студенток стали разведчицами и медицинскими сестрами. Лесгафтовцы сражались под Ленинградом и под Москвой, участвовали в битвах за Сталинград и на Курской дуге, обороняли Кавказ и защищали северные рубежи нашей страны, а многие поставили победную точку в поверженном Берлине. Славная страница вписана в историю института партизанами-лесгафтовцами. Их первые отряды были сформированы в Кавголово. Сто тридцать шесть преподавателей и студентов составили тринадцать партизанских отрядов особого назначения, которые стали ядром мощного партизанского движения в Ленинградской области.
С начала Великой Отечественной войны институт перестроил работу, чтобы, не ослабляя подготовку высококвалифицированных физкультурных кадров, оказывать помощь фронту. Решением Горвоенкомата он стал учебно-методическим центром Ленинграда по военно-физической подготовке. Лесгафтовцы вели активную работу по обучению резервов Красной Армии. В первый год войны институт подготовил для Красной Армии свыше ста двадцати тысяч бойцов и командиров, владеющих приемами рукопашного боя, гранатометанием и техникой передвижения на лыжах.
Для фронта были отремонтированы более десяти тысяч пар лыж, собранные у населения. Лечебная физическая культура помогла вернуть в строй более тридцати тысяч бойцов и командиров Ленинградского фронта. На курсах, созданных при институте, были подготовлены для госпиталей более тысячи медсестёр.
За огромный вклад в военную подготовку и помощь фронту в Великой Отечественной войне 16 апреля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградский Государственный ордена Ленина институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Это единственный отечественный гражданский вуз, награжденный боевым орденом.
После Великой Отечественной войны советские спортсмены вышли на мировую арену, с 1952 года начали участвовать в Олимпийских играх. Это потребовало пересмотреть многие аспекты тренировочного процесса и подготовки тренеров. Поэтому в институте была возрождена работа Школы тренеров, обучение в которой позволило многим выдающимся спортсменам стать профессиональными тренерами. Помимо этого вуз возводит новый бассейн, манеж, гребную базу. Реконструируется вузовский стадион, а также лыжная база в Кавголово.
Проделанная работа отразилась на спортивных достижениях института: с середины 1950-х до конца 1960-х годов Государственный дважды орденоносный институт физической культуры (ГДОИФК) им. П.Ф. Лесгафта по количеству завоеванных его студентами золотых олимпийских медалей занимал лидирующее место в мире.
Всего Университетом подготовлено свыше тысячи семисот заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса и мастеров спорта, более трехсот победителей и призеров чемпионатов мира и Европы. С 1952 по 2020 годы воспитанники института на летних и зимних Олимпийских играх завоевали 378 медалей, в том числе: 190 - золотых, 104 - серебряных и 84 - бронзовых.
Звания трехкратных олимпийских чемпионов удостоены Лесгафтовцы: Людмила Пинаева (гребля, байдарка), Борис Шилков (коньки), Любовь Козырева-Баранова (лыжи), Виктор Жданович (фехтование), Татьяна Казанкина (легкая атлетика), Владимир Сальников (плавание) и Александр Дитятин (гимнастика).
Первая олимпийская золотая медаль по фигурному катанию на коньках для России была завоевана в 1908 году к Лондоне Николаем Александровичем Паниным-Коломенкиным, в дальнейшем - доцентом института им. П.Ф. Лесгафта, первая золотая олимпийская медаль но спортивной гимнастике для Советского Союза в 1952 году на XV летних Олимпийских играх в Хельсинки — студенткой института М. Гороховской. Первую золотую медаль на зимней Олимпиаде в 1956 году в Кортина д`Ампеццо в лыжной гонке получила студентка Л. Козырева. Многих чемпионов и призеров Олимпийских игр, мира и Европы подготовили тренеры-выпускники Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Ныне заслуженные тренеры ССОР и РСФСР, фамилии которых сейчас известны всему спортивному миру, М. Малышев, М. Кошкин, А. Ярмовский, А. Кузнецов, А. Баженов, В. Шапошников. Г. Никифоров. Т. Москвина, А. Мишин, Б. Бречко и другие. Для любого физкультурного вуза престижно воспитать чемпиона Олимпийских игр, но важнее выпустить специалиста, способного средствами физической культуры и спорта формировать каждого воспитанника как духовно богатую нравственно здоровую и физически совершенную личность.
