Психологические науки - объемные требования

Направление подготовки 49.06.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Направленность (профиль) – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры – психологические науки»
 

  1. Теория физической культуры как наука и учебная дисциплина.
  2. Силовые способности и методика их развития.
  3. Предмет психологии физической культуры и спорта.
  4. Понятие «физическая культура» и его связь с другими понятиями.
  5. Скоростные способности и методика их развития.
  6. Методы исследования в психологии физической культуры и спорта.
  7. Психологическая характеристика физического воспитания, спорта и двигательной рекреации (активного отдыха).
  8. Выносливость и методика ее развития.
  9. Педагогическая и моторная плотность урока, ее значение и способы регулирования. Хронометрирование урока, пульсовая кривая урока.
  10. Формы построения занятий в физическом воспитании. Особенности и классификация урочных и неурочных форм занятий.
  11. Особенности построения больших циклов тренировки (макроциклов).
  12. Психологическая структура спортивной деятельности.
  13. Понятия: «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физическое совершенство»; критерии физического совершенства.
  14. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов.
  15. Актуальные проблемы психологии спорта.
  16. Понятие «спорт», его соотношение с другими понятиями.
  17. Принцип наглядности.
  18. Психологические классификации видов спорта.
  19. Структура физической культуры как вида культуры, ее основные функции (общие и специфические)
  20. Перенос двигательных навыков (понятие, его виды).
  21. Проблема психической нагрузки в спорте.
  22. Методы научного исследования в теории физической культуры.
  23. Координационные способности и методика их развития.
  24. Источники стресса в современном спорте.
  25. Цель, задачи, содержание спортивной тренировки
  26. Гибкость и методика ее развития.
  27. Проблема психического (профессионального) выгорания спортсменов. Рекомендации по его профилактике и коррекции.
  28. Нагрузка и отдых в физическом воспитании, их виды. Приемы дозирования и регулирования нагрузки.
  29. Основные направления информатизации современных технологий обучения: «содержательный подход», «процессуальный подход».
  30. Задачи и проблемы психологии спорта.
  31. Система физического воспитания (понятия, основы, структура).
  32. Игровой и соревновательный методы (назначение, методические особенности, содержание)
  33. Закономерности и факторы психического развития, их учет в спортивной деятельности.
  34. Подходы к организации воспитательной работы со студентами разных курсов.
  35. Содержание и структура урока физического воспитания.
  36. Психологическая подготовка в спорте: виды, содержание.
  37. Понятие «техника физических упражнений», основа, определяющее звено, детали техники. Педагогические критерии эффективности техники.
  38. Принцип непрерывности тренировочного процесса.
  39. Сравнительная характеристика психики и сознания.
  40. Средства физического воспитания, их общая характеристика, состав, методические особенности.
  41. Принципы разработки мультимедийной автоматизированной обучающей системы.
    Краткая характеристика познавательных психических процессов, их роль в спортивной деятельности.
  42. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  43. Принципы спортивной тренировки: направленность к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки
    Общие и дифференцированные рекомендации по формированию, развитию и коррекции мотивации у спортсменов на разных этапах подготовки.
  44. Классификация методов, применяемых в физическом воспитании, требования к их выбору.
  45. Физическая подготовка спортсмена (содержание, значение, связь с другими сторонами подготовки).
  46. Стрессоустойчивость как личностный копинг-ресурс.
  47. Двигательные умения и навыки как результат обучения. Роль знаний в их формировании.
  48. Тактическая подготовка спортсмена (содержание, значение, связь с другими сторонами подготовки).
  49. Эмоциональный и социальный интеллект как личностный копинг-ресурс в спорте.
  50. Направленность, задачи и формы физической культуры в школе.
  51. Принцип цикличности тренировочного процесса.
  52. Характеристика методов повторного и интервального упражнения.
  53. Средства спортивной тренировки. Классификация физических упражнений, применяемых в спортивной тренировке.
  54. Предстартовые состояния спортсменов: понятие, виды, диагностика, коррекция.
  55. Методы целостного и расчленение-конструктивного упражнения, связь с методами слова и демонстрации.
  56. Техническая подготовка спортсмена (содержание, значение, связь с другими сторонами подготовки).
  57. Неблагоприятные психические состояния спортсменов в тренировочном процессе и средства их профилактики и коррекции.
  58. Планирование работы по физическому воспитанию (назначение, виды, методические требования).
  59. Характеристика методов равномерного и переменного упражнения.
  60. Психологические детерминанты спортивного успеха.
  61. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (назначение, виды и особенности каждого).
  62. Принцип волнообразного изменения тренировочных нагрузок.
  63. Целеполагание в спорте. Технология постановки целей в спорте.
  64. Назначение и виды внеклассных занятий по физической культуре в школе.
  65. Принцип постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок.
  66. Учет психологических особенностей детей школьного возраста в процессе организованных занятий двигательной активностью.
  67. Двигательные ошибки, их классификация, пути предупреждения и способы устранения.
  68. Контроль и учет работы в физическом воспитании (назначение, виды, методические требования).
  69. Спортивная команда как малая социальная группа.
  70. Назначение и виды внешкольных занятий физическими упражнениями.
  71. Обоснование периодизации круглогодичной тренировки. Спортивная форма и фазы ее становления. Внешние условия периодизации спортивной тренировки.
  72. Социально-психологические ресурсы повышения конкурентоспособности спортсменов (уровень развития малой группы, сплоченность, социально-психологический климат).
  73. Особенности тренировки в различные периоды годичного макроцикла.
  74. Методы обеспечения наглядности в физическом воспитании.
  75. < > стереотипы в спорте.Направленность, формы и особенности физической культуры лиц пожилого и старшего возраста.
  76. Построение спортивной тренировки (общая характеристика). Особенности построения отдельных тренировочных занятий и малых циклов тренировки (микроциклов).
  77. Психотехнические игры, связанные с групповым взаимодействием.
  78. Направления, формы и особенности физической культуры в зрелом возрасте.
  79. Структура и типы средних циклов (мезоциклов) тренировки.
  80. Психологическое обеспечение спортивной подготовки (Г.Д.Горбунов).
  81. Принцип постепенного повышения требований.
  82. Классификация методов спортивной тренировки. Требования к выбору методов.
  83. Система психологического сопровождения спортивной карьеры (Н.Б.Стамбулова).

