Почтовый адрес: 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35.
Тел./факс: (812) 714-40-13
История кафедры
Заведовали кафедрой:
1921-1928 - А.А. Красуская
1928-1931 - С.Л. Фейгин
1931-1934 - В.В. Снегов,
1935-1937 - П.И. Жуков,
1937-1941 - М.В. Лейкина
1942-1948 - К.Х. Грантынь
1948-1951 - И. М. Коряковский
1961-1965 - Г.Д. Харабуга
1966-1970 - С.В. Янанис
1970-1991 - В.М. Выдрин
1991- по настоящее время - Ю.Ф. Курамшин
В 1921 году в Государственном институте физического образования (ГИФО) была создана кафедра теории физического образования. С 1928 года она несколько раз преобразовывалась и меняла свое название. На ее базе позднее были организованы кафедры: методики физической культуры в политехнической школе и вузе, физической культуры на производстве, методики физической культуры в системе народного образования, общей методики физического воспитания.
В 1937 году была создана единая общепрофилирующая кафедра теории и методики физического воспитания, с 1979 года – кафедра теории и методики физической культуры.
В разные годы кафедру возглавляли: А.А. Красуская (1921-1928), С.Л. Фейгин, В.В. Снегов, П.И. Жуков, М.В. Лейкина (1937-1941), К.Х. Грантынь (1942-1948), И.М. Коряковский (1948-1951), Г.Д. Харабуга (1961-1965), С.В. Янанис (1966-1970), В.М. Выдрин (1970-1991), Ю.Ф. Курамшин (с 1991 по настоящее время).
Первые после создания кафедры годы были самыми трудными и ответственными. Это было время формирования и становления коллектива, уточнения границ и предмета теории и методики физического воспитания, формирования ее содержания, разработки курсов учебных дисциплин и методики их преподавания. Преподаватели кафедры сосредоточили свои усилия на подготовке учебных программ и учебно-методической литературы по читаемым дисциплинам. Итогом этой многогранной деятельности явилось издание в 1940 году первого в нашей стране официального руководства для институтов физической культуры по предмету «Теория и методика физического воспитания», подготовленного коллективом кафедры во главе с И.М. Коряковским и К.Х. Грантынем. Наряду с этим преподаватели кафедры принимали непосредственное участие в создании учебников по легкой атлетике (И.М. Коряковский), гимнастике (И.М. Коряковский, К.Х. Грантынь, Л.Д. Штакельберг), спортивным играм (К.Х. Грантынь), подвижным играм (М.В. Лейкина). Совместно со спортивно-педагогическими кафедрамисотрудники занимались разработкой научно-методических и организационных проблем комплекса ГТО, впервые введенного в нашей стране в 1931 году.
В послевоенный период на кафедре развернулась большая научно-исследовательская работа по совершенствованию содержания и структуры теории физического воспитания как научной и учебной дисциплины. Многие преподаватели совместно со специалистами родственных кафедр других вузов активнейшим образом участвовали в издании учебных пособий и учебников по теории и методике физического воспитания для средних и высших физкультурных учебных заведений (издания 1953, 1960, 1961, 1964, 1968, 1974, 1978 годов). В этот период удалось разработать целый ряд ключевых концепций теории и методики физического воспитания.
С 1970 года усилия сотрудников, аспирантов и соискателей кафедры были направлены на изучение проблем теории физической культуры на основе современных концепций теории культуры (В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев, Г.А. Решетнева, А.В. Лотоненко, Ф.И. Собянин, В.И. Григорьев, С.В. Малинина и другие). Результаты этих работ послужили мощным толчком для углубленного осмысления основных компонентов, наиболее существенных свойств и связей, составляющих и объединяющих различные стороны физической культуры как целостного многогранного явления.
С 1979 года основной профилирующей дисциплиной в средних и высших физкультурных учебных заведениях вместо теории физического воспитания стала теория физической культуры. Основное внимание коллектива кафедры было сосредоточено на создании соответствующего учебного курса и подготовке учебника.
В 1986 году впервые в нашей стране выходит учебник по основам теории и методики физической культуры для техникумов физической культуры, в написании которого приняли участие преподаватели кафедры В.М. Выдрин, Г.Ф. Шитикова, Ю.Ф. Курамшин. И, наконец, в 2003 г. коллективом кафедры под руководством Ю.Ф. Курамшина был подготовлен и издан учебник для студентов высших учебных заведений «Теория и методика физической культуры», который выдержал 4 издания (2003, 2004, 2007, 2010).
