Научная работа
Научно-педагогическая школа
кафедры Теории и методики физической культуры
Область знания по рубрикатору ГРНТИ:
7700 (физическая культура и спорт)
По специальностям научных работников:
13.00.40 - Теория и методика физического воспитания,спортивной тренировки,оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Год основания школы:
2012
Основоположник школы:
Курамшин Юрий Федорович
Текущий руководитель (лидер) школы:
Курамшин Юрий Федорович
Ученая степень руководителя:
Доктор педагогических наук
Ученое звание руководителя:
Профессор
Почетные звания и награды руководителя:
Заслуженный работник высшей школы РФ, Диплом Олимпийского комитета СССР, Медаль к 300-летию Санкт-Петербурга, Академик региональной общественной организации ученых Балтийской Педагогической академии
Почтовый адрес (рабочий):
190121 г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35, кафедра ТиМФК (420 ауд).
Телефон:
8(812) 714-36-87
Общее количество научных публикаций:
213
Тема НИР 2017/2018 гг. - Совершенствование системы профессиональнго образования в области физической культуры и спорта
Научно-исследовательская работа кафедры осуществляется в рамках приоритетного направления науки и инновационной деятельности НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Направление рассматривается в следующих аспектах: 1-й уровень – а) Культурологический подход к разработке теории физической культуры как вида культуры с позиции теории деятельности и потребностей (биологические, социальные, философские, психологические, исторические и др. аспекты); б) Критерии культуры физической; в) Проблемы взаимосвязи материальных и духовных сторон ФК, динамика их соотношения в зависимости от различных факторов, ценностное аспекты; г) Обоснование структуры ФК (ее состава и строения) на основе деятельностно-потребностного, системного, функционального и др. подходов; д) Проблемы человекотворческой, гуманистической сущности ФК кА вида культуры; е) Преобразовательная сущность ФК; ж) Проблемы методологии определения функций ФК и их структуры. 2-й уровень – а) Проблемы культуры телесности (духовная телесность и телесная духовность); б) Проблемы формирования ФК личности (возрастной, половой, профессиональный аспекты и ее критерии; в) Проблемы аксеологии ФК, ФК как ценность и ценности, создаваемые в сфере ФК; г) Специфика формирования и реализации потребностей в сфере физической культуры (биологические, педагогические, психологические, эстетические, интеллектуальные, нравственные и др. аспекты); д) Проблемы соотношения природной «данности» и «заданности» в сфере ФК; е) Проблемы культуры двмижения и двигательной деятельности, ее критерии в процессе быта, труда, спорта, военного дела. 3-й уровень – а) Проблемы культурологического похода к разработке теорий компонентов (видов) ФК на основе современных концепций теории деятельности и потребностей; б) Определение содержания теории и методики каждого компонента ФК, исходя из его специфики, функций и способности удовлетворять определенный круг личностных и общественных потребностей; в) Проблемы неспециального физкультурного образования (физического воспитания): формирование потребностей в занятиях двигательной деятельностью, формирование и совершенствование двигательных навыков, образование нового, более высокого уровня физических качеств, овладение специфическими знаниями, укрепление здоровья; г) Проблемы физической рекреации – активный отдых, смена видов деятельности, ориентация на укрепление здоровья, противодействие инволюции и неблагоприятному влиянию жизни, труда, быта, военного дела; д) Проблемы спорта высших достижений: раскрытие биологических резервов и адаптационных возможностей на предельных уровнях двигательной деятельности, самоутверждение личности, специфика профессиональной деятельности в сфере спорта; е) Проблемы двигательной реабилитации – возвращение к активной социальной жизни с помощью средств и методов ФК лиц, получивших травмы и инвалидов, использование движений в процессе лечения травм и психических перенапряжений.
В 2007 году была проведена заказная научно-исследовательская работа «Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов высшей квалификации на заключительном этапе олимпийского цикла». По результатам данной НИР был составлен заключительный отчет по теме «Структура и содержание тренировки сильнейших спортсменов мира в годичном и олимпийском циклах подготовки».
В 2014 году было опубликовано 14 статей в рецензируемых журналах. Сотрудники кафедры принимали участие в 12ти конференциях, 4 из которых-международные.
За период 2012-2016 гг.НИР проводилась по трем темам:
-
«Содержание и структура теории физической культуры как научной и учебной дисциплины» в соответствии с внутриуниверситетским тематическим планом НИОКР на 2012-2015 гг. Руководитель – проф. Ю.Ф. Курамшин, ответственный исполнитель – проф. О.А. Двейрина.
-
«Теоретико-методические основы рекреационной физической культуры» в соответствии с планом НИОКР Министерства спорта РФ на 2010-2014 гг. Руководитель и ответственный исполнитель – доцент Ивченко Е.А.
-
«Совершенствование системы профессионального образования в области физической культуры и спорта» в соответствии с приказом Министерства спорта РФ от 07.04.2015 г. и государственным заданием на оказание государственных услуг (выполнение работ) на плановый период 2016-2017 гг. Руководитель – проф. Щенникова М.Ю., ответственный исполнитель – проф. Курамшин Ю.Ф.
В научно-исследовательской работе принимает участие весь коллектив кафедры.
За период 2012-2016 преподавателями, аспирантами и соискателями кафедры опубликовано 8 монографий, 257 научных статей, в том числе 93 статьи в журналах из перечня ВАК, 18 статей – в реферативно-библиографических базах Webofscience и Scopus.
Преподаватели, аспиранты и магистранты приняли участие в 124 конференциях различного уровня. Коллектив кафедры ежегодно принимает участие в итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава университета в секции «Теоретико-методологические и исторические проблемы физической культуры».
В 2012 г. кафедра организовала и провела Всероссийскую научно-практическую конференцию, посвященную 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ Н.И. Пономарева. По ее итогам был издан сборник научных трудов «Современные проблемы теории и практики физической культуры».
Диссертации, защищенные сотрудниками кафедры теории и методики физической культуры:
д.п.н., профессор Курамшин Ю.Ф.
Курамшин Юрий Федорович. Акмеология спортивных достижений (Теоретические и прикладные аспекты) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 : Санкт-Петербург, 2002 593 c.
Курамшин Ю.Ф. Исследование эффективности индикативного прогнозирования при отборе в ДЮСШ (на материале экспериментального изучения двигательных способностей в лыжном двоеборье) : дис. ... канд. пед. наук / Курамшин Юрий Федорович; Гос. ордена Ленина и ордена Красного Знамени ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1974
д.п.н., профессор Николаев Ю.М.
Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 : Санкт-Петербург, 1998
Николаев, Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры : дис. … канд. пед. наук / Николаев Ю.М. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Л., 1976. – 190 с.
д.п.н., профессор Агеевец В.У.
Агеевец В.У. Методология и организационно-педагогические факторы совершенствования системы управления физкультурой в современном социалистическом обществе : дисс. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада / Государственный Центральный институт физической культуры. Москва, 1986
Агеевец В.У. Физическая культура и гармоническое развитие личности в социалистическом общества : дисс. ... канд. философских наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Ленинград, 1970
к.п.н., профессор Шанина Т.А.
Шанина Т.А. педагогический контроль физического состояния младших школьников как фактор управления учебным процессом на уроках физического воспитания : дисс. ... канд. пед. наук / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 1993
к.п.н., профессор Комаров С.Н.
Комаров С.Н. Особенности деятельности руководителя в системе добровольных спортивных обществ : дисс. ... канд. пед. наук / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Ленинград, 1980
к.п.н., профессор Двейрина О.А.
Двейрина О.А. сопряженное развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям младших школьников в процессе игровой деятельности : дисс. ... канд. пед. наук / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 1997
к.п.н., доцент Латышева Н.Е.
Латышева Н.Е. Формирование профессионально-педагогических умений по проведению спортивной ориентации у детей и подростков у студентов ИФК в системе непрерывной педагогической практики : дисс. ... канд. пед. наук / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 1995
к.п.н., доцент Ивченко Е.А.
Ивченко Е.А. Взаимосвязь физических и психических нагрузок при занятиях двигательной рекреацией : дисс. ... канд. псих. наук / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2004
к.п.н., доцент Михайлова Д.А.
Михайлова Д.А. Обучающее тестирование как метод освоения дидактических единиц дисциплины "теория и методика избранного спорта (спортивная борьба)" в вузах физической культуры : дисс. ... канд. пед. наук / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2009
к.п.н., доцент Сафронова М.А.
Сафронова М.А. Становление тенденций развития теории физической культуры : дисс. ... канд. пед. наук 13.00.04 / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2016
Диссертации прошедшие защиту под руководством кафедры теории и методики физической кульутры;
Усачев Н.А. Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельностиу студентов факультетов физической культуры : дисс. ... канд. пед. наук / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2010 - научный руководитель Курамшин Ю.Ф.
Алексеева О.И. Дифференцированная методика подготовки пловцов на отделении спортивного совершенствования вуза : дисс. ... канд. пед. наук / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2010 - научный руководитель Григорьев В.И.
Макаров В.Н. методика начального обучения скоростному бегу на коньках в условиях искуственной управляющей среды : дисс. ... канд. пед. наук / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2012 - научный руководитель Хуббиев Ш.З.
Щетитинина С.Ю. - Физическое воспитание школьников тв интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 : Санкт-Петербург, 2014,
Круглик И.И. - Дистанционная педагогическая\ технология в сфере олимпийского образования: дисс. ... канд. пед. наук 13.00.08 / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2017 - научный руководитель Курамшин Ю.Ф.
Сафронова М.А. Становление тенденций развития теории физической культуры : дисс. ... канд. пед. наук 13.00.04 / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2017 - научный руководитель Николаев Ю.М.