Поэтому высшее спортивное мастерство студентов в Университете является не самоцелью, а органической и составной частью их профессиональной подготовки. Учебный план предусматривает широкую возможность практических занятий различными видами спорта. Так выпускнику Университета к завершению обучения необходимо иметь первый спортивный разряд в избранном виде спорта и судейскую категорию по одному из видов спорта.
Большую роль в подготовке спортсменов высокой квалификации играла, начиная с 1973 года, целенаправленная деятельность института по интеграции усилий вуза, спортивных обществ и ведомств Санкт-Петербурга, что позволяло эффективно использовать собственный высокий научно-педагогический потенциал, финансовые возможности и лучшую в городе материальную спортивную базу спортивных обществ и ведомств.
Такой подход на протяжении многих лет давал положительные результаты. Например, на XX летних Олимпийских играх в Москве в 1980 году из девятнадцати золотых медалей, завоеванных ленинградскими спортсменами, восемнадцать добыли студенты нашего ВУЗа, из двадцати одной серебряной — двадцать достались нашим студентам, а из двенадцати бронзовых — восемь пришлись на долю Лесгафтовцев.
Важной составляющей успеха в решении проблем высшего спортивного мастерства явилось то, что наряду со штатными преподавателями спортивно-педагогических кафедр Университета, педагогическую и практическую работу со студентами ведут наиболее опытные и высококвалифицированные специалисты спорта России.
В качестве профессора кафедры гимнастики курс лекций читал заслуженный мастер спорта, многократный чемпион мира и Европы, президент Международной федерации спортивной гимнастики Ю.Б. Титов; на кафедре фигурного катания — заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР Т.Н. Москвина, воспитавшая целую плеяду чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы по фигурному катанию на коньках; на кафедре плавания на протяжении ряда лет вел занятия заслуженный тренер СССР Г.В. Яроцкий. Этот перечень можно было бы продолжить.
Ценность педагогической деятельности этих мастеров своего дела состоит в том, что, ведя теоретический курс специализации или практические занятия, они дают студентам самую свежую информацию по теории и практике в избранном виде спорта, делают их достоянием сведения, которых нет еще ни в одном учебнике или учебном пособии. Маститые тренеры в повседневном общении передают им практический опыт из своего богатейшего творческого арсенала.
Начиная с 1980 года в НГУ им. П.Ф. Лесгафта существовал на общественных началах малый факультет физической культуры, созданный «для организации свободного времени детей и подростков по месту жительства района, где расположен Институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, путем вовлечения их в систему начального физического образования». При этом предполагалось максимально использовать спортивную базу института и спортивные сооружения, расположенные в районе. Малый факультет был включен в систему педагогической практики и рассматривался как одна из форм внеучебной общественной работы студентов. Важной предпосылкой его создания стали тогда научные исследования кафедр и лабораторий, по актуальным проблемам детского и юношеского спорта, развития массовой физической культуры, в том числе и по месту жительства. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство, напрямую зависящее от работы малого факультета: поступать в Университет физической культуры после окончания средней школы и профессионально-технических училищ могли юноши и девушки, имеющие квалификацию не ниже второго спортивного разряда. Добиться этого уровня без систематической тренировки невозможно. Длительное общение с различными специалистами (тренером, учителем, инструктором) на малом факультете давало возможность будущему абитуриенту составить представление о своей возможной профессии в сфере физической культуры.
Другим важнейшим направлением деятельности малого факультета являлось приобщение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, активное использование средств физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, в воспитательной работе с подростками. Особое внимание при этом всегда обращалось на трудных подростков.
Педагогическая практика на малом факультете и для студентов являлась первой серьезной проверкой их профессиональной пригодности и нравственной позиции.
С конца 1980-х гг. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта активно расширял свои контакты с зарубежными высшими учебными заведениями физической культуры. Были подписаны договоры о научном, учебном, спортивном и культурном сотрудничестве с Шанхайским институтом физической культуры (Китай), с Гданьской академией физической культуры (Польша), институтами физической культуры Барселоны и Валенсии (Испания), Нью-Гемпширским и Ричмондским университетами (США), Софийским и Будапештским институтами физической культуры (Болгария, Венгрия), Сеульским научно-спортивным университетом (Республика Корея), университетом г. Эребру (Швеция), факультетом физического воспитания Стаффордширского университета (Англия).
Профессора и преподаватели НГУ им. П.Ф. Лесгафта неоднократно выезжали в другие страны для чтения лекций и проведения практических занятий, а ученые — для участия в различных научных конференциях и конгрессах.
На факультете по работе с иностранными студентами обучались на контрактной основе более тридцати человек из пятнадцати стран мира, ряд студентов изучали русский язык на подготовительном отделении для последующего обучения в Университете. Большое значение для дальнейшего развития и укрепления дружеских связей с зарубежными коллегами стало утверждение ученым советом Академии института звания почетного доктора Академии (в дальнейшем Университета). В числе первых почетных докторов: ректор Сеульского университета спорта и науки профессор Ко; ректор Шанхайского института физической культуры профессор Чжэн Ан-хуэ; ректор Пекинского института физической культуры профессор Ван Ши-Ань; президент Международной федерации легкой атлетики, президент ФИСУ, член Международного олимпийского комитета Примо Небиоло (Италия), видная общественная деятельница и популярная киноактриса США Джейн Фонда; президент Международной ассоциации су-джок терапии профессор Мак (Республика Корея); вице-президент МОК, президент Национального Олимпийского комитета Республики Корея Ким-У-Нён.
С 1993/94 учебного года вуз перешел на многоуровневую структуру высшего образования с предоставлением академической степени бакалавра и магистра. В настоящее время она является важным структурным звеном образования, науки, культуры и спорта.
Реагируя на происходящие в обществе изменения и возросшую потребность в некоторых видах деятельности в сфере физической культуры и спорта, за последнее время, помимо подготовки специалистов в традиционных спортивных специализациях, Университет разработал и реализовал новые образовательно-профессиональные программы, учитывающие конъюнктуру рынка труда. На хозрасчетных кафедрах студентов обучают восточным видам физической культуры (ушу, тхэквондо. каратэ), спортивной хореографии, шейпингу, танцам на паркете, женским видам борьбы, кикбоксингу, су-джок терапии.
В 1993 году ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта совместно с Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов и Университетом содружеств Вирджинии (г. Ричмонд, (США) подготовил учебный план для послевузовского обучения лиц, имеющих высшее физкультурное образование и желающих получить специальность «Экономист-менеджер по физической культуре».
В отношении вопросов подготовки преподавателей для занятий физической культурой с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, наш Университет является лидером. Еще на Высших курсах П.Ф.Лесгафта в 1917-18 учебном году были предусмотрены 4-х месячные «Курсы для подготовки преподавателей для занятий с отсталыми и дефективными детьми».
И, спустя многие десятилетия, по инициативе д.п.н., профессора С.П. Евсеева при поддержке д.п.н., профессора В.У. Агеевца, являвшегося на тот момент ректором ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, в 1991/92 учебном году при кафедре теории и методики физической культуры была открыта специализация «Физическая культура и спорт инвалидов». Разработкой учебных программ этой специализации, проведением занятий со студентами занимались Т.В.Федорова и Л.В.Шапкова под руководством зав. каф. ТиМФК Ю.Ф.Курамшина и активное участие принимали Специальный Олимпийский комитет г. Санкт- Петербурга (С.В.Гутников, Т.А.Шамрай) и Федерация физической культуры и спорта инвалидов г.СПб (В.П.Жиленкова). Опыт реализации данной специализации показал необходимость разработки новой для нашей страны специальности – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
С 29 апреля 1995 года, в СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, была создана первая в России кафедра теории и методики адаптивной физической культуры, появился термин «адаптивная физическая культура» и был осуществлен первый набор студентов по этой кафедре.
В 1999 году, в сентябре, был открыт первый в России факультет адаптивной физической культуры, преобразованный в 2010 году по инициативе д.п.н., профессора В.А.Таймазова, являвшегося на тот момент ректором Университета, в первый в России Институт адаптивной физической культуры, который реализует направление подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (уровни бакалавриата и магистратуры).
Будучи мощным учебным, научным, методическим и спортивным центром Санкт-Петербургская Государственная академия физической культуры (СПбГАФК) им. П.Ф. Лесгафта в 90-е годы решала следующие задачи: дальнейшее совершенствование отбора талантливой спортивной молодежи с четко выраженной профессиональной ориентацией, непременность постоянного повышения спортивного мастерства студентов-спортсменов, обязательность поиска прогрессивных форм учебного и учебно-тренировочного процессов.
Учебный процесс был тесно связан с научно-исследовательской работой. Определились и успешно работали научные школы: управления и истории физической культуры (заслуженный деятель науки России профессор В.У. Агеевец, заслуженный деятель науки России, действительный член Академии транспорта профессор В.Г. Стрелец); социально-гуманитарных наук (профессор А.В. Гоголевский, профессор Н.А. Пономарев); теории и методики физической культуры (заслуженный деятель науки России профессор Н.И. Пономарев, профессор В.М. Выдрин); анатомии (заслуженный деятель науки России профессор Ф.В. Судзиловский); легкой атлетики (профессор Е.М. Лутковский, заслуженный деятель науки России, профессор О.В. Колодий); гимнастики (профессор С.А. Алекперов, заслуженный деятель науки России, профессор С.П. Евсеев); спортивных игр (профессор Ю.И. Портных); физиологии (заслуженный деятель науки России профессор А.С. Солодков, профессор К.В. Сологуб); биомеханики (заслуженный деятель науки России профессор И.М. Козлов, профессор Г.П. Иванова); бокса (заслуженный деятель науки, заслуженный тренер России профессор В.А. Таймазов); гигиены и спортивных сооружений (профессор Н.Н. Алфимов, В.В. Белоусов); фигурного катания (заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, профессор А.Н. Мишин).
В активе сотрудников СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта в середине 90-х годов девяносто четыре изобретения, восемнадцать патентов и восемьсот шестьдесят три рационализаторских предложения. Комплект малых гимнастических тренажеров для детей дошкольного возраста с успехом демонстрировался на Выставке достижений народного хозяйства, а авторы получили дипломы и большие серебряные медали. Работы наших изобретателей были показаны на Международной выставке в Лейпциге.
Учеными вуза была разработана технология создания электронных учебников и лекций; определены критерии оперативной оценки иммунного статуса спортсмена; установлены новые критерии оценки уровня физиологического состояния сердца и системы кровообращения у спортсменов; разработана методика барокамерной подготовки спортсменов с использованием «перепада высот», позволяющая в короткий срок получить положительные спортивные результаты; оформлена методика комплексной оценки функционального состояния организма, которая может использоваться как в спорте высших достижений, так и в массовой физической культуре.