В связи созданием в 2010 году в университете кафедры социально-гуманитарных наук произошла реорганизация кафедры истории. Ряд ее преподавателей: В.У. Агеевец, С.Н. Комаров, Т.М. Антонова, Н.Г. Василевская – вошли в состав кафедры теории и методики физической культуры. Они продолжили разработку вопросов истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины, роли и места физической культуры и спорта в современных условиях развития общества.
В 2013 году вышел в свет учебник «История физической культуры», подготовленный коллективом кафедры в составе С.Н. Комарова, Т.М. Антоновой, Ю.Ф. Курамшина, Н.Г. Василевской. В 2014 г. выходит книга профессора В.У. Агеевца «Движение – здоровье – жизнь», посвященная влиянию двигательной активности человека на его здоровье.
В научной работе кафедры важное место занимали вопросы разработки проблем физической рекреации. В 1998 году Г.П. Виноградов, который начал свою научно-педагогическую деятельность на нашей кафедре и защитил здесь кандидатскую диссертацию, успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Она была посвящена теоретическим и методическим основам физической рекреации. На основе интеграции междициплинарных знаний автором были получены данные о сущности физической рекреации как вида физической культуры. Итогом этой многолетней работы явилось издание в 2015 году учебника «Физическая рекреация», в написании которого принимали участие преподаватели кафедры В.И. Григорьев и Е.А. Ивченко.
Кафедра всегда уважительно относилась к идеям, теоретическому и методическому наследию основателя нашего университета Петра Францевича Лесгафта в области физического образования детей. Поэтому одним из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности являлись проблемы содержания и методики физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Это нашло свое отражение в работах К.Х. Грантыня, М.В. Лейкиной, Г.Ф. Шитиковой, Н.М. Моисеева, Т.А. Шаниной и более поздних – О.А. Двейриной, А.В. Матвеевой.
Преподаватели и аспиранты кафедры широко изучали также актуальные проблемы истории возникновения и развития физического воспитания как общественного явления, социально-педагогические характеристики физической культуры и спорта, терминологию и понятия в области физической культуры, вопросы обучения двигательным действиям и развития физических качеств, разработки содержания и построения спортивной тренировки, спортивной подготовки женщин, спортивной одаренности, прогнозирования и отбора в спорте, технологии контроля подготовленности и нагрузок спортсменов, профессионально-прикладной подготовки, физической рекреации и многие другие.
Важный вклад в разработку исторических, социально-педагогических, теоретико-методологических и прикладных основ теории физической культуры внесли профессора Василий Меркурьевич Выдрин, Николай Иванович Пономарев, Леонид Павлович Федоров, Никита Мстиславович Моисеев, Галина Федоровна Шитикова, Георгий Дмитриевич Харабуга, Юрий Михайлович Николаев, Валерий Иванович Григорьев.
В настоящее время кафедра осуществляет образовательную деятельность по направлениям подготовки бакалавриата 49.03.01, 49.03.02, магистратуры 49.04.01, 49.04.02, а также аспирантуры 49.06.01 – Физическая культура и спорт, профиль подготовки «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические науки)».
Кафедра обеспечивает курсовое и методическое руководство школьной педагогической практикой студентов, осуществляет преподавание по следующим дисциплинам: Теория и методика физической культуры, Теория спорта, История физической культуры, Корпоративный спорт, Физическая рекреация, Олимпийское образование, Современные педагогические технологии, Инновационные педагогические технологии в системе физкультурного профессионального образования, Проектирование образовательного процесса в физкультурных учебных заведениях, Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности, Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности, Современные проблемы наук о физической культуре, Спортивная рекордология и другие.