  
 
Рекомендуемая литература для поступающих на направление подготовки 49.06.01 Физическая культура и спорт, направленность (профиль) «Теория и методика физического воспитания. спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки)»
 

  1. Серова, Л.К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте [Текст] : учебное пособие для вузов / Л.К. Серова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 146, [1] с. : ил. - (Университеты России). - Соответствует программам ведущих науч.-образоват. школ. - Библиогр.: с. 139-147. - ISBN 978-5-534-06393-6 : 303 р. 45 к.
  2. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : учеб. пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб. : Изд-во Центр карьеры, 1999. - 367 с. : ил. - Гриф:Допущено Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму. - ISBN 5-901126-01-7 : 50р.
  3. < >   Системный подход в деятельности психолога [Текст] : учебное пособие [для образовательной программы по направлениям 49.04.01 - физическая культура, 44.04.02 - психолого-педагогическое образование] / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых ; [Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург]. - [Saarbruecken] : Palmarium Academic Publishing, [2014]. - 300 c.Психология физической культуры [Текст] : учебник для высших учебных заведений физической культуры, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300.62 - Физическая культура / под общ. ред. Б. П. Яковлева, Г. Д. Бабушкина. - Москва : Спорт, 2016. - 623 с.
  4. Пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. Юдина О.И. Педагогическая диагностика [Электронный ресурс]: практикум/ Юдина О.И.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33647.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 
Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины:

 
рекомендуемая литература
 

  1. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : [монография]/ В.Б. Иссурин. - М. : Советский спорт, 2010. - 283 с. : ил. - (Спорт без границ). - ISBN 978-5-9718-0410-9.
  2. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для студ. вузов / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2011. - 340 с. : ил. - (Атланты спортивной науки).
  3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высш. спец. физкультур. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., стереотип. - СПб. : Лань, 2010. - 159 с. : ил.
  4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 543 с. - (Корифеи спорт. науки).
  5. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимп. лит., 2013. - 623 с. : ил. - ISBN 978-9668708-66-4.
  6. Платонов, В.Н.
  7. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Курамшина Ю.Ф. – М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.
  8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
  9. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для высших учебных заведений : в 2 т. / под ред. С. П. Евсеева. - Москва : Советский спорт, 2010. - ISBN 978-5-9718-0450-5 (т. 1) ; ISBN 978-5-9718-0402-4 (т. 2).

 
Перечень электронных и Интернет-ресурсов

  1. sportedu.ru infosport.ru ActiveSport.info - первый портал активного отдыха и экстремального спорта в Петербурге http://www.activesport.info/
  2. Эксклюзивные новости российского и мирового спорта. РосБизнесКонсалтинг http://sport.rbc.ru/
  3. Спортивный портал на Рамблере http://sport.rambler.ru/
  4. Спортивный портал Sports.ru
  5. Спортивный портал Казахстанаhttp://www.sports.kz/
  6. Спорт в Санкт-Петербурге http://www.sportspb.com/
  7. Информационно-спортивный портал Sportfinder http://www.sportfinder.ru/
  8. Новости спорта. Спортивная аналитика. http://news.sportbox.ru/
  9. МОСКОМСПОРТ - информационный портал о спорте http://www.mossport.ru/
  10. Спортивный портал на Куличиках http://sport.kulichki.net/
  11. Неофициальный спортивный портал Москвы http://www.sportmsk.ru/index.php
  12. Рецепт - спорт - спортивно-информационный сайт социального интернет-проекта "Единая страна"
  13. Электронная библиотека НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург