49.04.01 «Физическая культура»
Направленность (профиль): «Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта»; «Комплексное научное обеспечение спортивной подготовки»
Факультет здоровья и реабилитологии
Кафедра физиологии
ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В МАГИСТРАТУРУ
- Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. Стадии адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Функциональная система адаптации.
- Изменение функционирования органов и систем организма при выполнении физической нагрузки.
- Физиологические механизмы формирования адаптационных сдвигов в организме. Особенности физиологической адаптации в различном возрасте.
- Физиологическая характеристика работы субмаксимальной и большой мощности.
- Физиологическая характеристика работы умеренной и переменной мощности.
- Физиологическая характеристика работы максимальной мощности и статической
работы. - Физическая работоспособность спортсмена. Ее прямые и косвенные показатели иметоды тестирования.
- Физиологические механизмы развития тренированности. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных нагрузках.
- Особенности реакций на физические нагрузки вегетативных систем организма людей
зрелого и пожилого возраста. Влияние физических нагрузок на их функциональное
состояние, работоспособность и сохранение здоровья. - Адаптация вегетативных систем организма детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Влияние спортивной тренировки на развитие
функций организма, его работоспособности и устойчивости к заболеваниям. - Физическое качество сила, формы ее проявления и возрастные особенности. Физиологические механизмы развитии и функциональные резервы мышечной силы.
- Физическое качество быстрота, формы ее проявления и возрастные особенности.
Физиологические закономерности и механизмы развития физического качества быстроты. - Физиологические закономерности, формы проявления и механизмы развития выносливости.
- Физическая работоспособность спортсменов в условиях воздействия низких и высоких температур и высокой влажности.
- Физическая работоспособность спортсменов в условиях пониженного атмосферного давления.
- Изменение проявления физических качеств и навыков, морфофункциональных и метаболических состояний организма при спортивной деятельности в водной среде.
- Физиологические механизмы формирования и поддержания оптимального состояния тренированности у спортсменов.
- Способы и методы оценки проявления физических качеств и навыков, изменений морфофункциональных и метаболических состояний организма при спортивной деятельности и использовать их результаты в целях повышения эффективности тренировочного процесса.
- Особенности наследования физических качеств, обоснование выбора спортивной специализации на основании генотипических особенностей спортсмена.
- Генетические особенности, определяющие результативность тренировочного процесса. Способы прогнозирования достижения спортивных результатов.
- Способы оценки генетических, физиологических, морфологических и биохимических показателей организма при спортивной деятельности.
- Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта.
- Возрастные и половые аспекты психофизиологического статуса человека.
- Изменения физиологических и психофизиологических показателей организма при занятиях физкультурой и спортом.
- Физиологические ипсихофизиологические особенности спортсменов, их диагностика и учет в проведении спортивного отбора в спортивной практике.
- Сущность протекания биохимических процессов в организме при адаптации к физическим нагрузкам.
- Изменения биохимических показателей при срочной и долговременной адаптации.
- Биохимическая характеристика работы субмаксимальной и большой мощности.
- Биохимическая характеристика работы умеренной и переменной мощности.
- Биохимическая характеристика работы максимальной мощности и статической
работы. - Способы и методы оценки биохимических показателей организма при выполнении спортивной деятельности.
- Характеристика основных линий метаболических процессов в организме человека. Связь биохимических процессов между собой.
- Пути и способы утилизации кислорода в организме (митохондриальное, перекисное и микросомальное окисление).
- Биохимические механизмы срочной (экстренной) и долговременной (хронической) адаптации.
- Биохимические компоненты функциональной системы адаптации к различным физическим (мышечным) нагрузкам.
- Характеристика биохимических изменений при формировании адаптационных изменений.
- Специфичность биохимических систем адаптации к различным физическим (мышечным) нагрузкам, их характеристика.
- Оценка физической работоспособности спортсмена по данным биохимических показателей.
- Способы и методы сохранения, восстановления и повышения работоспособности, основанные на коррекции биохимических показателей организма.
- Основные направления антропологии: биологическая, философская, социальная, культурная, спортивная антропология. Объект и предмет исследования в антропологии. Термины и понятия.
- Современный человек и эволюция. Антропология о современном человеке. Настоящее, прошлое и будущее человека.
- Место человека в природе. Обще видовые анатомо-антропологические характеристики современного человека.
- Основные методы исследований в антропологии. Антропометрические методы исследования в антропологии. Антропометрические приборы.
- Морфогенетические, гистологические, математико-статистические методы в антропологических исследованиях и их значение для спортивной практики.
- Основные закономерности роста и развития. Биологический возраст и критерии его определения. Видовая продолжительность жизни. Проблемы старения.
- Секулярные тренды. Соотношение темпов онтогенеза и конституционально-зависимых признаков. Акселерация развития и спорт.
- Физическое развитие человека. Методы определения физического развития. Возрастная изменчивость показателей физического развития. Вариант и критерии темпов развития, его значение в спорте.
- Мониторинг индивидуального развития и популяционные стандарты. Индексы физического развития. Особенности оценки индивидуального развития у занимающихся спортивной деятельностью.
- Понятие о конституции. Традиционные основы учения о конституции. Морфологические, психофизиологические аспекты конституции, экологические аспекты конституции.
- Уровни пола: генетический, гипоталамический, гормональный, генитальный, соматический, нейродинамический и психологический. Половой диморфизм морфологических признаков. Особенности проявления признаков полового диморфизма у спортсменов. Контроль пола в практике спорта.
- Критерии соматотипирования. Основные координаты телосложения человека (пропорции, состав тела) и методы его оценки.
- Анатомо-антропологические особенности телосложения спортсменов различных спортивных специализаций.
- Антропогенетика. Морфогенетические маркеры их значение для спортивного отбора прогнозирование физической работоспособности.
- Метод дерматоглифики. Основные дерматоглифические признаки. Дерматоглифические маркеры индивидуального развития человека и спортивного прогноза.
- Анатомо-антропологический контроль и его роль в оптимизации спортивного отбора и тренировочного процесса.
- Общебиологические основы механизмов адаптации. Природные адаптации человека и общие закономерности. Морфологическая адаптация человека к физическим нагрузкам.
- Анатомо-антропологические особенности адаптации опорно-двигательного аппарата под воздействием физических нагрузок.
- Факторы, влияющие на формирование соматического статуса человека. Эколого-биологические, социальные факторы их влияние на формирование анатомо-антропологических показателей у человека и их значение для спортивной деятельности.
- Анатомо-антропологические особенности модельных характеристик спортсменов различных специализаций.
- Спортивный отбор и ориентация спортсменов в спортивно-морфологической практике.
Основная литература:
1. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2015. - 620 с.
2. Физиология человека / под. ред. В.И.Тхоревского.- М.: Физкультура, образование и наука, 2001 – 492 с.
3. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека. Пособие для вузов физической культуры/ под общ. ред. А. С. Солодкова; НГУ им. П. Ф. Лесгафта.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Советский спорт 2011.-200с.:ил.
4. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов. Учебное пособие /И.В.Левшин, Л.В.Михно, А.Н.Поликарпочкин.-2-е изд., испр. и доп. .-М.:Спорт, 2016.-168с.
5. Диагностика функционального состояния. Учебное пособие. В.В.Селиверстова, Д.С.Мельников. Национальный гос.ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им.П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. –СПб.-2012.- 98с.
Дополнительная литература:
6. Чинкин А.С., Назаренко А.С. Физиология спорта. Учебное пособие.-М.:Спорт, 2016.-120с.
7. Сологуб М.И., Левшин И.В. Клеточные механизмы адаптации. - СПб: НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2014. - 100с.
8. Солодков А.С., Селиверстова В.В.. Физиологические проблемы адаптации к физическим нагрузкам. - СПб: НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2014. - 100с. .
9. Физическая работоспособность человека: методы оценки и способы коррекции: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта, 2007. 48 с.
10. Земцова И.И. Спортивная физиология. Учебное пособие для ВУЗов.
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.-156 с.
11. Психологическое тестирование спортсменов. Учебно-методическое пособие. В.В.Селиверстова, Д.С.Мельников. Национальный гос.ун-т физ. культуры им.П.Ф.Лесгафта,Санкт-Петербург.-СПб., 2010. – 81 с.
12. Безаппаратурные методики для определения функционального состояния организма: Учебно-методическое пособие. / Н.В. Кудрявцева, Д.С. Мельников, М.А. Шансков; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.:, 2010. – 50 с.
- 6258 просмотров
- Версия для печати