В разные годы на кафедре преподавали А.А. Красуская, К.И. Кунстман, С.А. Муратов, Н.Н. Пашкевич, С.А. Бортфельд, К.Х. Грантынь, М.А. Годик, И.Г. Громова, П.Т. Кашуро, И.М. Коряковский, К.А. Кузьмина, Ф.П. Шувалов, А.И. Мариничев, М.В. Лейкина, С.В. Янанис, Г.Д. Харабуга, Б.В. Евстафьев, Н.М. Моисеев, Н.И. Пономарев, Л.П. Федоров, Л.В. Шапкова, Г.П. Виноградов, С.А. Гагонин, А.Ф. Константинова, С.А. Пронин, В.И. Григорьев, В.И. Попов, С.В. Никольская, А.А. Свирса и другие специалисты.
В настоящее время на кафедре работают: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор В.У. Агеевец; доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев; доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев; кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Шанина; кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Титорова; кандидат педагогических наук, доцент О.А. Двейрина; кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Ивченко; кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Комаров; кандидат педагогических наук, доцент И.В. Иванов; кандидат педагогических наук, доцент Н.Е. Латышева; кандидат педагогических наук, доцент А.В. Матвеева; кандидат педагогических наук, доцент С.А. Хисматуллин; кандидат педагогических наук Д.А. Михайлова; старший преподаватель Н.Г. Василевская; кандидат педагогических наук М.А. Сафронова, старший преподаватель А.А. Шанина; специалист О.В. Туманова. Возглавляет кафедру заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Юрий Федорович Курамшин.
На протяжении многих лет кафедра проводит огромную работу по подготовке научно-педагогических кадров. Бывшие аспиранты, докторанты и соискатели кафедры работают в настоящее время во многих регионах России, странах СНГ, а также в Болгарии, Вьетнаме, Германии, Чехии, Словакии, Ираке, Польше, Португалии, Корее.
В 2013 году в соответствии с решением Президиума научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга по науке и высшей школе научно-педагогическая школа кафедры включена в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Однако становление научно-педагогической школы кафедры началось значительно раньше – с момента открытия П.Ф. Лесгафтом курсов руководительниц для приготовления физических упражнений и игр (02.09.1986). На протяжении всей своей истории деятельность кафедры тесно связана с научными идеями основателя нашего вуза.
В зависимости от исторического хода становления и развития отечественной системы физического воспитания и спортивной тренировки и потребностей физкультурного движения возникали и формировались различные научные направления в разработке теоретико-методологических основ физической культуры. В последние пять лет основным направлением научно-исследовательской работы кафедры является разработка проблем и перспектив совершенствования структуры и содержания общей теории физической культуры как интегративной системы научно-практических знаний. С 1991 года на кафедре подготовлено 12 докторских и 28 кандидатских диссертаций.
В настоящее время вся деятельность кафедры подчинена подготовке и воспитанию высококвалифицированных специалистов по физической культуре, способных решать сложные профессиональные задачи в быстро меняющихся социальных условиях.
В 1937 году была создана единая общепрофилирующая кафедра теории и методики физического воспитания, с 1979 года – кафедра теории и методики физической культуры.
В разные годы кафедру возглавляли: А.А. Красуская (1921-1928), С.Л. Фейгин, В.В. Снегов, П.И. Жуков, М.В. Лейкина (1937-1941), К.Х. Грантынь (1942-1948), И.М. Коряковский (1948-1951), Г.Д. Харабуга (1961-1965), С.В. Янанис (1966-1970), В.М. Выдрин (1970-1991), Ю.Ф. Курамшин (с 1991 по настоящее время).
Первые после создания кафедры годы были самыми трудными и ответственными. Это было время формирования и становления коллектива, уточнения границ и предмета теории и методики физического воспитания, формирования ее содержания, разработки курсов учебных дисциплин и методики их преподавания. Преподаватели кафедры сосредоточили свои усилия на подготовке учебных программ и учебно-методической литературы по читаемым дисциплинам. Итогом этой многогранной деятельности явилось издание в 1940 году первого в нашей стране официального руководства для институтов физической культуры по предмету «Теория и методика физического воспитания», подготовленного коллективом кафедры во главе с И.М. Коряковским и К.Х. Грантынем. Наряду с этим преподаватели кафедры принимали непосредственное участие в создании учебников по легкой атлетике (И.М. Коряковский), гимнастике (И.М. Коряковский, К.Х. Грантынь, Л.Д. Штакельберг), спортивным играм (К.Х. Грантынь), подвижным играм (М.В. Лейкина). Совместно со спортивно-педагогическими кафедрамисотрудники занимались разработкой научно-методических и организационных проблем комплекса ГТО, впервые введенного в нашей стране в 1931 году.
В послевоенный период на кафедре развернулась большая научно-исследовательская работа по совершенствованию содержания и структуры теории физического воспитания как научной и учебной дисциплины. Многие преподаватели совместно со специалистами родственных кафедр других вузов активнейшим образом участвовали в издании учебных пособий и учебников по теории и методике физического воспитания для средних и высших физкультурных учебных заведений (издания 1953, 1960, 1961, 1964, 1968, 1974, 1978 годов). В этот период удалось разработать целый ряд ключевых концепций теории и методики физического воспитания.
С 1970 года усилия сотрудников, аспирантов и соискателей кафедры были направлены на изучение проблем теории физической культуры на основе современных концепций теории культуры (В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев, Г.А. Решетнева, А.В. Лотоненко, Ф.И. Собянин, В.И. Григорьев, С.В. Малинина и другие). Результаты этих работ послужили мощным толчком для углубленного осмысления основных компонентов, наиболее существенных свойств и связей, составляющих и объединяющих различные стороны физической культуры как целостного многогранного явления.
С 1979 года основной профилирующей дисциплиной в средних и высших физкультурных учебных заведениях вместо теории физического воспитания стала теория физической культуры. Основное внимание коллектива кафедры было сосредоточено на создании соответствующего учебного курса и подготовке учебника.
В 1986 году впервые в нашей стране выходит учебник по основам теории и методики физической культуры для техникумов физической культуры, в написании которого приняли участие преподаватели кафедры В.М. Выдрин, Г.Ф. Шитикова, Ю.Ф. Курамшин. И, наконец, в 2003 г. коллективом кафедры под руководством Ю.Ф. Курамшина был подготовлен и издан учебник для студентов высших учебных заведений «Теория и методика физической культуры», который выдержал 4 издания (2003, 2004, 2007, 2010).
В связи созданием в 2010 году в университете кафедры социально-гуманитарных наук произошла реорганизация кафедры истории. Ряд ее преподавателей: В.У. Агеевец, С.Н. Комаров, Т.М. Антонова, Н.Г. Василевская – вошли в состав кафедры теории и методики физической культуры. Они продолжили разработку вопросов истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины, роли и места физической культуры и спорта в современных условиях развития общества.
В 2013 году вышел в свет учебник «История физической культуры», подготовленный коллективом кафедры в составе С.Н. Комарова, Т.М. Антоновой, Ю.Ф. Курамшина, Н.Г. Василевской. В 2014 г. выходит книга профессора В.У. Агеевца «Движение – здоровье – жизнь», посвященная влиянию двигательной активности человека на его здоровье.
В научной работе кафедры важное место занимали вопросы разработки проблем физической рекреации. В 1998 году Г.П. Виноградов, который начал свою научно-педагогическую деятельность на нашей кафедре и защитил здесь кандидатскую диссертацию, успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Она была посвящена теоретическим и методическим основам физической рекреации. На основе интеграции междициплинарных знаний автором были получены данные о сущности физической рекреации как вида физической культуры. Итогом этой многолетней работы явилось издание в 2015 году учебника «Физическая рекреация», в написании которого принимали участие преподаватели кафедры В.И. Григорьев и Е.А. Ивченко.
Кафедра всегда уважительно относилась к идеям, теоретическому и методическому наследию основателя нашего университета Петра Францевича Лесгафта в области физического образования детей. Поэтому одним из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности являлись проблемы содержания и методики физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Это нашло свое отражение в работах К.Х. Грантыня, М.В. Лейкиной, Г.Ф. Шитиковой, Н.М. Моисеева, Т.А. Шаниной и более поздних – О.А. Двейриной, А.В. Матвеевой.
Преподаватели и аспиранты кафедры широко изучали также актуальные проблемы истории возникновения и развития физического воспитания как общественного явления, социально-педагогические характеристики физической культуры и спорта, терминологию и понятия в области физической культуры, вопросы обучения двигательным действиям и развития физических качеств, разработки содержания и построения спортивной тренировки, спортивной подготовки женщин, спортивной одаренности, прогнозирования и отбора в спорте, технологии контроля подготовленности и нагрузок спортсменов, профессионально-прикладной подготовки, физической рекреации и многие другие.
Важный вклад в разработку исторических, социально-педагогических, теоретико-методологических и прикладных основ теории физической культуры внесли профессора Василий Меркурьевич Выдрин, Николай Иванович Пономарев, Леонид Павлович Федоров, Никита Мстиславович Моисеев, Галина Федоровна Шитикова, Георгий Дмитриевич Харабуга, Юрий Михайлович Николаев, Валерий Иванович Григорьев.
В настоящее время кафедра осуществляет образовательную деятельность по направлениям подготовки бакалавриата 49.03.01, 49.03.02, магистратуры 49.04.01, 49.04.02, а также аспирантуры 49.06.01 – Физическая культура и спорт, профиль подготовки «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические науки)».
Кафедра обеспечивает курсовое и методическое руководство школьной педагогической практикой студентов, осуществляет преподавание по следующим дисциплинам: Теория и методика физической культуры, Теория спорта, История физической культуры, Корпоративный спорт, Физическая рекреация, Олимпийское образование, Современные педагогические технологии, Инновационные педагогические технологии в системе физкультурного профессионального образования, Проектирование образовательного процесса в физкультурных учебных заведениях, Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности, Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности, Современные проблемы наук о физической культуре, Спортивная рекордология и другие.
В разные годы на кафедре преподавали А.А. Красуская, К.И. Кунстман, С.А. Муратов, Н.Н. Пашкевич, С.А. Бортфельд, К.Х. Грантынь, М.А. Годик, И.Г. Громова, П.Т. Кашуро, И.М. Коряковский, К.А. Кузьмина, Ф.П. Шувалов, А.И. Мариничев, М.В. Лейкина, С.В. Янанис, Г.Д. Харабуга, Б.В. Евстафьев, Н.М. Моисеев, Н.И. Пономарев, Л.П. Федоров, Л.В. Шапкова, Г.П. Виноградов, С.А. Гагонин, А.Ф. Константинова, С.А. Пронин, В.И. Григорьев, В.И. Попов, С.В. Никольская, А.А. Свирса и другие специалисты.
В настоящее время на кафедре работают: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор В.У. Агеевец; доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев; доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев; кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Шанина; кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Титорова; кандидат педагогических наук, доцент О.А. Двейрина; кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Ивченко; кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Комаров; кандидат педагогических наук, доцент И.В. Иванов; кандидат педагогических наук, доцент Н.Е. Латышева; кандидат педагогических наук, доцент А.В. Матвеева; кандидат педагогических наук, доцент С.А. Хисматуллин; кандидат педагогических наук Д.А. Михайлова; старший преподаватель Н.Г. Василевская; кандидат педагогических наук М.А. Сафронова, старший преподаватель А.А. Шанина; специалист О.В. Туманова. Возглавляет кафедру заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Юрий Федорович Курамшин.
На протяжении многих лет кафедра проводит огромную работу по подготовке научно-педагогических кадров. Бывшие аспиранты, докторанты и соискатели кафедры работают в настоящее время во многих регионах России, странах СНГ, а также в Болгарии, Вьетнаме, Германии, Чехии, Словакии, Ираке, Польше, Португалии, Корее.
В 2013 году в соответствии с решением Президиума научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга по науке и высшей школе научно-педагогическая школа кафедры включена в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Однако становление научно-педагогической школы кафедры началось значительно раньше – с момента открытия П.Ф. Лесгафтом курсов руководительниц для приготовления физических упражнений и игр (02.09.1986). На протяжении всей своей истории деятельность кафедры тесно связана с научными идеями основателя нашего вуза.
В зависимости от исторического хода становления и развития отечественной системы физического воспитания и спортивной тренировки и потребностей физкультурного движения возникали и формировались различные научные направления в разработке теоретико-методологических основ физической культуры. В последние пять лет основным направлением научно-исследовательской работы кафедры является разработка проблем и перспектив совершенствования структуры и содержания общей теории физической культуры как интегративной системы научно-практических знаний. С 1991 года на кафедре подготовлено 12 докторских и 28 кандидатских диссертаций.
В настоящее время вся деятельность кафедры подчинена подготовке и воспитанию высококвалифицированных специалистов по физической культуре, способных решать сложные профессиональные задачи в быстро меняющихся социальных условиях.