СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА - устно - письменный

Объемные требования к вступительным испытаниям в аспирантуру
По группе научных специальностей 5.8 Педагогика
Шифр и наименование научной специальности: 5.8.7 Методология и технология профессионального образования

  1. Основные проблемы теории и методики профессионального образования.
  2. Научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования.
  3. Прогнозирование и определение структуры подготовки кадров.
  4. Взаимосвязь и взаимопреемственность   общего и профессионального образования.
  5. Взаимосвязь понятий (категорий): дидактика, методика.
  6. Взаимосвязь понятий педагогические системы, педагогические технологии, педагогические техники.
  7. Подготовка кадров в педагогическом вузе.
  8. Технологии оценочной деятельности в вузе.
  9. Специфика построения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ высшего образования.
  10. Проблема развития познавательной активности и познавательных интересов в педагогике высшей школы.
  11.  Методология исследований, их новизна и практическая значимость.
  12. Сущность управления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
  13.  Функции и методы управления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
  14. Стратегия развития профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в новых социально-экономических условиях.
  15. Педагогическая направленность управления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
  16. Моделирование структур  управления  образовательными организациями высшего образования.
  17. Подготовка и повышение квалификации педагогических профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
  18. Инновационные процессы в профессиональном образовании.
  19. Методология и методы профессиональных педагогических исследований.
  20. Профессиональная педагогика- как составная часть теории и методики профессионального образования.
  21. Взаимосвязь теории и методики профессионального образования с другими науками.
  22. Требования к отбору и конструированию учебной информации.
  23. Организация самостоятельной работы  в вузе.
  24. Стратегия развития профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в новых социально-экономических условиях.
  25. Педагогическая направленность управления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
  26. Основные категории, определяющие сущность научно- методической деятельности специалиста.
  27. Научно- методическая деятельность в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
  28. Технологический подход к развитию внутривузовской системы подготовки и переподготовки кадров.
  29. Формирование профессионального мировоззрения.
  30. Профессиональная Я-концепция.
  31. Интеграционные процессы в профессиональном образовании.
  32. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.
  33. Гуманизация профессионального образования.
  34. Гуманитарная экспертиза инновационных проектов в сфере профессионального образования.
  35. Образовательная среда профессиональных образовательных организаций среднего звена и образовательных организаций высшего образования.
  36.  Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.
  37. Профессиональное воспитание: сущность, основные направления.
  38. Личностно-развивающий подход в профессиональном воспитании.
  39. Профессиональное саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
  40. Концептуализация эффективных практик подготовки кадров для различных профессиональных сфер; методы исследования профессионального образования. 
  41. Внутрикорпоративное обучение.
  42. Взаимодействие систем профессионального образования с рынком труда, социальными и профессиональными партнерами.
  43. Государственно-общественный характер управления профессиональным образованием.
  44.  Концептуализация и технологизация практик гибридного обучения.
  45. Технологии чемпионатного образования.
  46. Инклюзивные аспекты профессионального образования.
  47. Образовательный менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании.
  48. Социально-экономические эффекты профессионального образования.
  49.  Педагогические проблемы профориентации.
  50. Развивающий потенциал цифровых ресурсов в профориентации.
  51. Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.
  52. Антропологический подход в профессиональном образовании.
  53. Неформальное образование как способ профессионализации.
  54. Педагогические измерения в практиках профессионального образования.
  55. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
  56. Понятийный аппарат профессионального образования. 
  57. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.
  58.  Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции.
  59. Обновление профессиональных функций и компетенций специалистов в условиях цифровизации экономики.
  60. Культурной трансформации мира как фактор развития содержания и технологий профессионального образования.

 
 Перечень основной и дополнительной литературы, необходимый для освоения дисциплины:
ОСНОВНАЯ:

  1. Бим-Бад, Б. М.  История и теория педагогики / Б. М. Бим-Бад. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08058-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452111 
  2. Савенков, А. И.  Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 187 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06821-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452663 
  3. Смирнов, С. Д.  Психология и педагогика в высшей школе : учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08294-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451678
  4. Таратухина, Ю. В.  Педагогика высшей школы в современном мире : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 217 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13724-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467500 
  5. Орехов, Е.Ф. Модернизация высшего профессионального образования в отрасли физической культуры и спорта в современных социокультурных условиях [Текст] : монография / Е. Ф. Орехов ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б. и.], 2011. - 529 с. : ил.

 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Галкин Ю.П. Теория и методика профессионально-прикладной физической подготовки : учебное пособие / Ю.П. Галкин; Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б. и.], 2009. – 130 с. - Режим доступа: локальная сеть библиотеки, ЭБ
  2. Дмитриев, С.В. Формирование сознания и самосознания студентов на основе предметно-смыслового содержания образовательных технологий [Текст] : монография / С. В. Дмитриев, Е. В. Быстрицкая ; М-во образования и науки Рос. Федерации ; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород : [б. и.], 2012. - 285 с. : ил. - ISBN 978-5-98449-211-9.
  3. Закревская, Н.Г. Интеллектуальный потенциал научного сообщества в университетах физической культуры [Электронный ресурс] : монография / Н. Г. Закревская ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 1,34 МБ). - СПб. : [б. и.], 2009. – 158 с. - Режим доступа: локальная сеть библиотеки, ЭБС.
  4. Закревская, Н.Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России [Электронный ресурс] : монография / Н. Г. Закревская ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 920 КБ). - СПб. : [б. и.], 2009. – 165 с. - Режим доступа: локальная сеть библиотеки, ЭБС
  5. Теория и методика профессионального образования: сборник научных статей : [18+]. – Минск : РИПО, 2016. Вып. 3. – 240 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486005
  6. Теория и методика профессионального образования: сборник научных статей : [18+]. – Минск : РИПО, 2015. Вып. 2. – 253 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486004 
  7. Традиции и инновации российского высшего образования в сфере физической культуры. Опыт транскультурного ориентирования [Электронный ресурс] : монография / Е. В. Утишева [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург ; под ред. Е.В. Утишевой, Н. Г. Закревской. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 1,81 МБ). - СПб. : Стратегия будущего, 2011. – 274 с.- Режим доступа: локальная сеть библиотеки, ЭБС

 
Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля):