Анастасия Мишина и Александр Галлямов: «Учеба для спортсмена — тоже испытание»

Студенты второго курса кафедры теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания Анастасия Мишина и Александр Галлямов этой весной с триумфом одержали победу на чемпионате мира в Стокгольме (Швеция), в командном турнире World Team Trophy 2021 в Осаке (Япония) и теперь являются главными претендентами на участие в Олимпийских играх 2022 года в Пекине. У пары насыщенный сезон. О том, как спортсмены совмещают интенсивные тренировки с учебой, о любимых предметах и преподавателях, самых ярких событиях студенческой жизни — в интервью газете «Лесгафтовец».
 
— Поздравляем вас с победой! У вас сейчас довольно большая нагрузка. Как проходит учеба в Университете им. П.Ф. Лесгафта? Какой у вас любимый предмет?
Анастасия:
— На первом курсе одним из любимых предметов была теория и методика фигурного катания. Это мой профиль: хотелось узнать историю своего вида спорта. Со второго курса для меня стали интересны психология, английский. Здесь, в Лесгафта, он более профессиональный, например, мы узнали спортивные термины на английском. Профильных предметов у нас немного, меньше половины, в процентном соотношении где-то сорок на шестьдесят.
Александр:
— Мне, конечно же, нравятся наши профессиональные предметы, которые непосредственно связаны с фигурным катанием. Их ведет наш куратор Владислав Дмитриевич Сезганов. Когда мы обсуждаем какой-то прыжок или шаг, то я открыто могу все рассказать, показать, как это правильно нужно сделать. Мы с Владиславом катались в одной группе, когда он был спортсменом, катались на одном льду. Он видел, как меня обучали тройным прыжкам, у нас плюс-минус техника прыжков одинаковая. К сожалению, в связи с тренировками приходится пропускать многие пары. Приходится договариваться с преподавателями, чтобы перенести зачет, экзамен. Предметы интересные, что-то для себя открываю поистине новое, что можно применить в тренерской карьере. Надеюсь, когда стану тренером, то эти знания пойдут на пользу.
— Когда вы планируете стать тренером?
Александр:
— Сейчас я действующий спортсмен, поэтому пока настроен кататься со своей партнершей, нацелен лишь на спортивную карьеру, как дальше сложится — посмотрим. Я хорошо владею техникой элементов. Думаю, смогу обучить своих учеников, передать им свои знания. Когда какие-то элементы исполняют другие спортсмены, я уже вижу, где ошибка и как ее нужно устранить, знаю, как ее нужно предотвратить.
— Справляетесь с учебой? Были сложности за прошедшие два курса?
Анастасия:
— Мне было трудно первые полгода, потому что я еще не поняла формат: как в университете все работает. Дальше уже было проще, но сейчас я вновь столкнулась со сложностями: у нас очень насыщенный сезон. Думаю, что по окончании последних соревнований мне удастся все сдать.
Александр:
— Без сложностей никуда не обойтись. Приходится решать проблемы, если они существуют, справляться со всем этим. Спорт тебя закаляет, он учит тебя преодолевать некоторые трудности. Это же касается и учебы. Это тоже испытание для спортсмена: чтобы он выучил что-то новое, чтобы ему это пригодилось в дальнейшей тренерской карьере.
— В 2020 году всех студентов нашего вуза перевели на дистанционное обучение. В таком формате вам, наверное, было легче обучаться?
Анастасия:
— Для меня в принципе очень удобна дистанционная система: я могу выполнять задания тогда, когда мне удобно, и вижу весь объем работы, который мне необходимо сделать.
Александр:
— На самом деле да, было легче. Предыдущей весной было удобнее учиться: я не выходил из дома, можно было спокойно связаться с  преподавателем. Когда обучение проходит в очном формате, то всегда приходится искать преподавателя, договариваться о сдаче зачета или экзамена. При дистанционном обучении гораздо легче связаться, договориться — возникает гораздо меньше проблем.
— Есть смысл в переводе профессиональных спортсменов на полноценное дистанционное обучение?
Анастасия:
— Да. Действующим спортсменам так намного удобнее.
Александр:
— Я соглашусь с Анастасией, в дистанционном формате гораздо удобнее учиться. Мы проверили это на себе прошлой весной. У меня дом, университет и каток находятся в разных точках города. Санкт-Петербург — город большой, поэтому после тренировки приходилось ехать в вуз, после — домой, все дела уходили на второй план. Все-таки мы выступаем на взрослом уровне — нам нужно полное восстановление, чтобы продолжать кататься и готовиться к соревнованиям.
— Какие методики обучения вам понравились или запомнились?
Анастасия:
— На обычных лекциях важны примеры. Из жизни преподавателя или спортсменов… Когда объясняют все на примерах, так проще воспринимать информацию.
Александр:
— На профессиональных предметах появляется большое желание к обсуждению, мне нравится разбор ошибок спортсменов на примерах.
— Опишите самое яркое событие студенческой жизни.
Анастасия:
— Мне всегда интересно, когда мы всей группой собираемся на какой-то выезд, например. Вот на лыжах мы едем кататься в Кавголово — это всегда интересно. Эта поездка мне и запомнилась.
Александр:
— В связи с тренировками у нас с партнершей появляется много пропусков, поэтому я отмечу дистанционное обучение. Это было что-то новое, удобное для нас. Сдача экзаменов была удобнее: тебя никто не отвлекает, ты непосредственно общаешься с преподавателем. При очном формате в аудитории присутствуют и другие студенты — иногда чувствуешь себя неловко. При дистанционном формате ты не будешь так скованно отвечать на вопрос, более уверенно даешь ответы.
— Что больше всего запомнилось в вузе? Может, преподаватели, интерьеры зданий, корпуса?
Анастасия:
— Из преподавателей мне нравится Сухляева Александра Викторовна, она ведет теорию и методику физической культуры. Она все очень интересно и доступно рассказывает, а также всегда дает понятное домашнее задание. Главное — все выучить и написать. Архитектура зданий Лесгафта, конечно, запоминается. Главный корпус у нас самый красивый.
Александр:
— Больше всего мне запомнилось 2 сентября 2019 года, когда мы с партнершей были у памятника Лесгафта. Когда мы посмотрели на него, то я подумал: когда я получу диплом, можно сфотографироваться около этого памятника — это будет знаковое событие всей жизни.
— В этом году университет празднует 125-летие со дня своего основания. Что вы можете пожелать вузу?
Анастасия:
— Хочется пожелать, чтобы в нашем вузе было побольше успешных спортсменов, чтобы они успевали учиться и чтобы преподаватели понимали спортсменов и помогали им.
Александр:
— Хочу пожелать достойных спортсменов, больших профессионалов своего дела, которые смогут с гордостью представлять наш вуз. Также хочу пожелать процветания, чтобы студентам было интересно обучаться. И побольше красных дипломов!
 
Александр Непраш, Марина Голокова
 
 

Больше материалов – в газете «Лесгафтовец».
Читайте онлайн http://www.lesgaft.spb.ru/ru/paperbyyear/2021.