Сама жизнь ставила на повестку дня целесообразность и необходимость интеграции всего имеющегося в Санкт-Петербурге потенциала для более эффективного решения комплекса возникающих проблем в сфере физической культуры и спорта в городе. Одним из путей интеграции представлялось тогда создание в Санкт-Петербурге учебно-научно-спортивного комплекса (УНСК), в который, помимо СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, вошли бы: Санкт-Петербургский военный институт физической культуры; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры; Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре: городские училища олимпийского резерва №1 и №2, Индустриально-педагогический колледж физической культуры; региональный центр аттестации и курсовой подготовки специалистов физической культуры.
Несмотря на все социальные сложности 1990-х годов, вуз в 1996 году достойно отметил столетие своей деятельности. На торжества по этому поводу съехались сотни выпускников со всех регионов Российской Федерации. Вуз получил поздравления от руководителей страны.
Начало нового тысячелетия в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта ознаменовалось усилением работы, направленной на укрепление традиций вуза. Одной из составляющих этой деятельности стала установка в 2003 году в парадном дворе вуза напротив знаменитой арки Новой Голландии гранитного памятника Петру Францевичу Лесгафту. Он был создан скульптором В.В. Ивановым на пожертвования сотрудников вуза.
Вуз начал преобразовываться не только внешне (были капитально отремонтированы почти все здания, реконструирован стадион), но и внутренне (открывались новые факультеты и кафедры).
Всё это предопределило придание вузу в 2005 году университетского статуса, а в 2008 году определение его как Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Данный статусный рост вуза потребовал более серьезного отношения к его имиджу. Для его повышения в 2008 году создается новая расширенная версия сайта Университета, в рамках которой начинает действовать «Зал Славы Университета», включивший около трех тысяч персоналий. Через год создается новый музей истории Университета. А еще через год открывается «Зал олимпийской славы» НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта постоянно развивается. Он продолжает вносить весомую лепту в подготовку высококвалифицированных специалистов физической культуры.
Сейчас в структуре Университета функционируют 5 институтов, 7 факультетов, 36 кафедр, 3 высших школы тренеров, специализированные ученые советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, аспирантура, докторантура, проблемная научно-исследовательская лаборатория, вычислительный центр, библиотека с фондом около миллиона экземпляров книг, исторический центр и другие подразделения.
Научно-педагогическую деятельность осуществляют около четырехсот преподавателей и сотрудников. Из них 76,2 % имеют ученые степени и звания. Среди профессорско-преподавательского состава шесть академиков и семь членов-корреспондентов отраслевых академий наук, четыре заслуженных деятеля науки Российской Федерации, более сорока докторов и профессоров наук, свыше двухсот кандидатов наук и доцентов, семьдесят пять заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса и мастеров спорта, заслуженных тренеров. Общий контингент студентов, аспирантов, докторантов и слушателей факультета повышения квалификации составляет свыше пяти тысяч человек.
Обозревая пройденный Университетом путь, нельзя не сказать о ее руководителях, которые стояли у пульта управления и многое сделали для совершенствования учебного процесса, подготовки высококвалифицированных специалистов, приумножения славных научных, боевых и спортивных традиций. О каждом из них можно было бы написать книгу.
Университет возглавляли:
1896—1909 — Лесгафт Пётр Францевич
1910—1912 — Ковалевский Максим Максимович
1912—1915 — Фёдоров Евграф Степанович
1915—1918 — Острогорский Сергей Алексеевич
1919—1924 — Сулима-Самойло Андрей Фомич
1924—1926 — Фёдоров Лев Николаевич
1926—1937 — Зеликсон Елизарий Юрьевич
1937—1938 — Петухов Иван Николаевич
1938—1941 — Никифоров Иван Исаевич
1941—1948 — Коряковский Иван Михайлович
1948—1954 — Никифоров Иван Исаевич
1954—1972 — Пугачёв-Ионов Дмитрий Павлович
1973—2001 — Агеевец Владимир Ульянович
2001—2016 — Таймазов Владимир Александрович
2016 — 2021 — Бакулев Сергей Евгеньевич
c 2021 — Петров Сергей Иванович
- 89861 просмотр
- Версия для печати